Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами

Как записать мощные барабаны одним, двумя, тремя и четырьмя устройствами.

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами

В конце 1960-х годов британский звукорежиссёр Глин Джонс придумал собственную методику записи ударных, позволившую получить объёмные и мощные барабаны с помощью всего пары микрофонов. Рассказываем, в чём заключается метод Глина Джонса и как записывать ударные этим способом.


Когда мы говорим о профессиональной записи ударных, в голове сразу появляется яркая картина с просторным помещением, в котором ведется запись большой ударной установки множеством микрофонов. Мы представляем комбинацию оверхед-микрофонов, отдельных микрофонов для каждого барабана и набора микрофонов, снимающих комнату, и думаем, что только так можно получить современное, сочное звучание ударных.

Конечно, барабаны можно записывать именно так, но зачем усложнять процесс, если есть более простые и действенные варианты? В конце 1960-х годов британский звукорежиссёр Глин Джонс разработал собственную методику записи ударных, позволяющую записать объёмные и мощные барабаны ограниченным числом микрофонов (от одного до четырех). Методика быстро обрела популярность в среде звукорежиссеров и получила название «Метод Глина Джонса».

Глин Джонс? Кто это вообще такой?

Глин Джонс

Глин Джонс — это британский музыкант, звукорежиссёр и продюсер, начавший свою карьеру помощником у Битлов. В разное время Джонс записывал Led Zeppelin, The Who, The Rolling Stones, The Eagles и Эрика Клэптона.

Специалист сделал себе имя на записях Led Zeppelin: монструозное и громоподобное звучание ударных Джона Бонэма — результат не только мощной игры самого барабанщика, но и студийной работы звукорежиссёра. С помощью разработанного метода записи Джонс смог четырьмя микрофонами получить качественный саунд ударных и захватить все особенности игры Бонэма.

Окей, с ним все понятно. В чем заключается метод Глина Джонса?

В идеале для записи ударных понадобятся 4 микрофона:

Метод Глина Джонса предполагает, что два оверхед-микрофона записывают всю установку (общую картину звука, отклик комнаты). Микрофоны у бочки и рабочего служат эдакой точкой опоры — усилителями, которые делают звук основных элементов установки жирнее, а заодно дают больше гибкости при сведении ударных.

Оверхед-микрофоны — основа методики. Несмотря на простоту, микрофоны нужно расположить довольно необычно.

Хорошо, с чего мне начать?

Первый оверхед-микрофон располагается над ударной установкой

Всё начинается с одного оверхед-микрофона, который записывает сигнал в моно (что логично!). Микрофон устанавливается строго над центром ударной установки на расстоянии 90-120 см.

Направление микрофона — между рабочим барабаном и напольным томом, примерно по центру бас-бочки. Сетка микрофона смотрит сверху вних на остальную установку.

Записав барабаны одним микрофоном, мы получим идеально сбалансированную картину: в общем миксе одинаково хорошо слышны рабочий, тома, тарелки. Слегка наклонив микрофон в сторону томов, мы выделим при записи высокий и средний томы, подняв его чуть выше — уберём песок и шипение у тарелок.

Поднимая, опуская и поворачивая микрофон, мы можем найти желаемый баланс барабанов в общем звуке установки: выделить тома, смягчить железо или другие элементы.

Ясно, что дальше?

Второй оверхед-микрофон устанавливается недалеко от напольного тома, расстояние до центра установки для обоих микрофонов одинаково

Получив сбалансированный звук, добавим в сетап второй оверхед-микрофон. Микрофон устаналивается с правой стороны от напольного тома, на удалении примерно в 15-16 см от обода барабана. Второй оверхед смотрит прямо на рабочий барабан и хай-хэт.

Второй микрофон — не совсем оверхед-микрофон. Как видно из описания, он выступает в роли «стороннего слушателя», записывая установку с другого ракурса.

Добавляя второй оверхед, нужно следовать двум правилам:

  1. Первый и второй микрофоны обязательно должны быть в фазе по отношению друг к другу;
  2. Расстояние от решетки на конце второго оверхед-микрофона до ударной установки (до центра рабочего барабана) должно быть полностью идентично расстоянию между решеткой первого оверхеда и ударной установкой.

Два микрофона дают сбалансированную, ясную и сочную стереокартину. Рабочий и бочка в таком формате звучат строго в центре, будучи окружённые саундом тарелок и чистым звуком томов.

Тем не менее ударным может не хватать низа и атаки бочки, а также жира рабочего барабана. Исправить недостатки можно добавлением ещё двух микрофонов для бочки и рабочего.

Да, в звуке не хватает низа. Куда мне ставить дополнительные микрофоны?

Третий микрофон снимает бас-бочку и ставится близко к ней или помещается внутрь неё

Микрофон для бас-бочки нужно установить близко к мембране (пластику) или внутри самого барабана. Выбирайте место таким образом, чтобы в миксе у бочки появилась недостающая атака и полнота звучания.

Четвертый микрофон снимает рабочий барабан и располагается рядом с ним под углом

Спот-микрофон для рабочего барабана нужно установить под углом к самому барабану, в нескольких сантиметрах (5-10-15) над ободом. Звучание рабочего будет меняться в зависимости от угла, под которым стоит микрофон.

Помните, что у вас уже есть сигнал рабочего и бочки, снимаемый оверхед-микрофонами. Не усердствуйте со спот-микрофонами — ваша задача заключается в том, чтобы восполнить недостающие пробелы в картине звука ударной установки.

Довольно просто! Что еще нужно учесть?

Метод Глина Джонса подразумевает, что вы учитываете ряд факторов, связанных с ударными.

Стоп. А если у меня нет четырех микрофонов?

Не беда — можно обойтись тремя, двумя и даже одним микрофоном. В зависимости от количества микрофонов, вам потребуется другое оборудование: к примеру, для записи ударных одним микрофоном лучше воспользоваться устройством с всенаправленной диаграммой. Тем не менее, суть метода записи будет оставаться прежней.

Подробнее прочитать и посмотреть на методики записи ударных одним, двумя и тремя микрофонами можно в этом материале.

Exit mobile version