Запись вокала дома: 7 советов для достижения лучшего результата

Что нужно учесть и о чём нужно помнить, чтобы получить качественный и убедительный вокальный трек.

Казалось бы, что может быть проще, чем запись вокала? Достаточно поставить микрофон в комнате, встать напротив него нажать заветную красную кнопку и — вуаля! — идеальный дубль запишется сам по себе. Реальность же далека от этих представлений — она нещадно бьёт нас по всем самым выдающимся местам, то и дело подкидывая мелкие нюансы, влияющие на результат.

Специально для блога компании Audient британский звукорежиссёр и продюсер Нуно Фернандес рассказал, что нужно учитывать при записи вокала дома и в студии, чтобы достичь лучших результатов и повысить качество вокальных треков. SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.


Запись вокала всегда требует серьёзной подготовки — речь здесь не столько о выборе плагинов и программ, сколько о создании подходящих условий для эффективной сессии записи. Задача звукорежиссёра и продюсера куда сложнее и обширнее, чем просто нажать кнопку записи и дождаться прекрасного дубля — необходимо правильно распределить силы и время, выбрать подходящий микрофон и создать комфортную для вокалиста среду, в которой ему будет легче работать.

Специально для тех, кто собирается записывать вокал, продюсер и звукорежиссёр Нуно Фернандес рассказал о семи важных вещах, которые облегчают процесс работы и делают его эффективнее. Ну, а мы несколько дополнили и расширили его рассказ.

Распределение времени и сил

Задача продюсера не только в принятии важных решений относительно самой музыки, но и в создании таких рабочих условий, в которых музыканты покажут максимум своих исполнительских возможностей. Это особенно ярко проявляется при работе с вокалом: продюсер должен внимательно отнестись к вокалисту, создав ему максимально комфортные условия, что приведёт к лучшему вокальному исполнению.

Запись вокала — не та область, где можно использовать чёткий распорядок дня. Можно записывать вокал целый день, но в итоге не записать вообще ничего, выкинув все дубли в помойку.

Силы вокалиста довольно ограничены, поэтому у нас есть всего несколько часов на то, чтобы сделать качественную запись. Спустя пару часов человек перестанет петь мощно и энергично — безостановочное исполнение попросту вымотает его связки. С каждой минутой шансы на отличный дубль уменьшаются.

Делайте перерывы в записи, даже если вокалист против этого.

Эмоции также играют важную роль при записи: певец должен понять эмоциональный фон и передать его в своём исполнении. Если песня агрессивная, а вокалист ходит в легкомысленном настроении, то вам придётся настроить его на нужный лад.

Фредди Меркьюри определенно не испытывает дискомфорта в студии.

Не обязательно злить человека, но что-то придумать определённо стоит: например, можно узнать, что раздражает или вызывает резкое неприятие у человека и попробовать напомнить ему об этом при записи. Если по итогам подобного сеанса психотерапии будет получено необходимое исполнение, то игра определённо стоит свеч.

Окружение

Вокалист не может петь в полную силу, если ему не комфортно. Речь идёт больше о психологии, а не самой музыке — задача продюсера в том, чтобы создать уютную и удобную обстановку для певца. Факторов комфорта может быть множество: используемый свет, запах в помещении, мягкость и дизайн мебели и другие подобные вещи.

Люди любят комфорт и привыкают к определённому окружению, состоянию и ситуациям. Так, например, человек может прекрасно петь дома в одиночестве, выдавать невероятные перфомансы на концертах, но быть абсолютно неубедительным и зажатым в студии. Глухую и душную тёмную вокальную комнату сложно назвать приятным местом: в таком неприятном окружении вокалисту может быть неуютно — он выпал из зоны комфорта и не может петь в полную силу.

Мало у кого есть возможность собрать идеальную и дорогую студию звукозаписи, но это не значит, что вы не можете записывать качественный материал.

В общем, комната для записи вокала играет важную роль в конечном результате. По возможности, постарайтесь создать комфортные условия для певца, преобразив тёмную вокальную комнату или сменив место записи. Если у вас есть возможность подготовить точку в другом помещении, воспользуйтесь ей. Возможно, что пространство потребует дополнительной звукоизоляционной подготовки, но чего не сделаешь ради удачного дубля?

Расположение микрофона и вокалиста

Важно учесть, как вокалист и микрофон будут расположены относительно друг друга. Если диафрагма микрофона и рот вокалиста находятся на одной линии, то голос будет звучать максимально натурально, если микрофон будет выше — голос зазвучит гнусаво и «через нос», а если ниже — наполнится низкими частотами и станет заметно грубее.

Расположение источника сигнала — в нашем случае, рта — относительно центра микрофона напрямую влияет на звук. Этот момент можно использовать в качестве элемента саунд-дизайна, корректируя звучание голоса ещё до того, как будет активирован эквалайзер.

Расстояние между вокалистом и микрофоном не должно быть большим. Для начала записи будет достаточно зазора в 15-20 см между ними, а затем, по мере поиска нужного звука, его можно изменить в большую или меньшую стороны.

Изоляция микрофона и вокалиста

Одно из самых распространённых заблуждений касательно профессиональной записи голоса гласит, что запись вокала должна вестись в специально оборудования и изолированной комнате. Реальность же такова, что находясь в замкнутом изолированном пространстве вокалисты зачастую не выкладываются в полную силу.

Мы уже говорили, что певцу должно быть комфортно. Запереть человека в звуконепроницаемой коробке — это идея, не имеющая ничего общего с комфортом.

Другая частая ошибка — установка изоляционных материалов за микрофоном. Такое решение не имеет смысла, особенно при работе с микрофонами с кардиоидной диаграммой направленности, так как такие микрофоны собирают сигнал перед собой, практически полностью игнорируя всё, что находится за ними.

Если вам нужно дополнительно изолировать микрофон от нежелательных сигналов, то больше пользы принесёт установка звукопоглощающей панели за вокалистом. Звуковые волны, вызванные человеческим голосом, движутся вперёд, после чего отталкиваются от стен и движутся назад, чтобы вновь оттолкнуться от стены за вокалистом и полететь вперед, в сторону микрофона. Таким образом панель поглотит отражённые от стен волны и сделает звучание голоса на записи чище. Пускай, и не сильно.

Фрэнк Синатра в студии. Обратите внимание на звукопоглощающую панель за спиной знаменитого певца и расстояние между ним и микрофоном.

Выбор типа микрофона

Если вы никогда не записывали вокал, то важно понять разницу между типами микрофонов. Несмотря на то, что стандартом в индустрии давно стали конденсаторные микрофоны с широкой диафрагмой, выбор типа и модели микрофона во многом зависит от записываемой музыки и особенностей голоса.

К примеру, для более лёгких стилей музыки, в которых вокал должен звучать аккуратно и нежно, подойдёт конденсаторные микрофоны — они обеспечивают высокую детализацию, обладают прекрасной чувствительностью, усиливают присутствие и ярче передают высокие частоты. При этом высокая чувствительность будет лишней в рок-музыке и метале, а также во всех остальных стилях музыки, где используются экстремальные техники пения (скрим, гроулинг) — здесь предпочтение лучше отдать динамическим моделям. Например, Shure SM7B или Electrovoice RE20.

Audio-Technica AT4050 и Shure SM7B отличаются по своему типу и устройству, и подойдут далеко не к каждому голосу, но одинаково качественно записывают голос.

Умение выбрать микрофон подходящего типа приходит с опытом. Экспериментируйте с разными моделями, типами голоса и музыкальными стилями, чтобы научиться подбирать устройство под вокалиста и исполняемую музыку.

Нет смысла говорить о записи финальных дублей, если не найден подходящий для вокалиста и музыки микрофон. Писать итоговый вокал можно только после выбора устройства.

В начале пути не засматривайтесь на ленточные микрофоны — ввиду иных характеристик и общей капризности они требуют опыта. Да, ленточники интереснее передают низкие частоты и глушат верх, за счёт чего звучат теплее и мрачнее, но взамен требуют предельной аккуратности в использовании (лента легко повреждается) и подходят далеко не под каждый голос и помещение. Более того, зачастую такие устройства работают с двунаправленной диаграммой «восьмёрка», что приводит к сильному эффекту близости.

Диаграмма направленности и эффект близости

Помимо типа микрофона не последнюю роль играет и его диаграмма направленности. Самой популярной диаграммой при записи вокала считается кардиоида, которая захватывает весь звук перед микрофоном, но отрезает всё, что находится за ним.

Вне зависимости от типа и используемой диаграммы, все микрофоны страдают от эффекта близости (англ. proximity effect). Эффект вызывает усиление низких частот по мере приближения вокалиста к устройству: чем ближе певец, тем больше усиливаются низкие частоты.

Диаграммы направленности микрофона: всенаправленная, кардиоида, суперкардиоида, двунаправленная узкая восьмёрка.

Его существование нужно держать в уме, так как близость может как улучшить передачу голоса, так и испортить запись. К примеру, с его помощью можно украсить романтические песни с низким мужским вокалом, обогатив и без того низкий баритон или бас вокалиста. Вместе с тем важно помнить, что усиленный бас сложно контролировать, поэтому вокалиста лучше держать подальше от микрофона.

Помните, что гарантий на последующее исправление буста эквалайзером никто не дает, а испорченную запись будет не так то просто переписать.

Диаграмма направленности микрофона: что это такое и какой она бывает

Запись с эффектами

В надежде дать вокалисту больше комфорта и сделать так, чтобы голос сразу звучал так, как на записи, некоторые звукорежиссёры записывают вокал сразу с обработками. И если с плагинами нет никаких проблем, то «восстановить фарш из котлет» с аналоговыми эквалайзерами, компрессорами и прочими эффектами уже не выйдет.

Само по себе использование эффектов на записи не является чем-то неправильным. Тем не менее стоит соблюдать осторожность, ведь любая ошибка будет непоправима, откатиться к исходному сигналу не выйдет. Если с эквалайзером мизерный шанс исправить аудиосигнал еще сохраняется (например, с помощью последующей обработки с обратными, зеркальными настройками), то в случае с компрессором раскомпрессировать сигнал будет невероятно сложно.

В общем, если вы не уверены на 100% в том, какой звук хотите получить, то минимизируйте использование эффектов при записи или откажитесь от них вообще.

Микс в наушниках

Для достижения качественного результата и получения отличного дубля вокалист должен хорошо слышать себя в наушниках на фоне остального микса. О тонкостях настройки микса говорили участники Оргии Праведников в интервью нашему сайту: слишком громкий микс в наушниках приведет к тому, что в попытках пробраться через музыку человек будет кричать, а не петь, в то время как слишком тихий микс заставит вокалиста нашёптывать текст.

Перед началом сессии посоветуйтесь с певцом по поводу настройки микса. Выясните, на какой громкости ему комфортнее работать, поинтересуйтесь о предпочтениях в области обработки голоса: одни певцы любят работать с лёгким реверберацией на вокале, другие предпочитают сухое звучание своего голоса (речь идет не о записи с эффектами, а только о параллельной обработке — записывать нужно все равно сухой сигнал).

Микс в наушниках нужно вывести на такой уровень громкости, чтобы вокалист пел громко, чётко и убедительно. Человек не должен орать в микрофон, как и не должен бояться петь уверенно.

Некоторые певцы снимают один наушник, чтобы не слышать себя поверх микса, в то время как другие любят слушать натуральное звучание голоса в пространстве комнаты. В настройке микса очень много перекликается с темой комфорта вокалиста, поэтому уделите этому моменту должное внимание.

Тюнинг вокала

Тюнить или не тюнить вокал — вечная тема для споров, появившаяся вместе с выходом первого софта для корректировки питча. Одни звукорежиссёры считают, что вокалист должен петь точно и правильно — никакого автотюна, все неточности будут перезаписываться до победного конца. Другие же считают, что проще исправить ряд недочетов корректором, чем ждать идеального дубля.

Если вы не можете решить, стоит ли использовать автотюн или нет, то подумайте вот о чём: иногда энергетика и эмоции намного важнее точности.

Представьте ситуацию, что вокалист идеально спел по эмоциям и энергетике, но немного промазал мимо нот. Да, вы можете перезаписать вокал чисто и точно, но вот повторить эмоцию уже не выйдет. Так зачем страдать и мучить себя и вокалиста, если можно поправить ошибки корректором? Конечно, речь не идёт о каких-то серьёзных проблемах в исполнении, но лёгкая обработка Auto-Tune или Melodyne в таком случае полезна, и будет совершенно не заметна для слушателя.

Автотюн бесплатно без смс и регистрации: 7 бесплатных аналогов Antares Auto-Tune

Exit mobile version