В блоге компании iZotope, известной разработкой плагинов iZotope Ozone и iZotope Neutron, появилась запись о 5 методиках использования дилэя для оживления миксов. В материале авторы блога рассказывают, как применять эффективно применять задержку к дорожкам гитарам, перкуссии, хай-хэта, синтезатора и баса, чтобы сделать звучание этих инструментов более живым и насыщенным. SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Дилэй (от англ. Delay — задержка) существует в музыкальной индустрии столько же, сколько и сама популярная музыка. Одними из первопроходцев в использовании дилэя были Пьер Шеффер и Карлхайнц Штокхаузен, которые в 1940-1950-х годах изучали возможности магнитофонов по работе с лупами.
Несмотря на их эксперименты, первое коммерческое рождение дилэя состоялось ближе к концу 1950-х — именно тогда американский инженер Рэй Баттс представил вторую версию гитарного усилителя Ray Butts EchoSonic. Небольшой гитарный усилитель оснащался встроенным ленточным эффектом эхо «Echoplex», который и стал отправной точкой в истории современного дилэя.
С помощью Echoplex гитарист мог записать свою игру на пленку, которая впоследствии бесконечно воспроизводила записанное аудио в виде лупа. Пользователь эффекта мог не только играть поверх уже записанных лупов, но и регулировать скорость воспроизведения отрезка.
Позднее, в течение 1960-1970-х годов, многие другие производители гитарного оборудования создали свои версии эффекта, из которых самым известным стал Roland Space Echo RE-201. После того, как на рынке появились первые аналоговые педали задержки, музыканты по всему миру стали использовать эффект уже в его нынешнем виде.
Несмотря на то, что существуют десятки вариантов креативного применения дилэя в музыке, мы рассмотрим только 5 примеров использования этого эффекта. Для демонстрации мы будем работать с плагином дилэя iZotope DDLY ($49), последовательно обрабатывая электрогитару, перкуссию, хай-хэт, синтезаторы и бас.
01 из 05Превращение электрогитары в ритмическую основу аранжировки
Самым распространённым инструментом для обработки дилэем служит электрогитара. Одной из первых популярных композиций с использованием дилэя стала песня Элвиса Пресли «That’s All Right», в которой звукорежиссёр Сэм Филлипс обработал гитару Скотти Мура. Позднее эффект появился в звуке других коллективов — Pink Floyd, King Crimson, U2 (см. Создаем гитарный саунд в стиле Эджа из U2) и Portishead (к слову, Эдриан Атли из Portishead до сих пор использует Echoplex на концертах и в студии — SAMESOUND).
В наше время дилэй активно используется в творчестве Deerhunter и Animal Collective. К примеру, в песне Deerhunter «He Would Have Laughed» звучание гитары с задержкой отличается завораживающей ритмичностью, а трек Animal Collective «Fireworks» практически полностью держится на зеркально отражающим ударные дилэе.
Ритмическое применение дилэя — приём, способный значительно разнообразить микс. Для создания подобного эффекта установите время задержки в пределах 257 мс (используйте режим Analog в iZotope DDLY), поверните регулятор фидбека примерно на 20%, а ручки Wet/Dry выставите на позиции 100% и 53%, соответственно.
Заданные настройки образуют эффект «пинг-понга», как у Deerhunterи Animal Collective. За счёт соотношения чистого и обработанного сигнала мы сохраним читаемость гитары в миксе: гитара останется гитарой, а не станет перкуссией.
Электрогитары с таким дилэем стоит использовать не только во время сведения, но и при написании музыки. Придумайте песню вокруг ритмической партии электрогитары и подстройте под неё ударные и бас — скорее всего, результат будет, как минимум, интересный.
Гитара без дилэя:
Гитара с дилэем:
02 из 05Добавление басу эффекта галопа
Композиция Pink Floyd «One of These Days», вышедшая на альбоме 1971 года «Meddle», — один из ярчайших примеров использования дилэя вместе с басом. С помощью задержки Роджер Уотерс создаёт психоделическую скачущую партию баса, которая ведет за собой аранжировку — гитарам, синтезаторам и ударным здесь отводится второстепенная роль.
Такое оригинальное применение баса и задержки требует вдумчивости. Простое накручивание эффекта к дорожке не сработает — каждая песня потребует индивидуальных и тонких настроек дилэя. Ищите подходящие значения фидбэка, скорости и глубины эффекта до тех пор, пока не найдете вписывающиеся в микс параметры.
Экспериментируйте с эффектом, но делайте это постепенно: для начала выставите большое время задержки (в районе 420 мс), добавьте немного фидбека (примерно 20%). В случае с DDLY также стоит активировать режим гранулированности звука (кнопка с буквой G в левом верхнем углу).
В случаях, когда басовая линия записана с помощью электрогитары, поверните регулятор высоты звука (Pitch) на отметку −5,3 st, ручку Size установите на отметке 336,6 мс, а регулятор Mix выкрутите на 100% вправо (максимум обработанного сигнала).
Бас без дилэя:
Бас с дилэем:
03 из 05Использование дилэя для создания полиритмичного хай-хэта
В композиции «Owe Me (Octave Edit)» Николас Джаар аккуратно использует дилэй и реверберацию на хай-хэте, что делает его звучание удивительно лёгким и объёмным. Добавив к хэту ещё больше задержки, мы можем добиться полиритмичности звучания (см. Полиритмия, полиметрия и кросс-ритм: что, как, зачем и когда).
В первом аудиопримере ниже хай-хэт выступает в качестве перкуссионного инструмента — его саунд слегка обработан реверберацией. Для создания этого примера мы использовали драм-машину Elektron Digitakt, настроив изменения питча у низкочастотного осциллятора таким образом, чтобы создать ощущение движения и разнообразности звука.
Добиться подобного можно через использование двух дилэев одновременно. В случае с iZotope DDLY можно активировать оба режима работы эффекта — Analog и Grain.
Верхняя половина интерфейса DDLY отведена под настройки Grain-эффекта. Выставим время задержки на 1/8, а фидбэк на 91% (это создаст некое подобие эффекта глитча), повернем регулятор высоты на +12 и установим соотношение чистого и обработанного сигнала в районе 98%.
Нижняя часть интерфейса отведена под настройки аналогового дилэя. Здесь выставим время задержки на 1/2, фидбэк на 43%, регулятор «Dry» повернем на 2%, а «Wet» — выкрутим на 98%.
В результате настроек в звуке хай-хэта проявится эффект полиритмии. Два разных, но сочетающихся между собой тембра отлично подойдут для написания вступления электронной композиции.
Хай-хэт без дилэя:
Хай-хэт с дилэем:
04 из 05Изменение партий синтезатора и эффект арпеджиатора
Другое частое применение дилэя — обработка партий басовых и лид-синтезаторов. К примеру, в треке Aphex Twin «5 Scorrier» Ричард Дэвид Джеймс (настоящее имя Aphex Twin — SAMESOUND) посредством дилэя и реверберации создаёт ощущение появления нот откуда-то издалека.
Синтезаторы с дилэем могут вести за собой ритм всей музыки и наполнять ее красками. Это хорошо заметно, если сравнить итоговую версию «5 Scorrier» с её предыдущим воплощением — треком «101 Rainbows Ambient Mix».
В приведённом аудиопримере партия синтезатора звучит типично для электронной музыки — ровно и несколько безэмоционально. Чтобы оживить её, воспользуемся двумя отличающимися видами дилэя, чтобы создать две разные текстуры синтезатора.
В верхней части интерфейса (Analog Delay) DDLY установим время эффекта на 1029 мс, а фидбэк выставим на отметке 36%. Регулятор Trash повернём на отметку 35%, добавив сигналу немного перегруженности. Следом изменим соотношение исходного и обработанного сигнала, выставив ручку Dry на 89%, а Wet — на 100%.
В нижней части интерфейса (Grain Delay) выставим короткое время эффекта — 1/64. Повернём ручку фидбэка до 70% и настроим высоту (+6,5 st). Наконец, выведем регулятор «Size» (длительность эффекта) на отметку около 1 мс, а соотношение чистого и обработанного сигнала расположим на отметке 99%.
Синтезатор без дилэя:
Синтезатор с дилэем:
05 из 05Делаем звучание ударных и битов более комплексным
Использование дилэя на гитарах, синтезаторах и вокале — популярный прием. Тем не менее это не значит, что задержку нельзя использовать для ударных.
Дилэй прекрасно подходит для обработки партий акустических ударных и драм-машин в любых стилях музыки. Добавление пинг-понг-эффекта или другой задержки с длительным временем спада делает бит как минимум интереснее.
Использование дилэя на ударных способно создавать ассиметричные удары, синкопирование и прочие ритмические эффекты. Таким образом партия становится разнообразнее, а ровный ритм кажется не таким ровным.
Бит без обработки:
Бит с дилэем: