По случаю выхода нового эпизода космической саги «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи», авторы блога онлайн-сервиса Soundfly опубликовали заметку о 5 знаменитых звуковых эффектах, встречающихся в киноэпопее. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод текста.
Каждому фанату франшизы «Звездные войны» хорошо известен тот факт, что одним из важнейших аспектов этой киноэпопеи является инновационная и постоянно расширяющаяся палитра необычных звуков. Дыхание Дарта Вейдера, взмахи светового меча, рев TIE Fighter и синтезированные пики R2D2 стали такой же визитной карточкой серии, как и семья Скайуокеров, Сила и джедаи. Давайте посмотрим, как были созданы хорошо узнаваемые звуки «Звездных войн».
R2D2
Когда мы говорим о звучании «Звездных войн», звуки издаваемые дроидом R2D2 приходят на ум одними из первых. Для создания пиков R2D2 был использован синтезатор ARP 2600 — контролируя высоту звучания двух осцилляторов и частоту среза, Бертт добавил к сигналу немного розового шума и кольцевой модуляции, что создало характерный звук дроида. Для большего разнообразия и человечности, Бертт дополнил получившийся саунд собственным голосом, что сделало звук R2D2 временами отдаленно похожим на детские крики и писки.
Получившийся патч Бертт сохранил в памяти ARP 2600, и мог воспроизводить звуковой сигнал любой высоты, чтобы пытаться изобразить подобие эмоций в «голосе» маленького дроида.
Звук светового меча
Бен Бертт, звуковой дизайнер киносаги, вспоминал, что звук светового меча пришел ему на ум сразу же после прочтения сценария IV эпизода. Бертт подрабатывал киномехаником и заметил приятный гул от проекционного оборудования — этот гул и стал основой для характерного саунда световых мечей. Позднее дизайнер совместил записанный звук с мощным гудением кинескопа одного из старых телевизоров.
Комбинированный гул Бертт воспроизвел через большой динамик, а затем записал с помощью микрофона. При этом, чтобы создать ощущение изменения звука вслед за взмахами светового меча, Бен быстро перемещал микрофон от одной стороны динамика к другой. Из-за эффекта Допплера, перемещение микрофона создавало изменение высоты звука — с позиции микрофона, звук распространялся по помещению с разной скоростью, что и создало нужный эффект взмахов мечом вверх или вниз.
https://youtu.be/esnMDtMysHo
Создать подобный саунд в домашних условиях достаточно легко. Подключите к динамику или гитарному усилителю кабель, дотроньтесь до его конца и запишите появляющийся гул с помощью микрофона. Перемещайте микрофон в пространстве, чтобы повторить звучание взмахов меча.
Чубакка
Как и R2D2, вуки Чубакка также обладает богатой палитрой звуков, изменяющихся в зависимости от настроения этого героя. Многие думают, что эти звуки созданы на основе человеческой речи, но на самом деле все намного проще, чем кажется.
Для Чубакки Джордж Лукас признался Бену Бертту, что ищет звуки наподобие рычания медведя, при этом отметив, что ему нравится звучание рева, которое издает медведь с полуоткрытой пастью. Бертт учел пожелание режиссера саги и записал сотни вариантов рева: в его подборку попадали звуки раненых, злящихся, играющих и нервничающих медведей, а также животных в других состояниях. После записи Бертт каталогизировал звуки на основе эмоций и попросту наложил их друг на друга, чтобы усилить эффект.
https://youtu.be/gGPi-JqG7-A
Дыхание Дарта Вейдера
Момент, когда Дарт Вейдер впервые появляется в кадре запомнился всем, кто смотрел «Звездные войны» не только мощью самой сцены, но и характерным дыханием персонажа. Как и в случае с Чубаккой, секрет звучания шипящего дыхания Дарта Вейдера проще, чем кажется.
Для создания звукового эффекта, Бен Бертт взял старый акваланг, наполнил баллон кислородом и записал звук, получающийся при вдыхании, выдыхании и простом спуске воздуха. Затем дизайнер наложил его на речь Дарта Вейдера, что и создало необходимый шипящий эффект.
Звуки бластеров
Те, кто когда-либо играл с металлической пружинкой Slinky, знают, что если взять пружинку и вытянуть ее высоко вверх, то после ударов по металлу пружинка будет издавать звук, очень похожий на бластеры из «Звездных войн». Работая над звуковым оформлением киносаги, Бертт и его помощники отправились к одной из радиовышек и растянули пружинки максимально возможным образом. Сильное натяжение и удары по разным частям пружинки позволили получить широкий диапазон звуков.
Вот так бластер звучит в четвертом эпизоде «Звездных войн»:
https://youtu.be/g6PDcBhODqo
А вот видео, как создать звук бластера в домашних условиях: