Пишем синтвейв: создание арпеджио

Арпеджированные синтезаторы в духе 1980-х своими руками.

Синтвейв арпеджио в стиле 1980-х

Арпеджио — классический элемент музыки, который используется композиторами сотни лет. Арпеджио является не только одним из основополагающих элементов мировой музыки, но и приемом, который объясняется музыкантам в самом начале изучения музыкальной теории. Это универсальный инструмент, который работает в любом музыкальном контексте.

Учитывая возросшую популярность музыки в стиле Synthwave, редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как создать арпеджио в духе 1980-х. Вдохновившись музыкой сериала «Очень странные дела» (см. Синтезаторный саунд сериала «Очень странные дела» своими руками), мы создадим что-то подобное:

  1. Арпеджио в стиле 1980-х 0:21

Для программирования арпеджированного синтезатора мы будем использовать инструменты, поставляемые вместе с Logic Pro X (см. Программы для записи музыки, Синтезаторы Logic Pro X).

Основной синтезатор в среднем регистре

Арпеджио

Арпеджио представляет собой последовательность нот в рамках определенной тональности, проигрываемых друг за другом. Обычно арпеджио строятся на основе какого-либо аккорда: к примеру, играя на гитаре, мы можем извлечь аккорд боем, ударив по всем струнам сразу, или с помощью арпеджио, последовательно перебирая струны по какой-либо схеме. Извлекая звуки друг за другом по определенной схеме, ноты как бы сливаются между собой, образуя единое полотно.

Самый простой и эффективный способ построения арпеджио заключается в выборе одного аккорда, в рамках которого будет происходить движение звуков вверх, вниз или в обе стороны. Наш паттерн арпеджио будет строиться на До мажорном септаккорде (см. Аккорды для фортепиано и клавишных).

Создадим новую инструментальную дорожку в Logic Pro X с активированным на ней стандартным синтезатором RetroSynth (см. Синтезаторы Logic Pro X). Запишем арпеджио, в котором звуки движутся вверх и вниз.

Настройки RetroSynth для первого синтезатора

В окне RetroSynth и сместим ручку Mix ближе к первому осциллятору. Теперь опустим осциллятор на 12 полутонов (регулятор Semitones) — это добавит звуку веса и объема. Регулятор Shape 1 установим на отметке 50%, Shape 2 — 44-45%. Следом повернем ручку Envelope вправо до отметки в районе 0,4, а затем настроим ADSR-огибающую так, как показано на рисунке.

Настройка детюнинга

Активируем в секции эффектов вибрато, а также флэнджер, установив регулятор Mix в районе 0,10-0,15, а регулятор Rate в районе 0,05-0,10 Гц. Нажмем на кнопку настроек в правой нижней части интерфейса RetroSynth и добавим легкий эффект детюнинга.

Синтезатор звучит хорошо, но немного сухо:

  1. Базовое звучание синтезатора 0:09

Займемся эффектами. Добавим на дорожку овердрайв, хорус и другие эффекты, а следом отправим сигнал на шину с реверберацией. Количество отправляемого сигнала не должно быть большим — остановите регулятор в районе -15.

Цепочка эффектов на дорожке первого синтезатора

На самой шине разместим два плагина реверберации с разными настройками — это сделает звучание более комплексным. Вы можете повторить наши настройки реверберации или использовать свои — количество плагинов реверберации тоже определяйте на свой вкус. Следом за реверберацией, активируем на шине эквалайзер, с помощью которого поднимем частоты в районе 8,3 кГц и 17 кГц.

Настройки овердрайва, хоруса и автофильтра
Настройки компрессора на дорожке синтезатора
Настройки эквалайзера на дорожке синтезатора
Настройки двух ревербераторов на шине
Настройки эквалайзера на шине

После выполнения всех действий, применения различных настроек и отправки сигнала на шину с реверберацией, звук синтезатора должен стать более живым и сочным:

  1. Арпеджио после применения эффектов 0:11

Арпеджио в верхнем регистре

Изменив длительности нот в арпеджио, мы получим партию второго синтезатора

Создадим еще одну дорожку с RetroSynth. Для написания партии второго синтезатора воспользуемся популярным композиторским ходом: построим партию синтезатора на том же паттерне и тех же нотах, но сыгранных выше и с другой длительностью. Если в дорожке предыдущего синтезатора мы играли восьмыми нотами, то для этого синтезатора партия сыграна тридцать вторыми. Игра малыми длительностями отлично подходит для создания арпеджио.

Скопируйте MIDI-регион из предыдущей дорожки и уменьшите длительность всех нот так, чтобы четыре такта предыдущей дорожки уместились в одном. Следом выделите все ноты в регионе и поднимите их на две-три октавы. Теперь сделайте четыре одинаковых такта с быстрым арпеджио при помощи копирования и вставки или через создание лупа.

  1. Базовое звучание второго синтезатора 0:07

Несмотря на приятный контраст, партия второго синтезатора должна звучать легче, поэтому изменим настройки синтезатора. Уменьшим параметры атаки у ADSR-огибающей и увеличим время спада, уменьшим влияние огибающей на фильтр. Отправим дорожку на шину с реверберацией, выставив количество отправляемого сигнала в районе -3. Дополнительно добавим на дорожку автофильтр и эквалайзер, которым подрежем частоты до 300-320 Гц.

Настройки RetroSynth для второго синтезатора.
Секция дополнительных настроек
Настройки автофильтра и эквалайзера

В звуке появится больше воздуха и свободы:

  1. Звучание второго синтезатора после применения эффектов 0:08

Бас

Создадим еще одну дорожку с RetroSynth, который выступит в качестве басового синтезатора. Одна из отличительных особенностей музыки в стиле Synthwave — прямолинейный и драйвовый бас.

  1. Бас без обработок 0:11

Без обработки эффектами басу не хватает мощи и характера, поэтому мы добавим компрессию и дисторшн, которые сделают звук теплее и объемнее. Уменьшив сигнал на 5 дБ в микшере Logic Pro X, настроим компрессор таким образом, чтобы он постоянно компенсировал потери и возвращал бас к 0 отметке. Благодаря таким настройкам бас будет звучать плотнее.

Настройки RetroSynth для басового синтезатора
Настройки автофильтра для басового синтезатора
Настройки компрессора для басового синтезатора

Чтобы три синтезатора звучали слаженно в миксе, добавим на дорожку баса плагин Direction Mixer, в котором вручную отведем басу 34% от всего стереополя — это сфокусирует бас в центре микса. Аналогичным образом настроим ширину стереополя для первого синтезатора, установив регулятор на отметке 70%.

Direction Mixer позволяет задать количество места, которое инструмент займет в пространстве микса

Такой ход освободит пространство в миксе для второго синтезатора. Напоследок, не забудьте отправить сигнал с дорожки баса на шину с реверберацией. Количество отправляемого сигнала установите по своему вкусу.

  1. Бас после обработки 0:09

Фоновые пэды

Арпеджио для второго синтезатора мы создали на основе партии первого инструмента, значительно сократив длительность нот. Теперь проделаем обратное действие: создадим еще одну дорожку RetroSynth, скопируем партию из первой дорожки и увеличим длительность нот таким образом, чтобы одна нота занимала половину или целый такт.

  1. Дорожка пэда (базовые настройки RetroSynth) 0:12

Звучание RetroSynth можно превратить в полноценный пэд. Для этого откроем окно синтезатора, увеличим время атаки и спада у ADSR-фильтра, уменьшим параметры LFO, а также настроим модуляцию сигнала осциллятора на семь полутонов (поверните ручку Semitones). Дополнительно выделим все ноты в MIDI-регионе и повысим их на октаву.

Настройки RetroSynth для создания пэда

Теперь на дорожку добавим автофильтр и компрессор, которые отполируют звучание пэда. В конце снова отправим сигнал пэда на шину с реверберацией. Количество сигнала выбирайте по своему усмотрению.

Настройки автофильтра на дорожке пэда
Настройки компрессора на дорожке пэда

В итоге в нашем проекте есть четыре синтезатора, чьи партии созданы на основе одного арпеджио.

  1. Обработанное звучание пэда 0:12

Для тех, у кого возникли сложности с настройкой синтезаторов, мы подготовили проект для Logic Pro X, в который включили также MIDI-файлы.

Скачать “Проект Logic Pro X по созданию арпеджио из 1980-х” 80sArps.zip – Загружено 2104 раза – 3,78 МБ

По материалам: ModeAudio

Exit mobile version