Боязнь красной кнопки

Что это такое и как от нее избавиться.

Боязнь красной кнопки, боязнь записываться

Партия придумана, выучена и отрепетирована, ее исполнение не вызывает проблем. Но как только включается запись, все звучит плохо, руки начинают трястись, появляются глупые ошибки. Знакома такая ситуация? Мне она хорошо знакома: ко мне часто приходят ученики, которые спрашивают, из-за чего так получается.

Это боязнь красной кнопки, которой одинаково подвержены как начинающие, так и опытные музыканты. Не верьте студийным видеохроникам любимой группы — туда попадают только лучшие моменты, о неудавшихся дублях никто не рассказывает.

Боязнь красной кнопки — психологическая проблема. Причинами ее возникновения может быть недостаток опыта, редкие сессии звукозаписи, волнение под грузом ответственности. Тем не менее, справиться с этой проблемой несложно. Если вы знаете какие-то другие методы борьбы с этой проблемой — пишите в комментариях.

Тему боязни красной кнопки затрагивала группа «Оргия Праведников» в интервью для нашего сайта.

Расслабьтесь

Мы расслаблены, когда репетируем или учим партию. Можно ошибаться — от нас ничего не зависит, мы просто отрабатываем материал. Нажатие кнопки записи меняет ситуацию.

Во время записи мы подсознательно не даем себе права на ошибку. Ставки растут: ошибешься — начинай сначала. Страх провала сидит в голове, и вместо того, чтобы расслабиться, мы начинаем прилагать все больше усилий там, где они не нужны.

Запись музыки — ответственное занятие, но излишне напрягаться тоже не нужно. Расслабьтесь, за ошибку вас никто не накажет. Неудачные дубли можно сыграть заново — места на жестком диске хватит на десятки тысяч дублей.

Записывайтесь чаще

Каковы шансы канатоходца прожить долгую жизнь, если он будет ходить по канату раз в 10 лет? Я думаю, что минимальные. То же справедливо и для звукозаписи: чем реже вы записываетесь, тем хуже это получается.

Записывайте себя как можно чаще. Придумали новый рифф — запишите. Появилась еще идея — смело жмите REC. При этом сведите косяки в исполнении к минимуму, но не напрягайтесь слишком сильно — вы же записываете черновик.

Когда дело дойдет до итоговой записи, играть станет проще. Запись чистовой версии, с точки зрения процесса, ничем не отличается от работы с черновиками: вы также жмете REC и записываете свою игру. А если вы делали это тысячу раз дома, то проблем не должно возникнуть.

Начинайте с простых партий

Так как музыку чаще всего пишут кусками (сначала куплет, потом припев, потом соло), начинайте запись с простых партий. Такие куски добавляют уверенности в себе, расслабляют и нейтрализуют боязнь красной кнопки. Сейчас отлично записали партию куплета, справитесь и с припевом.

Включите захват последнего дубля

Во многих DAW есть функция, позволяющая вести незаметную запись того, что играет музыкант. Выглядит это так: вы включаете воспроизведение и играете свою партию, а программа сохраняет в специальный буфер все, что сыграли.

Этот совет больше подойдет для звукорежиссеров. Если записывающийся музыкант хорошо исполняет свою партию во время репетиционных прогонов, а при записи начинает страшно лажать, примените небольшую хитрость. Включите функцию записи всего сыгранного и скажите музыканту, что нужно еще раз отрепетировать партию. Если дубль получился хорошим — импортируйте его в проект.

Функция записи последнего дубля в Logic Pro X называется Autopunch (для аудио) или Capture Recording (для MIDI), а в FL Studio — Dump Score Log to Selected Channels. Поищите, как называется эта функция в вашей DAW и используйте ее.

Зациклите запись

Записать партию с одного дубля очень сложно — таким умением могут похвастаться далеко не все профессиональные музыканты. Такой скилл приходит с опытом, но на это нужно время. Чтобы не страдать от неудачных первых дублей, включите зацикливание при записи.

Самое большое количество ошибок всегда выпадает на первый дубль. С каждым новым прогоном их становится все меньше — к 3-4 дублю партия звучит отлично. Неудавшиеся дубли удаляются, лучшие попадают в песню, а затем процесс повторяется для следующей части композиции.

Важно не останавливаться, а именно зациклить запись. Когда мы останавливаемся и перезапускаем запись, мы постоянно возвращаемся к первому неудачному дублю. Поэтому пусть программа пишет по кругу в пределах выделенного отрезка — так вы не собьете рабочий настрой.

Если речь идет об одновременной записи всех музыкантов в студии, попросите звукорежиссера зациклить запись и сыграйте песню 2-3 раза подряд. Такой круговой прогон не лишит музыкантов настроя, который пропадает во время пауз, а выбрать самый удачный дубль не составит труда. Помните, что музыка пишется потреково, а вы всегда можете заменить неудачную партию в первом дубле хорошим куском из второго.

Не переживайте о том, что о вас скажут или подумают

Одно дело записываться дома, но совсем другое — в профессиональной студии под надзором звукорежиссера. Когда на нашу игру смотрит кто-то незнакомый, мы начинаем нервничать и думать, какое впечатление на него произведем. «Если я сейчас запорю дубль, звукач скажет, что я дно», — думают неопытные музыканты и сами создают себе проблемы.

Звукорежиссеру все равно, как вы играете. Вам не нужно поражать его своим талантом. Записывать музыку — его работа, он думает обо всем миксе в целом и о том, как партии сочетаются друг с другом. Все, что требуется от вас — спокойно и чисто сыграть свою партию.

Да, звукорежиссер может дать какой-то совет по вашей партии, но это только совет, не критика. Звукорежиссер может предложить добавить атаки, сыграть немного иначе, но не станет говорить, что вы ужасно играете. Даже если вы будете делать ошибки, это не убьет вашу репутацию музыканта — ошибаются все.

Не волнуйтесь о произведенном впечатлении. Еще вчера вы играли концерт в клубе перед сотней слушателей и вас не заботило их мнение, а сегодня испугались человека за пультом?

Не думайте, что вы лучший

Еще одна причина боязни красной кнопки — излишняя самоуверенность. Чем больше веры в себя, тем выше собственные ожидания. Из-за этого мы подсознательно накручиваем себя и напрягаемся, а это возвращает нас к первому совету.

Помните, что вы не лучший музыкант на планете (я, кстати, тоже), поэтому чистой записи сходу от вас никто не ждет. Не бойтесь не быть лучшим и сбросьте с себя груз ненужной ответственности, который вы сами взвалили на свои плечи. Ошибки — это нормально, неудачная запись знакома всем музыкантам, даже знаменитым.

Какая разница, получится у вас записаться или нет? Относитесь к этому проще и получайте удовольствие от записи, а боязнь красной кнопки уйдет сама.

Exit mobile version