Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Бубнящий или плоско звучащий микс
Одна из самых распространенных проблем — дисбаланс низких частот, который проявляется в виде бубнящих или слишком плоских по звучанию миксов. Некоторые треки умудряются совмещать оба признака в разных частях песни.
Каждое помещение отличается наличием модов, влияющих на картину звучания музыки. Моды — это стоячие звуковые волны внутри помещения, которые проявляются в виде узких пиков и срезов в частотном диапазоне сигнала и доставляют больше всего проблем в области низких частот.
Главная причина перекоса низких частот — это, как правило, комната без акустического оформления. Акустическое оформление подавляет моды комнаты и помогает формировать правильную звуковую картину. Проблемы с оформлением заставляют звукорежиссеров слишком сильно поднимать низкие частоты на эквалайзере — нам кажется, что микс становится плотнее, хотя на самом деле все и так было в порядке.
Не подумайте, что комнаты, в которые вложены тысячи долларов, не подвержены проблемам с «гуляющими» низами. От модов никто не застрахован — частично проблема решается за счет правильной акустической отделки помещения, но даже профессиональные студии точно также страдают от наличия модов, не позволяющих правильно оценить баланс низких частот при нахождении в точке прослушивания.
Нахождение лучшей точки прослушивания в помещении минимизирует искажения микса. Большинство контрольных комнат построены таким образом, чтобы в помещении находилось как минимум две точки прослушивания — основная и альтернативная. Комнатные моды и аномалии низких частот в этих точках сильно ослаблены или отсутствуют вовсе.
Как улучшить звучание студии, не потратив ни копейки: мастер-класс Бобби Оузински
Как найти лучшую точку прослушивания
Студия должна быть оснащена несколькими парами мониторов, установленными в разных местах. Для поиска удачного расположения мониторов потребуется изрядная доля терпения и хорошо знакомый профессиональный микс, обладающий максимально полным частотным диапазоном.
Слушайте микс и перемещайтесь по комнате, отмечая изменения в звучании низких частот в разных частях помещения. Отметьте, в каком месте помещения, помимо основной точки прослушивания, звук был самым удачным (низов в достатке, но без переизбытка) — это место станет второй точкой прослушивания, которая поможет принять правильное решение по балансу низких частот в миксе.
К сожалению, альтернативная позиция прослушивания, как правило, находится далеко от основного рабочего места, поэтому вряд ли у вас получится вносить правки в микс. В моей комнате альтернативная точка прослушивания, в которой нет проблем с частотами, находится в метре от задней стены помещения.
Резкий, утомляющий звук
Вокруг цифровых аудиосистем сложилось мнение, что их звучание слишком резкое в отличие от аналоговых систем. В этом есть доля правды, но зачастую проблема резких и утомляющих миксов кроется в банальной нехватке опыта у звукорежиссера. Люди, работающие со звуком, делают излишние подъемы в области верхней середины и высоких частот на множестве дорожек.
Обычный сценарий: сведение делается на протяжении нескольких часов на высокой громкости, что уменьшает чувствительность ушей к высоким частотам. В какой-то момент нам кажется, что миксу не хватает высоких частот и, чтобы восполнить их нехватку, мы решаем поднять их в миксе.
На следующий день после сведения, когда слух полностью восстановился, песня звучит так, как будто кто скребет ногтями по стеклу. Вместо того, чтобы прибрать избыточные средние и высокие частоты, неопытные звукорежиссеры решают поднять низ, в надежде сделать звучание теплее и тем самым уравновесить баланс между всеми диапазонами частот.
Звучит, конечно, логично, но проблему резкого звучания не решает. Поднятие низа приведет к проблемам с фазой и образованию дополнительных пиков частот, еще сильнее разрушающих микс. Как итог — неприятное звучание наверху, переизбыток баса и уменьшение хэдрума (запаса громкости до цифровой перегрузки), которое не даст вывести громкость до нужных значений при мастеринге.
Другая причина резкого и неприятного звучания — избыточное наслоение инструментов в аранжировке и миксе, звучащих в одном частотном диапазоне. Вам правда нужны одновременно звучащие 13 дорожек электрогитары?
Каждый элемент микса, который не слышен в массе, но звучит одновременно с основными, усиливает определенную область частот, что на выходе приводит к резкому и утомляющему звучанию. Проблемы аранжировки не спасет даже большое количество эквализации.
Как решить проблему резкого звучания микса?
Для решения проблемы резкого звучания стоит заботиться о своих ушах. Работайте на комфортной (низкой) громкости и не давайте ушам уставать слишком сильно. Звукорежиссер должен отчетливо понимать, когда для достижения ясности звучания лучше убрать низкие частоты, а когда поднять середину или верх. В дополнение к этому, нужно всегда держать в уме главное правило эквализации: по мере возможностей частоты лучше опускать, чем поднимать.
Если же проблема резкого звучания кроется в большом количестве инструментов в одном частотном диапазоне, то звукорежиссер должен уметь определить момент, когда стоит понизить громкость одного из инструментов для смягчения общего звучания микса.
Нехватка воздуха и тела
Главное правило эквализации нельзя назвать строгим — иногда для достижения хорошего звука нужно поднять определенные области эквалайзером. Временами миксу требуется значительное усиление низких и высоких частот, что связано с особенностями человеческого слуха и восприятия, так как мы не так чувствительны к изменениям в этих диапазонах. Но даже после экстремальных подъемов этих областей, можно с удивлением обнаружить, что микс не стал массивнее, объемнее и воздушнее.
Опять-таки, проблема может заключаться в проведении эквализации на слишком большой громкости: уши воспринимают частоты в зависимости от силы звукового давления (SPL), что демонстрируется кривой Флетчера-Мэнсона.
Человеческий слух менее чувствителен к низким и высоким частотам при прослушивании музыки на малых уровнях громкости. Именно поэтому более 95% бытовых стереосистем оснащены функцией компенсации низких частот, которая нивелирует разницу в АЧХ сигнала при прослушивании на небольшой громкости.
Тем не менее, работа на высокой громкости приводит к усталости слуха, а сделанные изменения (при уставших ушах) далеко не всегда идут на пользу миксу. Поэтому громкость лучше поднимать периодически, а затем, после внесения правок, возвращаться на исходные и комфортные для слуха значения.
По этой причине большую часть времени я работаю на громкости не выше (иногда даже ниже), чем спокойная беседа двух людей. Если микс отлично звучит на низкой громкости, то он будет звучать точно также и на высокой.
Плюс такой работы в том, что мои уши не «замыливаются», а я могу аккуратно и точно сводить в течение продолжительного времени. Чтобы понять, все ли сделано правильно, раз в час я сильно поднимаю громкость примерно на 20 секунд, чтобы убедиться, что верх и низ трека звучит должным образом, а я не ошибся с эквализацией.
Здесь нужно отметить один важный момент. Если после эквализации дорожек (баса или тарелок) вы беретесь за компрессию, то работа компрессора негативно повлияет на любые подъемы частот, сделав их более явными. Старайтесь в цепи обработки располагать компрессор до эквалайзера.
Значительные всплески частот
Временами тембры некоторых (или всех сразу) инструментов характеризуются резкими всплесками частот, которые нуждаются в подавлении в целях устранения конфликтов между участниками микса.
Бубнеж акустической или бас-гитары на определенных нотах стоит устранять сразу же. Правок требует основной вокал, хорошо звучащий в спокойных частях, а в припевах (из-за усиления динамики) становящийся неприятным и режущим в районе высоких частот. Бывают ситуации, когда весь микс отличается резким звучанием в те моменты, когда «серединистые» инструменты играют одновременно в одной из частей композиции.
Когда в песне присутствуют такие всплески, стоит прибегнуть к динамической эквализации или ее автоматизации, так как одни настройки эквалайзера не всегда работают на протяжении всей композиции. Устранить всплески отдельных дорожек (или всего микса) можно и многополосным компрессором (FabFilter Pro-MB, Waves C4, LinMB, встроенный компрессор в комплекте iZotope Ozone или железный Tube Tech SMC-2BM), позволяющим независимо работать с определенными частотными диапазонами, т.е. компрессировать только нужное.
Как работать с многополосным компрессором
Разделите сигнал на полосы и включите в соло-режим ту полосу, которую собираетесь обрабатывать. Сильно опустите порог сжатия (threshold) — это позволит лучше слышать любые изменения. Затем настройте соотношение (ratio), атаку (attack) и восстановление (release) по вкусу, а следом поднимайте порог, чтобы сделать сжатие менее заметным.
При правильной настройке многополосный компрессор автоматически подавляет резкие всплески частот в нужном диапазоне и делает сигнал более гладким.
Недостаток детализации
Усиление высоких частот не всегда правильное решение для миксов, страдающих от нехватки деталей. Подъем верха может сделать звук «пластмассовым» и резким, но не устранит проблему. В таких случаях лучше опускать нижнюю середину и низ трека: перебор в этих диапазонах делает микс мутным, замыливает атаки инструментов (те самые transients).
Для начала сделайте вырезы в районе 200-500 Hz, и только потом принимайтесь за подъем высоких частот. Главное — не перестараться и не лишить микс тела, убрав слишком много нижней середины.
Другая распространенная ошибка при недостатке детализации — излишняя громкость инструментов с долгим сустейном (струнные или синтезаторные пэды). Понизьте громкость всех дорожек с не выраженной атакой, чтобы перкуссионные звуки «пробились» в миксе и сделали его детализированнее.
Недостаток панча
Микс, в котором не хватает деталей, страдает и от нехватки панча: из-за перенасыщенных низких частот инструменты теряют атаку. Если в миксе достигнут спектральный баланс, не поднимайте одновременно низкие и высокие частоты — это не сделает звучание сочнее. Избыток высоких частот приводит к пластмассовости звука, а большое количество низа создает нежелательный бубнеж.
Правильным решением будет усиление атаки и добавление тела инструментам (trap-ударные, бас) с помощью компрессора, а не эквалайзера. SSL-компрессоры или VCA-приборы с медленной атакой и быстрым временем восстановления (30-70 мс) окажут посильную помощь в этом вопросе.
Другим отличным решением станет использование транзиент-шейпера, к примеру, SPL Transient Designer. Этот процессор использует огибающую для изменения амплитудных характеристик атаки и времени восстановления сигнала. Несмотря на малое количество элементов управления, SPL Transient Designer значительно усилит щелчок бочки, добавит «мяса» рабочему барабану и с легкостью раскачает дорожку с басом.
Более продвинутое изменение транзиентов можно сделать при помощи плагина Waves Trans-X. Он оснащен точно такими же элементами управления, как и SPL Transient Designer, но вдобавок контролирует фазу восстановления сигнала.
Переизбыток компрессии
В наше время от переизбытка компрессии страдает 90% миксов: многие из них невозможно слушать больше пары минут. Перекомпрессия стала настоящей чумой музыкальной индустрии. Поймите меня правильно: я люблю компрессию на шинах с инструментами и мне нравится, когда мои миксы звучат громко, но динамичные и качающие и зажатые треки — это разные вещи.
У каждого из нас собственные представления о количестве компрессии в миксе. Тем не менее, у меня есть своя методика определения нужного количества эффекта, основанная на значениях крест-фактора в анализаторах.
Крест-фактор — разница между пиковыми и RMS-значениями сигнала, выраженная в децибелах. Чем ниже крест-фактор, тем меньше в треке динамики и искажений, чем выше — тем их больше. Этот фактор поможет определить, когда в миксе слишком много компрессии.
Загрузите в DAW те записи, которые вы считаете эталоном звука. Послушайте их и посмотрите на значения крест-фактора по анализаторам (предварительно убедившись, что отключены любые обработки, а измерители показывают пиковые уровни сигнала). Обратите внимание, как сильно значения пиков подскакивают в динамичных частях песни. Следом за этим, постарайтесь добиться такого же крест-фактора в собственных миксах.
Помните: анализатор — верный друг и помощник звукорежиссера.
Отсутствие кульминации в припевах
Представим ситуацию: вы написали мощную поп-балладу, на которую возлагали большие надежды, но что-то пошло не так. Инструменты записаны с отличной динамикой, исполнение — выше всяких похвал, а аранжировка удалась на славу, но по какой-то причине припевы лишены развязки и звучат тухло. Это значит, что пора сосредоточиться на настройках компрессора мастер-шины.
Бывают случаи, когда в самом начале работы над песней звукорежиссер настраивает компрессор мастер-шины на максимально мощный звук (чтоб бил «в лицо»), хотя работа будет вестись с тихими частями песни. Беда в том, что настроенный таким образом компрессор (со слишком низким порогом срабатывания или высоким соотношением) «давит» припевные части, высасывая из них жизнь.
При таком развитии событий стоит поднять порог срабатывания и уменьшить соотношение до 2:1. Дополнительно можно уменьшить время атаки компрессора. Все вместе это позволит песне «взрываться» в припевах.
Добиться взрывных припевов можно за счет автоматизации громкости мастер-шины — это классический способ. Сделайте разницу между тихими и громкими частями песни в 2-3 dB до мастеринга.
Замыленный звук и отсутствие глубины
Реверберация делает микс «больше» и объемнее. Чем больше воображаемое пространство, тем больше глубины и широты оно добавит песне. Тем не менее неопытные звукорежиссеры обычно добавляют реверберацию на все инструменты микса, получая противоположный эффект — звук становится нечетким и расхлябанным.
Главное правило при работе с реверберацией: один элемент микса можно сделать объемнее только если убрать объем у другого элемента. Именно контраст между близкими и дальними планами инструментов добавляет миксу глубины. Этот нюанс также прекрасно передается за счет хороших микрофонов и предусилителей, но речь не об этом.
Когда инструменты «утопают» в реверберации, звучание микса превращается в кашу. Без контраста в звучании наш мозг не способен определить, кто из участников микса находится от нас дальше, а кто ближе. Такой подход не только убивает глубину песни, но и лишает инструменты детализации и мощи из-за замыливания характера звучания за счет диффузии (рассеивания) эха.
Полезный совет — отключить пространственные эффекты на некоторых дорожках. Это касается особенно плотных миксов, в которых реверберация скорее создаст еще большую кашу. Определенные инструменты и вовсе стоит сделать «сухими», что создаст контраст и добавит глубины.
Отказаться от реверберации можно для тех инструментов, чье звучание отличается большим послезвучием и длинными хвостами, или для тех инструментов, которые записаны с определенным пространством (тарелки, акустические гитары). Акустические гитары сами по себе звучат объемно из-за резонирующего отверстия в корпусе инструмента. Добавление реверберации в таких случаях останется незаметным, кроме тех случаев, когда гитара играет прерывисто или отдельно от других элементов микса.
Несмотря на это, бывают ситуации, когда большое количество реверберации необходимо для создания желаемого звукового пространства. В таких случаях стоит увеличить время предварительной задержки (предилэя) в нескольких из используемых ревербераторах или и вовсе заменить их на эффекты задержки (короткие моно-дилэи или multitap-дилэи).
Использование дилэя позволит необработанному сигналу звучать до того, как начнет действовать эффект, а также отделит звуки ближнего и дальнего плана, и усилит глубину микса без ущерба детализации.
Еще один способ сделать микс чище — перевести большинство дорожек из стерео в моно. Это добавит стереокартине определенности и отделит участников микса друг от друга. Большое количество инструментов, записанных в стерео, сильно замыливает микс: каждый звук уже нашел положение в пространстве, поэтому простое панорамирование в стороны не поможет разделить инструменты или добавить глубины.
Панорамирование стереодорожек — обычное дело, но что делать, когда у вас много объемных инструментов? Вы можете развести один из них до упора влево и на 10 часов по громкости, второй — на 10 и 2 часа, а третий — на 2 часа и до упора вправо, но что получится в итоге? Три небольших помещения, искусственно добавленных в звуковое пространство (где уже есть свои «помещения») микса при помощи реверберации. Неудивительно, что после этого микс звучит размыто.
Итак, подведем итог. Чтобы сделать микс чище, нужно:
- Использовать реверберацию по-минимуму;
- По возможности перевести стереодорожки в моно;
- Использовать короткие дилэи вместо ревербераторов или настроить время предзадержки для создания глубины не в ущерб детализации.
Узкая стереокартина
Предположим, что дорожки спанорамированы (см. Панорамирование музыки во время сведения) до упора, но микс все равно не звучит так широко, как хотелось бы. Что же не так со стереокартиной?
Спанорамированные до упора дорожки могут содержать слишком много низкочастотной информации. Низкие частоты сужают стереообраз микса и мешают слуху определить точное расположение звука по нескольким причинам:
- Низкие частоты всенаправлены;
- Низкие частоты обладают самой большой длиной звуковой волны;
- Низкие частоты достигают слушателя с минимальной разницей по фазе.
С точки зрения стереополя, спанорамированные до упора влево и вправо дорожки — самые явные и направленные источники звука в миксе. Чем больше низкочастотной информации содержится в инструментах слева и справа, тем ближе их позиция смещается к центру, и наоборот, чем меньше в дорожках низкочастотной информации, тем дальше их позиция от центра.
Универсального рецепта до какой частоты нужно срезать низ у инструментов по сторонам не существует. Смысл в том, что чем ниже частота, тем более всенаправленным становится звук, а чем больше низко- и среднечастотной информации содержится в инструментах слева и справа, тем сильнее они сдвигаются к центру стереокартины.
Для того, чтобы сделать звучание шире, попробуйте срезать ненужные средние и низкие частоты у инструментов по сторонам. Чтобы еще больше расширить стереообраз, спанорамируйте дорожки с большим количеством высокочастотной информации (тарелки, шейкеры, пикколо) до упора влево и вправо.
Если проделанные действия не приведут к желаемому результату, то добиться широты звучания можно с помощью расширителей стереобазы — плагинов Waves S1 Stereo Shuffler или iZotope Multiband Stereo Imager (входит в состав комплекта iZotope Ozone). Использовать плагины нужно осторожно: применение таких обработок на множестве дорожек или всем миксе может замылить звук и привести к фазовым сдвигам.
Расширение звучания миксов: 7 простых способов сделать свои миксы шире и объемнее
Слишком громкий или слишком тихий вокал
Вы думаете, что сделали идеальный микс, но после прослушивания на стереосистеме друга поняли, что вокал звучит слишком громко, выбиваясь из микса вперед, или слишком тихо, утопая в реве гитар. Подобная история случалась с каждым из нас, но не все понимают, почему так произошло.
Найти идеальную громкость дорожки вокала трудно. Баланс между голосом и инструментами всегда отличается при прослушивании на разных мониторах. Лично мне помогает прослушивание микса и вокала на дополнительной паре мониторов, у которых прибраны или практически отсутствуют низкие частоты (см. модели Avant Electronics Avantone MixCubes или снятые с производства Yamaha NS-10M Studio). Когда я слушаю материал на них, то низкие частоты не маскируют основной вокал, позволяя объективно оценить его громкость на фоне остальных инструментов в миксе.
Если у вас только одна пара мониторов и сабвуфер, то выключите вуфер на время настройки громкости вокала. Обязательно слушайте микс на очень низкой громкости, чтобы эффект Флэтчера-Мэнсона уменьшил восприятие низов и середины. Все вместе это позволит услышать только средние частоты, в которых обычно и находится вокал.
Запись вокала дома: 7 советов для достижения лучшего результата
Другой эффективной методикой во время работы с вокалом станет плавное уменьшение громкости мониторов вплоть до полной тишины. Суть в том, что правильно настроенный вокал при уменьшении громкости источника звука исчезает вместе с остальными инструментами, при этом оставаясь последним различимым звуком в миксе. Если же при снижении уровня громкости вокал продолжает «бежать впереди паровоза», то стоит понизить его уровень в миксе.
Объективно оценить уровень громкости основного вокала можно при помощи установки на мастер-шине эквалайзера, срезающего низкие частоты и нижнюю середину (до 250 Гц). Это позволит сымитировать способ с мониторами Yamaha NS-10M и MixCubes. Можно пойти еще дальше и скачать импульс NS-10M, загрузить его в любой импульсный ревербератор на мастер-шине, и сравнить баланс микса.
Не забывайте, что в некоторых стилях музыки вокал принято делать вокал громче, чем обычно. К примеру, музыка в стиле кантри использует более громкий вокал, нежели рок-музыка.
Тонущий в миксе или выбивающийся вокал
Основной вокал сильно зависит от компрессии, позволяющей ему прорезаться сквозь остальные инструменты и найти себе место в миксе. Компрессия ограничивает динамический диапазон таким образом, что разница между тихими и громкими фразами практически пропадает.
Проблема в том, что при работе с динамичным вокалом сложно добиться агрессивной компрессии не повлияв на тембр, глубину и нюансы звучания. Если компрессия уже наложена на вокал должным образом, а он все равно выбивается из микса, исправить сложившуюся ситуацию можно несколькими способами.
Для начала стоит прибегнуть к серийной компрессии. Используйте в цепи эффектов несколько компрессоров подряд, настроив их по-разному: каждый компрессор должен «жать» звук по-своему. К примеру, можно настроить компрессоры таким образом, чтобы один из них не реагировал на пики вокала во избежание перекомпрессии и для сохранения тембра и нюансов исполнения, а второй выступал в роли пик-лимитера, не вмешивающегося в основной динамический диапазон голоса.
Пусть первый компрессор реагирует только на резкие пики сигнала за счет малого времени атаки и восстановления, и высокого порога срабатывания. Второй настройте так, чтобы он давал панч и подчеркивал динамику: выставите порог срабатывания ниже, чем у первого компрессора, а атаку и релиз настройте на слух.
Помимо проверенной годами техники серийной компрессии, попробуйте более мощный и элегантный способ Роджера Николса. Разработка его компании — Dynam-izer — разделяет динамический диапазон на 4 автономных зоны срабатывания, представляя собой некое подобие многополосного компрессора. Каждому диапазону присваиваются индивидуальные значения атаки, времени восстановления и степени сжатия, а прибор реагирует только на громкость входного сигнала.
Динамайзер можно использовать как экспандер (расширитель динамического диапазона). С его помощью можно расширить диапазон самых тихих вокальных фраз, мягко скомпрессировать громкие участки и сильно зажать резкие пики сигнала.
Несмотря на продвинутые техники компрессии вокала, временами встречаются ситуации, в которых они бессильны. В таких случаях рекомендуется вручную прописать автоматизацию громкости голоса на протяжении всей песни. Иногда некоторые фразы проваливаются в миксе из-за нехватки частот в районе верхней середины, отвечающей за разборчивость — такие подъемы также можно автоматизировать силами цифровой рабочей станции.
Не бойтесь использовать любые приемы, которые сделают вокал в песне совершенным. В некоторых моих миксах очень много автоматизации и компрессии на вокале.
Заключение: идеальный микс
Техники, о которых я рассказал, не приведут к созданию идеального микса, но дадут пищу для размышлений и возможности для поиска ошибок в собственных работах. Наличие нескольких из 12 ошибок при сведении в ваших миксах может сильно испортить звучание песни.
Погоня за высокой детализацией на выходе может привести к плоскому звучанию микса (после финального лимитирования на стадии мастеринга звучание станет еще хуже), а микс со слишком широкой стереокартиной может потерять фокус и панч.
Всегда сохраняйте уникальное видение микса, не забывайте задавать себе вопросы о правильности собственных действий и проверять микс на наличие одной (или нескольких) из этих 12 ошибок в сведении. Помните, что исправление недочетов ведет к изменению микса в целом, поэтому ищите компромиссы на пути к идеальному звучанию и выдающемуся звуку.