9 советов начинающим музыкантам от группы «Даарика»

Группа "Даарика"

Дарья Николаева и Николай Хоменко из группы «Даарика» делятся своими взглядами на процесс звукозаписи в студии и написание песен и аранжировок.

Московская группа «Даарика», образованная в 2014 году, активно идет вперед, пробивая себе путь к сердцам отечественных слушателей. Мощный саунд, интересные аранжировки, тексты не лишенные смысла, а также легкие нотки «Ночных снайперов» и «Сурганова и Оркестр» (в самом лучшем смысле этого сравнения!) неизменно привлекают интерес к группе. Ну а активная ротация на «НАШЕ 2.0» и других радиостанциях позволяют коллективу находить дорогу к ушам новых почитателей творчества «Даарика».

Сейчас группа заканчивает сбор средств на запись дебютного полноформатного альбома на площадке Planeta.ru и работает над новыми песнями. В перерыве между насыщенной творческой жизнью, участники группы Дарья Николаева и Николай Хоменко дали несколько советов начинающим музыкантам о записи в студии, написании песен и аранжировок, а также том, что никогда не надо опускать руки, если что-то не получается.


Сведи уровень импровизации к минимуму

Николай Хоменко: У нас был опыт записи песни на студии, когда мы записывали песню, не имея цельной картины. Такой подход имеет право на жизнь, но это непрофессионально. Студия подразумевает полную готовность к записи, здесь нет места лишней импровизации и спонтанности. В противном случае это снижает эффективность работы.

Дарья Николаева: Если песня не продумана заранее, то у музыканта попросту не остается времени на важные «мелочи». Вместо того, чтобы работать над «тембральными отношениями» инструментов и обогащать уже записанный материал, много времени уходит на работу с аранжировкой, придумывание партий и т.д.

Николай Хоменко: Профессиональная студия «вскрывает» такие косяки, которые ты мог попросту не замечать. Где-то не будет хороших «отношений» баса и гитары, где-то вылезет неприятный ритмический рисунок ударных, не сочетающийся с другими инструментами. Эти вещи сложно услышать во время репетиций.

Не трать лишнее время на споры об аналоге и цифре
Николай Хоменко, «Даарика».

Николай Хоменко: В некоторых песнях Даарики мы писали клавишные партии в домашних условиях. Если ты используешь клавишные инструменты, синтезаторы или какие-то электронные звуки, то вполне возможно, что тебе не понадобится идти на студию. Такие инструменты записываются в линию, напрямую в аудиоинтерфейс или микшер, поэтому какой смысл тратить собственные деньги на студийную сессию, если все тоже самое ты сможешь сделать дома?

Многие музыканты, в особенности гитаристы и басисты, спорят о записи своих инструментов. Кто-то любит записывать себя через микрофоны и аналоговые усилители, кто-то использует запись в линию с последующей обработкой цифровыми плагинами. Нет смысла тратить время на споры и размышления – найди тот вариант работы, при котором тебе будет комфортно. Сделать качественно можно как при помощи аналога, так и при помощи цифры. Сделать некачественно – тоже.

Найди наставника или саунд-продюсера

Дарья Николаева: Начинающим музыкантам стоит найти саунд-продюсера или некоего наставника, который подскажет, как сделать запись лучше. Как правило, те музыканты, отправляющиеся на студию впервые, не представляют, как добиться полноценного, правильного и сбалансированного звучания. Рубиться с полной самоотдачей здесь недостаточно.

Нужен саунд-продюсер, какой-то рулевой, направляющий музыкантов или ограничивающий их творческие порывы. Другими словами, организатор процесса звукозаписи.

Учись играть и записываться под метроном

Николай Хоменко: Практически вся современная музыка пишется под метроном или клик-трек. Помимо оттачивания собственного мастерства и разучивания партий, стоит уделить внимание такому моменту, как игре под метроном.

В особенности это касается барабанщиков и бас-гитаристов, которые обычно записывают свои партии самостоятельно, без помощи других участников коллектива. Играть собственную партию «в пустоту» под аккомпанемент метронома – тоже искусство.

При работе с вокалом уделяй больше внимания эмоциям

Дарья Николаева: Одно время мы работали со звукорежиссером, который большое значение придавал технической части работы с вокалом. Он заставлял распеваться, растягивать рот, выполнять различные упражнения перед записью. Техника, несомненно, важна, но результат получился не самым интересным.

Позднее, записываясь в Казани, звукорежиссер студии делал все для того, чтобы вытащить из меня нужные эмоции. Мы записывали песню порядка шести часов, а он уделял особое внимание интонационным моментам и передаче конкретных чувств.

Результаты той записи получились очень живыми и интересными. В использовании специального программного обеспечения нет ничего плохого, если ты изредка поешь «мимо». Эмоции и естественность их передачи намного важнее для конечного слушателя.

Оборудование – средство для воплощения идей

Дарья Николаева: Не надо гнаться за всеми техническими новинками музыкального оборудования. Тем не менее, сбрасывать со счетов последние достижения в области музыки также не стоит. Если ты не звучишь со сцены, не звучишь в студии, то твоя музыка перестанет быть интересной для слушателя. Но и бездумно скупать самые дорогие эффекты, микрофоны и гитары глупо.

Музыкант должен находиться в поиске собственного звука, который меняется по мере изменения собственного творчества. Не бойся ходить в магазины, искать собственный звук, пробовать новые устройства, изучать интересные тебе инструменты. Самое сложное – это найти баланс между имеющимся оборудованием «на руках» и желанием купить какую-то обновку.

Прежде, чем покупать что-то новое – научись пользоваться тем, что у тебя уже есть. Пока у тебя нет нужных знаний в области использования того или иного устройства, тебе не помогут никакие обновления своего «арсенала».

Николай Хоменко: Никто не спорит, что любой современный музыкант должен быть технически подкован. Ориентироваться в новом оборудовании и технологиях, несомненно, полезно. Вместе с тем нельзя забывать, что аппаратные устройства – только средства для воплощения собственных идей.

Сейчас у многих происходит подмена творчества поиском новых примочек, программ и других девайсов. В итоге все превращается в игру, в которой люди пользуются одним прибором, толком в нем не разобравшись, затем хватаются за второй, третий, пятый десятый. Это убивает весь смысл музыки.

В наше время новые устройства появляются ежедневно. Если пытаться уследить за всеми новинками, то не хватит никакого времени на само творчество.

Раздели процесс написания музыки на эмоциональный и рациональный

Николай Хоменко: Когда ты пишешь музыку или аранжировку, ты работаешь на эмоциях, используя поток вдохновения. В такие моменты в ход идут любые появляющиеся идеи, так как велик риск пропустить что-то действительно интересное.

Использовать вдохновение нужно до самого конца, выжимая из него максимум идей и мыслей. Но после этого в работу обязательно должен включаться мозг, который с точки зрения рационализма поможет определить, что можно оставить, что нужно доработать, а от чего стоит попросту отказаться.

В то же самое время, не надо увлекаться и затягивать процесс работы над музыкой и аранжировкой – рано или поздно придется отправиться на студию и готовить песню к выходу в свет. Опытные музыканты умеют точно определять момент, когда композиция готова. Во многом им помогает уже имеющийся опыт, наличие вкуса и собственных взглядов на музыку. Когда человек знает, чего он хочет, то ему легче понять, что нужно добавить в музыку, а что стоит убрать.

Дарья Николаева, «Даарика».

Дарья Николаева: Мне часто хочется попробовать аккордеон, дудук и другие инструменты в нашем творчестве. Беда в том, что мы не можем этого сделать, потому что стилистика музыки накладывает некоторые ограничения.

Во время эмоционального порыва порой кажется, что песне подходят все инструменты. Как только в дело вступает рациональное мышление, выясняется, что от таких идей лучше отказаться.

Одно дело – собственный вкус, но существуют слушатели, о которых нельзя забывать. Не бойтесь показывать свои идеи кому-то со стороны: друзьям, родным или просто знакомым. Такая обкатка на конечном слушателе – хороший инструмент для проверки своих идей.

Дайте послушать новую музыку кому-нибудь из своего окружения и посмотрите на их реакцию. Так можно без лишних проблем выявить слабые и сильные стороны новых песен, а также получить порцию адекватной критики с точки зрения простого человека.

Знай музыкальную теорию, но не забывай, что незнание приводит к удивительным открытиям

Дарья Николаева: У меня нет музыкального образования, и это иногда создает определенные трудности. Любому музыканту нужны хотя бы базовые знаний сольфеджио, которые помогут в написании музыки и реализации собственных идей.

Любое незнание всегда выходит боком. В отличие от Коли, обладающего музыкальным образованием, у меня уходит больше времени на придумывание партий, подбор нот и использовании гармонии. На вещи, на которые у него уходит десять минут, мне приходится тратить час, а то и два.

Если ты хочешь заниматься музыкой профессионально, то профессионализм должен быть во всем: и в умении правильно организовать процесс работы, и во владении инструментом, и в знании устройства музыки.

Николай Хоменко: У знаний музыкальной теории существует обратная сторона. Когда ты слишком много времени уделяешь теории музыки, это сужает твой кругозор. Излишнее понимание музыки часто приводит к тому, что музыкант начинает ограничивать себя, использовать одни и те же приемы. Вместе с этим теряется некий эффект спонтанности, когда незнание помогает открывать что-то новое не только для себя, но и для всех окружающих.

Будь настойчив и не опускай руки

Дарья Николаева: У любого коллектива всегда существует шанс выпустить музыку через лейбл. Запишите несколько песен и разошлите их по таким компаниям. Не надо слать всем подряд – выберите два-три лейбла и отправьте им свою музыку. Кто знает, быть может через пару недель с вами свяжутся представители выпускающей фирмы?

Если от лейблов нет ответа, то ни в коем случае не бросайте попытки рассказать о собственном творчестве. Отказ – не конец света. Не ответил один лейбл – попробуйте постучаться в другой. Отказали в нескольких компаниях – идите в социальные сети.

Современные технологии и Интернет позволяют работать с самой широкой аудиторией. Социальные сети и музыкальные сервисы – это прямой путь к сердцам слушателей. Другими словами, интернет – благодатная почва для выхода «в свет». Хороший проект сможет продвинуться самостоятельно, пусть это и займет больше времени.

К примеру, хороший вариант размещения – площадка НАШЕ 2.0, где любой исполнитель может создать собственную страницу, выложить музыку и, если она придется по вкусу людям, зазвучать в эфире не только радио НАШЕ 2.0, но и самого НАШЕ РАДИО.

Помимо известных радиостанций существует множество онлайн-станций всевозможной направленности и региональные FM-радиостанции, которые с радостью работают с новыми исполнителями. Количественная аудитория слушателей таких площадок может быть самой разной, но это точно такая же возможность заявить о себе.

Можно попробовать выйти на Planeta.ru и предложить людям проспонсировать запись своего творчества. Сейчас многие коллективы собирают там средства, причем довольно успешно. Конечно, если творчество того стоит.

Пробуйте любые доступные методы, не бойтесь рассылать творчество по всем информационным каналам. Если долго стучаться в одну дверь, то она рано или поздно откроется. Главное – уверенность и настойчивость.


Официальное сообщество ВКонтакте

Страница в Facebook

YouTube-канал группы

Страница на НАШЕ 2.0

Exit mobile version