Что такое синхронизация звуковой волны, или как сделать синтезатор из «Robot Rock» силами Logic Pro X

Cинхронизация звуковой волны

Воссоздаем синтезатор из композиции Daft Punk «Robot Rock» с помощью встроенного в Logic Pro X синтезатора Logic ES2 и техники синхронизации звуковой волны.

Композиция «Robot Rock» французского электронного дуэта Daft Punk — визитная карточка коллектива, стоящая в одном ряду с такими хитами, как «Around The World» и «Get Lucky». Не будет преувеличением сказать, что звучание синтезатора из этой песни хорошо знакомо не только каждому музыканту, но и обыкновенному слушателю.

В основе звучания синтезатора в «Robot Rock» находится техника синхронизации звуковой волны (синхронизации колебаний), именуемая в английском языке «Sync» (сокр. от «waveform synchronization»). Техника использовалась во многих популярных композициях: к примеру, ее применение можно услышать в песне «Let’s Go» американского коллектива The Cars, и в композиции «Buffalo Stance» Нене Черри. Кстати говоря, по мнению Гордона Рейда из Sound on Sound, синхронизация звуковой волны — это одна из самых слабо изученных музыкантами возможностей синтезаторов.

Синхронизация звуковой волны

Суть синхронизации звуковой волны заключается в использовании двух или более осцилляторов, частоты которых совпадают или кратны друг другу. Один из осцилляторов сбрасывает звучание (период) другого, что и приводит к их синхронизации, а также обогащает звук дополнительными обертонами.

Выделяют два вида синхронизации звуковой волны: взаимный (Soft Sync) и принудительный (Hard Sync). При использовании взаимной синхронизации частота колебаний отличается от частот колебаний самих осцилляторов. Принудительная синхронизация подразумевает использование одного из осцилляторов в качестве «мастера», чья частота остается неизменной, в то время как частоты других осцилляторов подстраиваются под нее.

12 нот из Robot Rock

Песня «Robot Rock» записана с темпом 112 ударов в минуту, а сам синтезаторный хук состоит из 12 нот, повторяющихся практически всю песню. На изображении выше приведена партия синтезатора, созданная в Piano Roll.

Начало работы с Logic ES2

Выбор пресета Logic ES2: Tutorial Settings -> Sync Start.

По признанию Тома Бангальтера, дуэт использовал синтезаторы Moog и большое количество гитарных педалей эффектов, чтобы добиться нужного звучания. Тем не менее, воссоздать звук синтезатора из «Robot Rock» можно штатными средствами Logic Pro X — синтезатором ES2.

Logic ES2 — единственный аналоговый синтезатор в составе Logic Pro X, умеющий воспроизводить технику синхронизации звуковой волны. Плюс ко всему, вместе с синтезатором поставляется большое количество пресетов, один из которых полностью готов к применению этой нехитрой техники звукового синтеза.

Создайте новый проект Logic Pro X, добавьте инструментальный трек, где в качестве источника звука будет выступать синтезатор ES2. Отправной точкой для создания нужного звука станет пресет «Sync Start», найти который можно в разделе «Tutorial Settings».

Исходное звучание пресета «Sync Start»

Настройка осциллятора и генераторов

Настройка первых двух слотов синтезатора и генератора огибающей.

После загрузки пресета, взгляните на секцию модуляции. В первом слоте в качестве источника изменений звука служит колесо модуляции (ModWheel) — опустите значение до 0 (маленькая зеленая стрелочка справа от слота). Воздействие на итоговый сигнал источника второго слота — Env1 (генератор огибающей Envelope Generator 1) — стоит поднять до отметки в 0.92-0.94 (тяните зеленую стрелку около второго слота вверх).

Произведенные настройки установят величину изменения высоты тона звука во втором осцилляторе (Oscillator 2), которая будет зависеть от значений огибающей (Env1).

Теперь все, что нам остается — это настроить количество атаки и спада Env1, чтобы добиться нужной формы звука. Найдите секцию настроек Env1 (на рисунке выше выделена красным квадратом), в которой первый ползунок, отмеченный буквой А, отвечает за количество атаки, а второй, с буквой D, регулирует величину спада сигнала. Выставите следующие настройки:

Послушайте, что получилось в итоге. В принципе, звучание синтезатора из «Robot Rock» достигнуто. Сравните получившийся звук с тем, что слышен в вышеупомянутых композициях Нене Черри и The Cars. Звучит идентично.

Звучание синтезатора после настройки осциллятора и генераторов

Полировка звука за счет вибрато и тонкой подстройки

Настройка третьего слота синтезатора и осцилляторов.

Если послушать оригинальную композицию французского дуэта, то в конце каждой фразы слышен легкий эффект вибрато. Добиться такого же результата можно при помощи ModWheel.

Найдите секцию настроек низкочастотного осциллятора (LFO1) в левом нижнем углу и повысьте параметр Rate до 4.800 Hz. Следом за этим активируйте третий слот в секции модуляции, в котором в качестве источника звука укажите только что настроенный LFO1. Не забудьте выбрать ModWheel в строке «VIA» — это укажет синтезатору на то, что сигнал от LFO1 должен пройти через ModWheel. Количество модуляции стоит выбрать в районе 0.18 (переместите оранжевый треугольник с правой стороны, чтобы создать нужный диапазон).

На первом слоте модуляции стоит включить байпасс при помощи небольшой кнопки «b/p» в верхней части (на рисунке выше подсвечена оранжевым). Наконец, настроим второй осциллятор (Oscillator 2), добавив легкий эффект детюнинга на -2 полутона (-2S, 0c).

Звук синтезатора после настройки LFO1, добавления третьего слота модуляции и детюнинга.

Параметры строя синтезатора.

Возможно вы заметите, что синтезатор звучит «мимо нот», если включить воспроизведение вместе с другими музыкальными инструментами композиции. Практически все композиции альбома Daft Punk «Human After All» понижены на четверть тона. Чтобы поправить ситуацию, повысьте тон синтезатора на 48 центов (почти четверть тона).


Видеоурок по созданию синтезатора Robot Rock

Exit mobile version