Виталий Алексашин и Наталья Розанова из группы «Bunraku» о продуктивном проведении звукозаписи и важности организации себя и других участников группы.
Московская альтернативная группа «Bunraku» — вне всяких сомнений — один из самых интересных коллективов на современной отечественной рок-сцене. Группа исполняет интеллектуальную музыку, кропотливо работая не только над аранжировками, но и каждым нюансом звукозаписи. Томность и изящество классической музыки, вакуум прог-рока 1970-х, а также ярость, напор и драйв альтернативной музыки начала 2000-х, приправленные ярким и мощным тенором вокалиста Виталия Алексашина делают Bunraku уникальным проектом на современной сцене.
За свой непродолжительный путь коллектив уже успел привлечь пристальное внимание как критиков, так и слушателей. В 2015 году Bunraku заняли первое место на московском туре фестиваля Revolution, а следом за этим последовало успешное выступление на одной сцене с Animal ДжаZ в рамках фестиваля Revolution Open Air. Концертная деятельность продолжилась в 2016 году выступлениями на конференции Colisium Music Week в Санкт-Петербурге и фестивале «Мото-Малоярославец», где группа выступала на одной сцене вместе с такими коллективами, как Кипелов, Louna, Нуки и многими другими. Параллельно этому Bunraku успели выпустить два великолепных сингла — «Singularity» (2015) и «Shame» (2016).
Специально для SameSound.ru вокалист и лидер Bunraku Виталий Алексашин и бас-гитаристка Наталья Розанова дали несколько советов начинающим музыкантам на тему процесса проведения звукозаписи, борьбы с ленью и организации самого себя, а также рассказали о том, как избежать большинства проблем молодых коллективов, собирающихся заниматься музыкой серьезно.
Самоконтроль и самоорганизация
Каждый уважающий себя музыкант мечтает заработать денег на собственной музыке. В тот момент, когда ты понял это, пойми, что музыка – это такая же работа, требующая серьезного подхода.
Желание сделать так, чтобы хобби приносило доход — естественно. Но без упорного труда добиться этого не выйдет. Не все понимают, что музыка – это работа над собой.
Речь даже не об освоении новых приемов игры, разучивании партий или каких-то технических моментов. Речь, в первую очередь, о правильной организации себя, как человека. Ты следишь за собой и средствами, которые ты вкладываешь в любимое дело; следишь за своим временем и временем тех, кто с тобой работает. Вне зависимости от степени таланта, без самоконтроля и самоорганизации не получится ничего.
Знай, что и как ты играешь
Мы видели много вариантов записи музыки. Несмотря на это, люди не конца понимают, что такое звукозапись вообще и запись песни в частности.
На мой взгляд, существует два варианта развития событий. Первый — когда люди покупают время на студии и работают в рамках него. Второй – когда люди покупают песню “под ключ” за определенную сумму и за эти деньги работают в студии, не волнуясь за потраченное время.
Методом проб и ошибок мы остановились на втором варианте. С нашей музыкой и нашими амбициями намного проще работать, не следя за часами.
Плюсы такого подхода очевидны: можно спокойно творить, искать нужный звук и ни в чем себя не ограничивать. Вместе с этим появляется творческая расслабленность, возможность подумать над новыми идеями, да и сама запись идет легче.
В тот же момент отсюда вытекает и главный минус, заключающийся в расхолаживании человека. Когда мы вновь столкнулись с оплатой за время, то заметили у себя появившуюся лень: мы банально перестали укладываться во временные рамки.
Хороший музыкант знает, что он играет. Тренируйтесь дома и на репетициях и будьте готовы к любому формату записи.
Найди ошибки в партиях и миксе
Распространены случаи, когда молодые музыканты, сделав сырую демку или придумав хорошую идею, приходят на студию звукозаписи и заявляют звукорежиссеру, что хотят записать невероятную нетленку.
Прослушивание демки на студии вскроет многие проблемы: неудачный звук гитары, не уместная партия какого-то инструмента, “хромающие” или неподходящие ударные, проблемы аранжировки и т.д.
Первоначально стоит записать песню поканально во время репетиции или подготовить такую демо-версию композиции, которая максимально приближена к “полевым условиям”. Можно даже свести этот материал.
Такую демку стоит послушать с коллегами по коллективу, чтобы взглянуть на себя со стороны, выявить ошибки в общем миксе или конкретных партиях. Эти ошибки сложно заметить во время репетиций на базах, так как звучание большинства репетиционных студий устроено далеко не лучшим образом. К тому же, на репетициях музыканты больше сосредоточены на собственных партиях, нежели на общем звучании песни.
Не думайте, что если у вас отлично получается играть партию на прогонах, то и запись песни не вызовет проблем. Знать собственную партию – это хорошо, но думайте глобальнее.
Поканальный вариант песни или качественная демка поможет увидеть картинку целиком, а также ответит на вопрос, стоит ли торопиться отдавать деньги за профессиональную студию.
Построй процесс записи на основе особенностей своей музыки
Построение процесса записи песни основывается на особенностях аранжировок и исполняемой музыки. Никто кроме вас не знает, в каком порядке лучше записывать инструменты.
Мы начинаем запись с барабанов, затем пишем клавишы, создающие основу музыки коллектива. После этого наступает очередь баса и черновой записи голоса.
В музыке Bunraku голос задает акценты для других инструментов в аранжировке. Поэтому после записи основы – ритм-секции и клавиш – мы записываем черновик вокала за пару дублей, эдакий концертный вариант.
Остальные инструменты записываются ориентируясь на ритм-секцию, клавиши и черновик голоса. Речь идет о гитарах, чистом варианте вокальной партии, струнных инструментах и каких-либо дополнительных участниках аранжировки.
В зависимости от задач, можно записываться и дома
Современные технологии позволяют записать большую часть песни дома. Сегодня на рынке представлено огромное количество высококлассныз VST-инструментов, чье звучание неотличимо от реальных инструментов.
За счет VST-библиотек и семплов можно записать клавишные партии и партии синтезатора, струнные или оркестровые инструменты, и многое другое. При правильной и грамотной работе с виртуальными инструментами, их звучание решит поставленные задачи.
В принципе, если позволяют технические возможности, писать дома можно любые инструменты. Нет ничего плохого в том, чтобы записать партии электрогитары дома, а затем пойти на студию для дальнейшего реампинга. В конце концов, каждая группа в своей истории писала вокал в шкафу.
К сожалению (или к счастью), вариант с домашней записью нам не подходит. К примеру, когда мы писали сингл “Shame”, мы попробовали записать два варианта партии клавишных: с использованием только MIDI и без него. Вариант с MIDI нас не устроил – не хватало динамики, кача и драйва в звучании.
Музыка Bunraku построена на активном использовании кача и грувов, задающих движение музыки. Звукорежиссеры иногда предлагают нам не править, к примеру, барабаны или клавиши, чтобы добиться большей динамики.
Ищи лучшее звучание для каждого инструмента
Виолончель – один из участников музыкального материала Bunraku. Запись этого инструмента потребовала поиска правильного сочетания микрофонов, а также их грамотной расстановки в помещении студии.
При этом виолончелисты, как и любые музыканты, играющие на струнных, сильно завязаны на партитурах, в которых прописаны нюансы исполнения – динамика в конкретных местах, используемый смычок, какие-то еще моменты.
Далеко не на каждой студии работает достаточно компетентный и осведомленный в вопросах записи разных инструментов звукорежиссер. Вполне возможно, что использование струнных, перкуссионных, духовых и прочих инструментов потребует поиска подходящего микрофона и умело звукорежиссера.
Это же справедливо и для остальных инструментов. Не пренебрегайте поиском, так как неудачная или попросту неаккуратная запись может «убить» всю магию вашей музыки.
Конечно, никто не говорит об использовании отдельной студии для каждого инструмента. Найдите такой вариант, где вы, работники студии, техническое оснащение и общая атмосфера раскрывают звучание коллектива с лучшей стороны.
Иди вперед только с теми, кто к этому готов
В большинстве случаев музыкальные группы собираются на основе старых друзей: одноклассники, одногруппники, братья и сестры и т.д.
Если группа ставит перед собой серьезные цели, то в какой-то момент происходит пересечение определенной точки (фестивальной, денежной, психологической), после которой проект становится чем-то более серьезным.
Далеко не все готовы к такому развитию событий. Как только появляется такая ситуация, что один из участников коллектива становится слишком ленив, перестает работать в рамках общей идеи, то нужно действовать оперативно, но не рубить с плеча.
Поговорите с человеком, постарайтесь его переубедить, объясните, что проект – это что-то, что требует большего внимания. Если человек этого не поймет, то лучше продолжить дальнейший путь без него.
Понятно, что указать близкому другу на выход довольно сложно. Хочется вернуть человека в общую орбиту, наставить на путь истинный. Беда в том, что если человек слишком ленив и у него существуют “отмазки” на все случаи жизни, мешающие коллективу, то, конечно, слова вряд ли помогут.
В общем, не увлекайтесь разговорами и помните, что чем дольше вы затягиваете с решением проблемы “лишнего груза”, тем тяжелее ее будет решить в дальнейшем.
Содержание неразрывно связано с воплощением
Сегодня любой человек может записать песню в домашних условиях, выложить ее в интернет, а на следующее утро проснуться знаменитым. Тем не менее стоит помнить, что дома может не хватить оборудования, навыков или опыта для правильного донесения собственного творчества до слушателей.
С такой проблемой мы впервые столкнулись несколько лет назад, во время участия в проекте KAIRANA. Группа получала положительные отзывы слушателей, материал был, на наш взгляд, качественным, а однажды мы даже выиграли фестиваль Horizon University Sound 2013.
Жюри фестиваля составляли преподаватели из академии Гнесиных, Лусинэ Геворкян из “Traktor Bowling”/”Louna” и Александр Красовицкий из “Animal ДжаZ”. После победы в фестивале нам удалось пообщаться с Александром лично. В ходе беседы он отметил, что наш материал обошел всех по качеству, но звучали мы как говно.
Красовицкий отметил, что с эмоциональной точки зрения мы выглядели великолепно, хотя на фестивале было много коллективов, которые чисто технически звучали намного лучше нас. Наша же техническая составляющая сильно хромала.
В тот момент мы поняли, что если ты не можешь достойно донести идею, то содержание творчества не стоит ни гроша. И это справедливо для любого творчества: можно написать интересный сюжет, который попросту будет убит ужасным владением русским языком.
Конечно, содержание – это основа творчества, но нельзя забывать о технической стороне дела. Одно без другого не существует.
Ближайшие концерты Bunraku
27.11.2016. Mulata Bar, Москва
Новая полноценная акустическая программа «Почти человек». Струнные и минимум электричества. Отметим, что в акустике мы играем невообразимо редко, поэтому не упустите шанса посмотреть на #bunraku с иной, интимной точки зрения.
03.12.2016. Антикафе «Тайник», Москва
«Квартирник». За последний месяц наш паблик вырос более чем в 2 раза. И мы поняли, что пришло время вновь познакомиться с вами. А посему уже 3 декабря мы ждём вас в стенах уютного антикафе «Тайник» (м. Пушкинская). Пообщаемся на расстоянии вытянутой руки, ответим на любые вопросы, поиграем в акустике редкие, очень редкие и просто любимые песни. Будет тепло!
11.12.2016. Rock House, Фестиваль Emergenza, Москва
Фестиваль Emergenza. #bunraku — это очень громко. Если вы хотите увидеть нас в полную силу, то ни в коем случае не пропустите следующий тур международного фестиваля Emergenza, который состоится на просторах Rock House.