Запись бас-гитары: советы для гитаристов и звукорежиссеров

Номинант премии Грэмми Рич Тоццоли — о том, как работать с басом в домашних условиях, если ты гитарист.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам

Рич Тоццоли — звукорежиссер, композитор и продюсер, номинированный на премию Грэмми и работавший с Элом Ди Меолой, Эйсом Фрели, Дэвидом Боуи и многими другими известными музыкантами. Недавно Рич написал колонку из двух частей (раз, два) для портала Ask.Audio, в которой рассказал, как вести запись бас-гитары в домашних и студийных условиях. В своих статьях Рич рассказывает, что делать гитаристу, впервые столкнувшемуся с записью бас-гитары, объясняет подходы к написанию партий баса и утверждает, что, при должном усердии, нет никакой нужды в поиске реального басиста. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.


Рич Тоццоли

Эту статью я пишу с точки зрения гитариста и для гитаристов, столкнувшихся с проблемой записи баса. Высокое качество звучания баса — важная составляющая профессионального микса. Беда в том, что профессиональный басист справится с записью намного лучше гитариста — это очевидно.

За время сотрудничества с Fox, HBO, Discovery Channel и другими телеканалами, в заставках которых звучит моя музыка, мне приходилось выполнять функции басиста самостоятельно. Я набил много «шишек», набрался опыта, выявил несколько важных моментов и готов поделиться своими мыслями о записи бас-гитары.

Учись и слушай

Когда я решил самостоятельно вести запись бас-гитары, я начал внимательно изучать то, как играют профессиональные басисты и как бас взаимодействует с ударными. Так как мой основной инструмент — электрогитара, то партии баса для меня всегда оставались где-то в стороне. Да, я следил за тем, как бас сидит в моих миксах, но делал это недостаточно профессионально.

Будучи поклонником Led Zeppelin, первым делом я изучил партии и манеру игры Джона Пола Джонса. Я заметил, что партии Джонса во многом основаны на ритм-энд-блюзе, соуле и классическом роке. Наблюдения за ним показали, что подчеркнуть мощь гитарного риффа можно простым дублированием партии гитары на басу, а разнообразить дорожку баса можно обычным изменением длительности нот и позиций на грифе.

После изучения манеры игры Джонса, я переключился на других значимых басистов — Гедди Ли из Rush и Джона Энтвисла из The Who. Следом я исследовал отношения баса и бочки в записях Sade, плотное звучание баса в песнях Билли Айдола, характерный стиль игры Стива Харриса из Iron Maiden и фанковый подход Фли из Red Hot Chili Peppers.

Я слушал бас с разных сторон, анализировал игру на инструменте и пытался понять, как думают и чем руководствуются басисты при написании партий. Все это всячески искореняло во мне гитариста при работе с басом.

Медиатор или пальцы

Чем играть: пальцами или медиатором? Кто-то отдает предпочтение игре пальцами, кто-то, наоборот, медиатору. Рассуждения на эту тему — банальная вкусовщина. Играем пальцами — получаем мягкое, глубокое и более традиционное звучание. Играем медиатором и слышим острую атаку, высокую точность звуков и преобладание высоких частот в звуке бас-гитары. Я освоил обе техники, хотя игра пальцами далась мне с трудом.

Для музыки, которая большую часть времени будет звучать из динамиков телевизора, лучше остановиться на игре медиатором — такой звук баса легче услышать через маленькие колонки. При этом нельзя прекращать любые эксперименты: пробуйте медиаторы разной толщины и слушайте, как меняется звук баса на записи.

Плагины для обработки баса

При работе с басом я полагаюсь на плагины и не вижу в этом ничего зазорного. Каждый сам выбирает, как ему удобнее работать — мне больше нравится использовать плагины, а не полагаться на аналоговое оборудование. Я помещаю плагины прямиком на дорожку баса в микшере, избегая всевозможных шин, посылов и AUX-каналов.

Tech 21 SansAmp PSA-1

Несмотря на то, что Tech 21 SansAmp PSA-1 может показаться странным выбором для обработки баса, я пользуюсь им уже очень давно. Плагин помогает басу пробиться сквозь микс и делает его звук более различимым. Я опускаю регулятор LOW, чтобы бас звучал менее плотно, а затем работаю с ручками DRIVE и CRUNCH. Аккуратная настройка параметров этих регуляторов вместе с регулировкой уровня PRE AMP создает легкий налет сатурации. О конкретных настройках говорить сложно, все зависит от нужд композиции.

SoundToys Decapitator

SoundToys Decapitator — аналоговый моделирующий сатуратор, придающий басу приятный ламповый характер. При помощи этого плагина я стараюсь обогатить бас эдаким ленточным эффектом.

Порядок действий такой: повернуть регулятор DRIVE к отметке 2 или около того, уровень OUTPUT выставить на 0 dB, соотношение DRY/WET — полностью в сторону WET, включить ручку THUMP. Регулятор TONE, в зависимости от потребностей, смещается или в сторону параметра BRIGHT, или в сторону DARK. Иногда я опускаю регулятор HI CUT для того, чтобы сгладить частоты в районе верхнего низа или прибавляю LOW CUT для уплотнения низких частот.

В случаях, когда нужно острое звучание баса, стоит повернуть регулятор DRIVE к более высоким значениям или нажать на кнопку PUNISH. Тем не менее, при таком варианте настройки стоит быть осторожным — можно запросто убить микс, сделав его не читаемым.

Sonnox Oxford Dynamics

Когда нужно получить чистый и гладкий бас, я пользуюсь Sonnox Oxford Dynamics. Плагин универсален и гибок, а секция компрессора аккуратно сбивает любые переходные частоты без потерь в атаке. Функцию WARMTH я активирую, когда басу нужно добавить больше выразительности.

Universal Audio/Softube Summit TLA-100A

Компрессор Summit TLA-100A от Universal Audio и Softube также призван сглаживать звучание баса, когда этого требует микс. При работе с басом я использую TLA-100A повсеместно, даже если используются другие плагины.

Тумблер LOW CUT я переключаю в положение INPUT (тогда срез низких частот происходит на входном сигнале), а сам регулятор поворачиваю к отметке в районе 100 Hz. Это помогает очистить низ микса и освободить место для бас-бочки.

Запись баса в линию или через усилитель

Несколько лет назад я начал записывать бас на собственной студии через голову Mesa/Boogie mkIV и кабинет Marshall 4×12. В путь прохождения сигнала всегда включается квакушка Dunlop Cry Baby (см. Обзор Dunlop Cry Baby Mini Wah), но ее я использую только в случае необходимости или когда мне хочется сделать звук баса чуть-чуть интереснее.

  1. Бас через Mesa/Boogie и педаль wah-wah Рич Тоццоли
  2. Бас только через Mesa/Boogie Рич Тоццоли

Несмотря на это, иногда я подключаю бас напрямую к аудиоинтерфейсу через ди-бокс — это происходит в тех случаях, когда мне нужно записать чистый необработанный бас без компрессии, эквализации и других эффектов. Обработку сигнала баса я произвожу позднее с помощью плагинов. Такой подход дает больше возможностей в вопросе формирования звучания баса.

  1. Бас медиатором через ди-бокс и после обработки Tech 21 SansAmp PSA-1 Рич Тоццоли

Здесь нет правильного или неправильного подхода: запись бас-гитары можно вести как через усилители и педали эффектов, так и напрямую, в линию. Однако, стоит отметить, что записывая бас с использованием педалей эффектов, убедитесь в их реальной необходимости — внести правки в звук после записи уже не получится.

Запись бас-гитары в линию и последующее улучшение звука

Если вы пишете бас в линию, подумайте о двух важных вещах:

  1. Как вписать дисторшн в путь прохождения сигнала?
  2. Какие плагины понадобятся для получения сочного звука?

Я уже говорил о плагинах SansAmp, Decapitator, Sonnox Oxford Dynamics и Summit TLA-100A, которые обогащают звучание баса, но не ограничивайте себя. Используйте любые инструменты и разработки, которые придадут басу драйва и уберут пики при помощи компрессии.

Добавление дисторшна

Добавить дисторшн можно с помощью любого плагина, который сделает звук бас-гитары острее. Тем не менее, многое зависит от исполняемой музыки: одним стилям подойдет кранчевый саунд, другим — острый и резкий перегруз.

Я использую дисторшн даже в спокойных и «чистых» композициях — легкая острота помогает басу найти свое место в миксе, выделяет его на фоне других участников аранжировки. Сначала я добавляю много дисторшна, а затем постепенно снижаю количество эффекта до тех пор, пока бас не зазвучит в миксе так, как мне хочется.

Не бойтесь экспериментировать с обработками — результаты работы плагинов легко отменить.

Работа с эмуляторами усилителей

Tech 21 SansAmp выводит уровни параметров Punch, Crunch и Drive далеко за максимальные значения. В композициях с напористым и тяжелым звучанием я поворачиваю регулятор Drive на 3 часа и увеличиваю значения входного гейна. Это делает бас еще тяжелее и создает настоящий эффект дисторшна.

В Decapitator я слегка прибавляю ручку Drive, а затем настраиваю соотношение Wet/Dry по вкусу, в зависимости от требуемого для композиции и аранжировки количества эффекта. Повторюсь, нет нужды в использовании идентичных плагинов — подойдут любые разработки, которые добавят зернистости и остроты звучанию.

Для достижения экстра-тяжелого звучания баса я применяю эмуляторы усилителей. Мне нравится звучание Universal Audio Engl E765 и Universal Audio Engl E646 VS. Плагины E765 и E646 VS — двухканальные, с небольшой разницей в структуре гейна. Несмотря на это оба канала подходят для работы с басом. Увеличение параметра Gain ведет к усиленному проявлению дисторшна, что вместе со вторым каналом делает звучание агрессивнее. При этом важно прибрать высокие частоты регулятором Treble, чтобы бас не звучал слишком ярко.

Классические усилители

Если мне нужно получить более классическое звучание баса, я использую эмуляторы кабинетов Ampeg от Universal Audio: Ampeg SVT-VR и SVT 3. Первый отличается совсем классическим звуком в духе 1970-1980-х, а вот второй плагин более современный, его я использую только в тех случаях, если басу нужно придать более выявленную форму.

Тем не менее, чаще всего я использую Ampeg SVT-VR. Этот плагин — очень правдоподобная виртуальная версия 300 Вт басового усилителя Ampeg SVT, который звучит на огромном количестве записей. С ним звучание баса получается громким, мощным и объемным.

В зависимости от нужд песни, я выбираю разные комбинации кабинетов и микрофонов и немного прибавляю громкость, пока в звуке не появится характерная зернистость.

Басовая комната

Я редко применяю окружение к басу. Тем не менее, чтобы создать эмуляцию записи в студийной комнате и получить чистый кранчевый саунд я пользуюсь плагином Softube Bass Amp Room, в состав которого входит три кабинета:

  1. 8×10 для мощного саунда баса;
  2. 4×12 для более резкого звука;
  3. 1×12 для более объемного, округлого звучания.

Если у вас нет возможности работать с этим плагином, найдите подходящую альтернативу. Выбор велик: AmpliTube 4, BIAS Amp, Guitar Rig 5, Overloud TH3 и другие.

Здесь нет каких-либо советов по настройке или 100% рецептов успеха, поэтому дайте волю внутреннему экспериментатору. Перемещайте микрофон в пространстве и оценивайте изменения звука в реальном времени, смешивайте оригинальный и обработанный сигнал, и крутите ручки пока не получите желаемый результат.

Не останавливайтесь в поисках собственного звука. Меняйте плагины, меняйте характер звучания и реализовывайте возникающие идеи. Не бойтесь поворачивать ручки и нажимать кнопки до тех пор, пока не найдете желаемый звук, а сам бас не пробьется через микс любой плотности.

Exit mobile version