Сведение ударных: делаем барабаны объемнее за счет реверберации, дисторшна и компрессии.
Есть стили музыки, в которых барабаны далеко не всегда должны звучать мощно и массивно. К примеру, достаточно послушать фанк, ритм-н-блюз, некоторые разновидности DnB, чтобы понять, что зачастую и несколько скромно звучащие ударные хорошо разбавляют общую картину звучания. Тем не менее, в большинстве стилей музыки считается, что чем объемнее, массивнее и плотнее звучание акустических ударных, тем лучше.
Расширение звучания «искусственных» ударных в электронной музыке сделать достаточно просто, благо звуки ударных в таких случаях синтезируются или семплируются при помощи разнообразных инструментов. Когда же речь заходит о рок-музыке, а также других стилях с применением акустических барабанов, ситуация становится значительно сложнее.
Абсолютно «сухие» акустические барабаны всегда звучат слабо и неуверенно. Просто послушайте мультитрек барабанов с нулевой оверхед-секцией и окружающей комнатой, чтобы понять о чем идет речь.
Прибавить звуку мощи можно выполнив сведение ударных. В частности, стоит прибегнуть к помощи различных эффектов и приемов студийной обработки. К примеру, можно добавить больше натуральной реверберации за счет усиления звучания в миксе микрофонов снимающих комнату. С другой стороны, ударные можно сделать менее заметными в миксе попросту используя реверберацию лишь на отдельных каналах и дорожках, а также снижая количество комнаты.
Так или иначе, но здесь есть один «подводный камень»: реверберация может сделать барабаны слишком объемными, занимающими все пространство микса. В тех случаях, когда реверберация перегружает барабаны так, что им становится тесно в рамках микса, стоит попробовать использовать другие динамические обработки, такие как дисторшн и компрессия.
В общем, о том как сделать звучание необработанных и сухих барабанов объемнее за счет использования различных эффектов сегодня и пойдет речь.
Сухие барабаны
Перед тем, как начать сведение ударных, давайте послушаем, что мы имеем на данный момент.
Итак, у нас есть простой барабанный грув. Как можно заметить, звучание ударных на записи очень сухое и скудное. Хотя некоторые элементы ударной установки звучат неплохо сами по себе, во время совместной игры их звучание становится совершенно не тем, что можно назвать «большими» ударными.
Поправить такое звучание можно несколькими методами за счет использования плагинов.
Компрессия
Именно компрессия является первым инструментом, который приходит на ум музыкантам и звукорежиссерам, когда необходимо исправить недостаточно хорошее звучание музыкального инструмента.
За счет уменьшения динамического диапазона мы сделаем уровни громкости самых громких частей ниже. Для компенсации громкости других элементов ударной установки, которые звучали нормально, увеличим количество гейна, что сделает общее звучание ударных громче, а также добавит характерный щелчок в звуке барабанов.
Уровень Ratio в нашем случае выставлен на 4.5:1, а атаки — 2 миллисекунды.
Параллельная компрессия
Параллельная компрессия — довольно эффективный прием в арсенале звукорежиссера, выполняющего сведение ударных.
Можно пойти дальше и сделать звучание еще объемнее при сохранении динамики исполнения за счет параллельной компрессии. Баланс Dry/Wet выставим 50/50, что позволит получить одинаковое количество компрессированного и не компрессированного сигнала.
Количество атаки стоит свести к минимуму. Идея такого действия заключается в том, чтобы сначала подавить любые переходные частоты, а затем смешать их между собой.
Реверберация
Не менее популярным эффектом для обогащения звучания музыкальных инструментов является реверберация, помогающая позиционировать в пространстве исходный сигнал более точно.
Практически любой ревербератор имеет несколько ориентированных на ударные пресетов. В качестве отправной точки стоит использовать один из них — просто выберете тот, который вам больше понравится.
Постарайтесь не переусердствовать с обработанным сигналом делая сведение ударных. Здесь самым действенным советом станет увеличение количества реверберации до того момента, пока звучание ударных не начнет нравится, а затем легкое ее снижение на 3-5%.
Дисторшн
Дисторшн (или искажение) в любых своих формах — еще одно решение проблемы слабо звучащих ударных. Применение дисторшна подразумевает добавление объема, корректировка гармонической формы сигнала, а также натуральную компрессию.
К примеру, я воспользовался многоканальным дисторшном FabFilter Saturn. Плагин сделал звучание ударных чуть более плоским, но на общем фоне его применение оказалось крайне эффективным.
Компрессор, дисторшн и реверберация одновременно
Выше мы рассмотрели варианты применения эффектов по отдельности. Но реальность такова, что вы скорее всего захотите объединить усилия нескольких разных эффектов ради достижения наилучшего результата.
Я одновременно добавил реверберацию, параллельную компрессию и дисторшн с настройками, аналогичными тем, что применялись выше по тексту урока. Работая вместе эффекты позволяют не только получить более мощное звучание ударных, но и открывают широкие возможности настройки динамической картины звучания, а также улучшают положение звука в пространстве микса.
Как видите, сведение ударных может сделать довольно скудно звучащий материал шире, объемнее и мощнее за счет плагинов, которые есть в арсенале любого музыканта, композитора, продюсера и звукорежиссера.
Вместе с тем, не забывайте, что очень многое зависит от исходного сигнала. Исправить вышеописанными способами изначально плохо записанную барабанную установку вряд ли получится. В таких случаях не поможет никакое сведение ударных. Если изначальный сигнал плох, то лучше потратить лишнее время и силы на полную перезапись, чем бесконечно биться в попытках исправить положение.