9 примеров эквализации, которые подружат бочку и бас

Несколько приемов и техник, которые помогут бочке и басу ужиться вместе.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что бас и бочка являются двумя ключевыми низкочастотными элементами любого микса. Несмотря на это, звукорежиссеру необходимо провести комплекс мероприятий, помогающих бочке и басу поделить схожий диапазон частот.

Мы решили собрать несколько достаточно распространенных приемов обработки этих двух инструментов эквалайзером, которые помогут остановить постоянное обоюдное «вышибание» бочки и баса из схожего частотного спектра.

Если вы знаете какие-то другие приемы — поделитесь ими в комментариях.

A/B

Одним из самых распространенных приемов при эквализации бочки и баса является использование A/B сравнения получаемых результатов с неким эталонным миксом. При этом сравнение необходимо делать при активном использовании низкочастотного фильтра на мастер-выходе, позволяющего не отвлекаться на верха и середину.

К примеру, можно воспользоваться плагином Sample Magic MagicAB 2 и фильтром Sonalksis Creative Filter, как это сделано в приведенных ниже примерах. После того, как я активировал и настроил оба плагина, все, что мне остается — это нажимать необходимое сочетание клавиш для активации\деактивации каждого плагина.

Луп без выходного фильтра

Луп с выходным фильтром

Проверка строя

Всегда помните о том, что эквализация — это инструмент в ваших руках, но отнюдь не решение всех проблем. Поэтому если у вас не получается заставить нижний низ звучать достаточно мощно\плотно\низко\глубоко в течение 5 минут работы эквалайзером и компрессором, то вполне возможно, что проблема кроется в неправильном строе инструментов или и вовсе игре мимо нот.

Для примера послушайте басовую линию с добавлением суббасовой партии на октаву ниже и сравните ее с транспонированной на 4 полутона басовой линией. Как по мне, транспонированный вариант звучит намного более чище и мощнее.

Оригинальный бас

Оригинальный бас + суб-бас на октаву ниже

Транспонированный бас

Подрезка

Одним из простейших приемов в достижении профессионально звучащего баса заключается в вырезании частот в районе нижней середины.

Так, я подрезал на 1-3 dB частоты в диапазоне 250-300 Hz на всех элементах трека. Послушайте, как бас стал звучать теперь: его звук можно назвать более «теплым» и приятным слуху.

Кстати говоря, слегка подрезать нижнюю середину можно и у дорожки баса. Правда, стоит быть предельно осторожным в этот момент: слишком сильное вырезание частот может «убить» весь характер звука.

Луп

Луп с подрезкой

Хай-пасс на все!

Сделать сведение баса и бочки намного проще, если у вас есть достаточно места для этих двух элементов микса. Для того, чтобы лучше слышать те инструменты и дорожки, с которыми вы работаете в данный момент, попробуйте применить высокочастотную фильтрацию ко всему, что не попадает в низкие частоты.

К примеру, для танцевальных миксов, можно отфильтровать все, что находится ниже диапазона 250-500 Hz. Если вам покажется, что композиция стала звучать несколько «тонко» и плоско, понизьте диапазон фильтрации либо на всем миксе, либо на отдельных дорожках.

Луп без фильтрации

Луп с фильтрацией на всех элементах микса

Фильтрация баса и бочки

Не пренебрегайте басом и бочкой во время использования высоко- или низкочастотной фильтрации. Для сравнения, в электронной музыке можно обрезать все (дорожки и шины) ниже 30 Hz и выше 39 Hz. Помните, что проще вернуть немного баса в микс, чем пытаться исправить и очистить трек, полностью испорченный слишком большим количеством низких частот.

Кстати говоря, не забывайте о том, что у баса стоит немного снизить количество нижнего верха — это позволит ограничить бас и бочку в своем присутствии в миксе.

Луп без фильтрации

Луп с фильтрацией на бочке и басе

Поиск основы

Можно создать пространство для бочки в миксе при помощи поиска ее фундаментальной (основной) частоты и удалении этой частоты у баса.

Для поиска фундамента бочки, сделайте узкое усиление на 3-4 dB в диапазоне от 20 Hz до 120 Hz. Включите мониторинг в эквалайзере (или воспользуйтесь любым другим плагином) и найдите частоту, которая «вылетела» вперед после усиления — это и будет фундамент бочки.

Как только частота будет найдена, можно убрать ранее сделанное усиление и вырезать эту частоту у баса.

Бочка и бас (без вырезания фундамента)

Бас с подрезанной фундаментальной частотой бочки

Гармоническая фильтрация

В этом примере у нас имеется луп с длинным глубоким саундом бочки. Звук такого рода требует особого количества пространства в миксе.

Можно попробовать применить хай-пасс фильтрацию над фундаментом баса, чтобы снизить количество низких частот. Оставшиеся частоты баса, звучащие над фундаментом бочки, будут хорошо звучать вместе с ней в общем миксе.

Хорошим подспорьем во время гармонической фильтрации могут стать такие плагины, как Waves MaxxBass или UAD Precision Enhancer Hz, генерирующие дополнительные гармонии.

808 бочка и бас

Вырез фундаментальной частоты для освобождения места для баса

Утонченный удар

Если бас занимает первое место в миксе (как в нашем примере ниже), можно попробовать сделать звучание бочки более тонким.

Для того, чтобы проделать такой прием, стоит применить хай-пасс фильтрацию к бочке. Количество фильтрации стоит наращивать постепенно и до тех пор, пока бочка не зазвучит тоньше (саунд должен стать более плоским). Как только вы почувствуете «утончение» саунда бочки, откатите фильтр немного назад.

Вполне возможно, что после этого потребуется добавить немного лоу-шелф фильтрации бочке в районе 100 Hz (усилить эту частоту при помощи low-shelf), чтобы несколько сгладить нижний низ ее звука.

Не бойтесь применять высокочастотную фильтрацию в большом количестве, даже если вам кажется, что ее требуется значительно меньше: мы будем вырезать у бочки частоты ниже 70 Hz до тех пора, пока это не перестанет работать во всех современных песнях.

Луп без обработки бочки

Луп с вырезом низа у бочки и усилением в районе 100 Hz

Готовность к дропу

Но что делать, если басовая линия выпадает из аранжировки, как в этом примере? Саунд композиции становится более плоским, но мы можем сделать звучание бочки более низким в отдельных местах аранжировки при помощи автоматизации усиления низких частот.

С другой стороны, можно добавить еще одну дорожку с очень низко звучащей суб-басовой бочкой. Громкость дорожки не должна быть высокой, а ее звучание должно быть лучше слышно только в те моменты, когда бас не участвует в аранжировке.

Если же в аранжировке в какие-то моменты «дропается» бочка, то стоит попробовать автоматизировать высокочастотную фильтрацию баса в эти моменты. В то же самое время, можно не заморачиваться с автоматизацией и оставить все как есть: низко звучащие бочка и бас, вступающие вместе, могут произвести впечатление на слушателя!

Луп без фильтрации и автоматизации эквалайзера

Луп с фильтрацией и автоматизацией эквалайзера

Exit mobile version