Сведение и улучшение звучания бас-бочки: что, как, зачем, почему и для чего.
Звучание акустической бас-бочки зависит от множества вещей: сама конструкция барабана, его диаметр, настройка и тип пластика, наличие демпинга внутри барабана, материал колотушки и т.д.
Сам звук бочки можно разделить на две части: фронтальную и хвостовую. Фронтальная часть отвечает за силу атаки барабана, а также общие характеристики, создающие тот самый «щелчок», прорывающийся через весь микс. Как правило, фронтальный звук идет от удара колотушки по пластику, а его длительность измеряется несколькими миллисекундами.
Что же касается хвостовой части звука, то она содержит множество натуральных резонирующих частот, которые придают звуку необходимую глубину и высоту. Длина «хвоста» более важна, нежели высота звука, и зависит опять-таки от множества вводных: темпа композиции, плотности аранжировки, аккомпанемента и характера бас-гитары и т.д.
К примеру, треку в стиле даунтемпо с разряженной басовой линией подойдет звук бочки с длительным затуханием (Decay), в то время как более быстрым композициям и плотным аранжировкам потребуется наличие дополнительного небольшого пространства для звонкого саунда бочки, да и само звучание должно быть плотным, с присутствием «щелчка» и малым спадом.
Добиться должного звучания акустической бас-бочки после записи можно за счет использования компрессии и эквализации.
Гейт
Проникновение звуков от других микрофонов, а также различные призвуки, вызываемые записывающим устройством, могут проявиться во время использования компрессора и эквалайзера. Именно поэтому первым эффектом в цепи стоит расположить нойз-гейт, который будет контролировать и «подчищать» аудиосигнал в моменты, когда бочка не играет.
Установите порог срабатывания (параметр Threshold) чуть выше самых тихих ударов бочки, выставите быструю атаку, а параметр Release, отвечающий за степень восстановления сигнала стоит установить на средние или средне-быстрые значения. Такой подход к параметру Release, как и остальным параметрам срабатывания, позволит лучше уложить бочку в микс, придать ее саунду необходимую форму, а также не бояться нежелательных отсечений хвостового звука.
В качестве альтернативы обыкновенному гейту можно использовать функцию DAW ‘Strip Silence’, которая поможет в вопросе устранения нежелательных призвуков.
Компрессор
Применяя компрессор к акустической бочке, мы не только выводим уровни громкости на должный уровень, но и добавляем необходимой энергии саунду.
Использовать компрессор стоит с довольно медленной атакой и очень быстрым релизом. Это позволит не потерять яркости каждого удара, а вместе с тем придаст необходимый эффект возврата «хвоста», когда глубокий звук удара бочки как бы возвращается перед каждым новым ударом.
Благодаря сатурации можно также насытить звук бочки дополнительными частотами, сглаживающими переходы и «склеивающими» звучание фронтальных и хвостовых звуков. Можно воспользоваться любым имеющимся сатуратором (PSP MixSaturator 2 используется в нашем примере) — это добавит чуть больше глубины в районе нижнего низа в тех местах, где чувствуется ее нехватка.
Компрессор:
Компрессор и сатуратор:
Эквалайзер
При помощи эквалайзера стоит усилить частоты в районе низа, например, в области 70 Hz, чтобы добавить бочке более выразительного звучания и заставить выборочные гармоники сильнее резонировать со всем миксом.
Частоты в районе 100-120 Hz создадут необходимый роковый «щелчок» при прослушивании на небольших динамиках. Вырезание частот в районе 200-250 Hz поможет создать большую ясность в районе нижнего низа без потерь в объемности звука.
Ну а для того, чтобы сделать щелчок еще более явным, стоит усилить частоты в диапазоне между 2 и 6 kHz. Если по итогам этих манипуляций фронтальный звук будет слишком сильно выпирать и преобладать над остальным звучанием бочки, то стоит попробовать применить лоу-пасс фильтр в районе 1 kHz.
Эквалайзер:
Эквалайзер и вся установка: