Как вести запись в небольших студийных помещениях.
Всегда приятно приходить записываться на большую просторную студию, где места хватает не только всем музыкантам, но и огромному количеству разнообразного оборудования. Но бывают и такие случаи, когда размеры студии оставляют желать лучшего. Как же правильно организовать трекинг в небольшой студии?
Многие звукорежиссеры первым делом расставляют музыкантов и их оборудование, не обращая внимания на расположение микрофонов. В принципе, в этом нет ничего плохого или неправильного, но в условиях небольших помещений такой подход может привести к тому, что акустика студии окажет разрушительное влияние на звучание записанного коллектива, которое вряд ли удастся исправить во время сведения. В любом случае, есть несколько советов и рекомендаций о том, как расположить музыкантов, их оборудование и микрофоны в маленьких студиях.
Оптимизация источников
В первую очередь, стоит обратить внимание на расположение источников звука, которые вы собираетесь записывать. Правильная и разумная расстановка устройств может дать звуку больше необходимых свойств и качеств, чем использование каких-либо конкретных моделей микрофонов для записи. Сама акустика помещения, в котором происходит запись, резонирование стен и многие другие нюансы могут навредить записи, добавив в сигнал нежелательные частоты. К примеру, во время записи инструментов с богатым низом стоит поискать самые удачные расположения для музыкантов, то есть найти такие места в комнате записи, где резонанс помещения будет минимальным. Сами «злокачественные» частоты могут находиться в совершенно разных диапазонах, зависящих от множества характеристик самого помещения. Так или иначе, стоит учесть размеры комнаты и ее пропорции.
Если записанный сигнал звучит слишком плоско или, наоборот, слишком объемно, попробуйте сдвинуть источник звука на шаг вперед, назад, влево или вправо. Вполне возможно, что смена положения музыкального инструмента в пространстве исправит проблему и улучшит звучание. Зачастую, сдвиг источника на один шаг приводит к исчезновению резонанса стен.
Узнать, где помещение «вмешивается» в окончательный сигнал достаточно просто: послушайте музыку с обильным количеством низов через качественные мониторы и походите по комнате. В тех местах помещения, где звук начнет искажаться, терять детали, слишком «высить» или «низить» или попросту звучать неестественно, в дело вмешивается акустика комнаты. Можно постараться исправить недостатки комнаты при наличии достаточного бюджета, а можно отметить для себя такие места и постараться не располагать там инструменты, усилители и микрофоны во время записи.
Определение границ
Если басовому усилителю, к примеру, требуется больше низов в своем звучании, то расположить его лучше ближе к стене. Да, выше мы уже говорили, что есть такой важный аспект, как резонанс самих стен, но не стоит все воспринимать буквально. Перестановка басового усилителя ближе к стене поможет усилить низкие частоты, что называется «пограничным» или «краевым» эффектом. Угол комнаты записи усилит басовые частоты еще сильнее, но располагать там усилитель не стоит — сигналы и звук «встречаются» в углах комнаты, а при близком расположении источника звука это приводит к возникновению крайне неприятного резонанса.
Снизить избыток частот в районе верхнего низа у акустической гитары можно, к примеру, при помощи смены дислокации музыканта. Попробуйте расположить музыканта с акустической гитарой как можно дальше от стены, но сделайте это таким образом, чтобы его расположение не совпадало с «некачественно» резонирующими местами комнаты. Гитарный усилитель можно избавить от гулких и бубнящих призвуков за счет поднятия его с пола на небольшую высоту или установки усилителя на стул. Такой прием позволит добиться лучшего звучания гитары на записи, а вам не придется долго и нудно исправлять недостатки звучания усилителя во время сведения.
Таким образом, нужно определить «границы дозволенного» для каждого инструмента, музыканта и усилителя в комнате. Конечно, идеальных советов в этом вопросе не существует, а все познается опытным путем, так что не поленитесь потратить некоторое количество своего времени на тщательное изучение помещения.
Избегайте стекол и изоляции
Постарайтесь не размещать источники звука рядом с пластиковыми и стеклянными окнами. Вне зависимости от материалов стекол, окна резонируют из-за всех источников звука, находящихся в помещении. Резонанс оконных проемов и самих стекол может быть незаметен, но он всегда есть и проявится в самый неподходящий момент. В большинстве случаев, такой резонанс влияет на микрофоны, которые «слышат» намного больше, чем человеческое ухо. Микрофоны воспроизводят резонанс стекол в виде едва уловимого эффекта фильтрации, вызывающего искажения сигнала, которые практически невозможно исправить во время сведения.
Различные басовые ловушки и изоляционные материалы являются необходимым минимум любой студии, помогая создать идеальные условия звучания, избежать проникновения лишних шумов и повысить общую изоляцию комнаты. Несмотря на это, не стоит располагать любые источники звука рядом с поглощающими элементами комнаты. Изоляция призвана изолировать, простите нас за каламбур, а это значит, что звучание усилителей и инструментов будет искажено. Идеальным вариантом станет расположение источников звука на расстоянии около двух метров от изоляционных материалов.
Расстановка микрофонов
Как только для всех источников звука будет найдено идеальное местоположение в комнате, стоит задуматься над тем, как будут стоять микрофоны. Во избежании «снятия» лишних частот микрофоном в районе верхнего низа, стоит установить микрофон в том месте, где комната не резонирует. Встаньте рядом с источником звука, воспроизводящим сигнал микрофона, таким образом, чтобы одно ухо было «нацелено» прямо на него. Теперь покрутите головой влево и вправо, вверх и вниз, подойдите к источнику ближе, а затем отойдите от него дальше. Такие манипуляции нужны для оценки искажений сигнала и поиска наилучшего места в пространстве для микрофона. Вращая головой, отметьте для себя те стороны, где звучание выглядит наилучшим образом — именно там стоит установить микрофон.
Для записи больших инструментов или усилителей существует несколько идеальных местоположений микрофона, каждое из которых призвано работать с разными характеристиками звукового сигнала. Поэтому, для максимально качественной записи могут потребоваться два микрофона, установленных в разных местах помещения.
К примеру, если требуется запись крупного источника звука в стереоформате, стоит расположить два микрофона между собой на расстоянии, равном трем расстояниям от микрофона до источника звука (Правило 3-к-1). То есть, если микрофон стоит в метре от источника сигнала, то второй микрофон должен устанавливаться в трех метрах от первого. Соблюдение данного правила поможет минимизировать нехватку частот при стереозаписи, но не стоит устанавливать микрофоны очень близко к самому источнику звука, так как это не даст никакого положительного эффекта и не обогатит конечное звучание записанного материала.
Если соблюсти Правило 3-к-1 не удается из-за каких-либо внешних факторов, то стоит использовать для стереозаписи два крайне схожих по характеристикам микрофона, установленных, что называется, «на слух». То есть, постарайтесь также определить самые качественно звучащие места помещения, о чем говорилось выше, и поставить микрофоны именно там.
Что касается самих микрофонов. Выбрать самые качественные модели под конкретные задачи — важная работа, но это не должно становиться отправной точкой для звукозаписи. Даже самый дорогой и крутой микрофон в мире ничего не сможет противопоставить резонансу самой комнаты и ее элементов, что сделает его наличие бесполезным. Главная цель — максимально правдоподобно и без искажений передать звучание инструментов.
Выбирайте правильные местоположения источников звука и пишите хорошую музыку. Все остальное вторично. Удачной звукозаписи, друзья!