Дабы придать звучанию необходимые свойства, при работе с миксом или отдельной дорожкой используют разнообразные процессоры эффектов. С развитием технологий, данные процессоры получили воплощение как в аппаратных, так и в программных интерфейсах.
Существует ряд различных типов эффектов. Некоторые утилитарны и предназначены для контроля сигнала во время звукозаписи. Другие предназначены для искусственного добавления звуку объема. Третьи добавляют в исходный сигнал различные искажения.
Студийные эффекты — обширная область звукозаписывающей деятельности, а их счету нет числа. Так или иначе, есть несколько основных студийных эффектов, от которых произошли многие другие. Начинающим музыкантам зачастую трудно разобраться в их сути, так что дадим несколько пояснений.
Реверберация (Reverb)
Что это?
Реверберация — повсеместный эффект, который все мы слышим вокруг нас каждый день. Например, то, как наш голос по-особому звучит в подъезде или в отделанной плиткой ванной комнате. Происходит это за счет того, что звук отражается от гладкой поверхности и движется в пространстве определенным способом. Реверберация имитирует эмулируемую среду, которая придает трекам ощущение пространства.
Как это работает?
Эффект реверберации достигается путем математического анализа сигнала в режиме реального пространства, который воссоздается на входящем сигнале. Обычно у звукоинженера есть возможность контролировать уровень распада, задержку, эхо и многое другое.
Область применения
Реверберация широко используется на всем, чему необходимо добавление объема. Используется на вокале, музыкальных инструментах и барабанах, чтобы придать ощущение простора и сплоченности.
Дилэй (Delay)
Что это?
Дилэй — это один из простейших студийных эффектов и, в действительности, служит основой для многих других более сложных. Процесс основан на задержке поступающего сигнала, воспроизводя его позже, чем он пришел. Иногда он используется в качестве корректирующего инструмента. Также используется для создания эффекта эха.
Как это работает?
Дилэй (задержка звука) создается путем копирования сигнала, который воспроизводится после указанного пользователем периода времени. Первые аналоговые процессоры, создающие эффект дилэя, были сделаны с помощью ленточных машин, на которых были установлены одна или несколько воспроизводящих головок. Сокращая или увеличивая расстояние между записывающими и воспроизводящими головками, изменялся характер задержки. Время дилэя можно было изменить, меняя скорость ленты.
Позже появились аналоговые дилэи, принцип работы которых был построен на пропускании сигнала через последовательность элементов, для достижения его задержки. Чем дольше был путь сигнала, тем дольше время задержки. Но был и недостаток этого типа систем – чем больше сигнал проходит через элементы, тем больше в нем возникает шумов. С цифровыми версиями дела обстоят куда проще, поскольку воспроизведение копии не является сложной задачей для современных компьютеров и программного обеспечения. Сигнал записывали на чип в цифровом виде, а затем, с помощью встроенных часов, выдавали сигнал обратно через некоторое время. Стал доступен полный контроль над временем задержки, количеством эхо-сигналов и другими параметрами.
Область применения
При наложении дилэя на вокал, создается потрясающий эффект. Он великолепно звучит на гитарах, а также различных синтезаторах.
Компрессор (Compressor)
Что это?
Основной функцией компрессора является поддерживание постоянного объема, даже если входящий сигнал сильно колеблется. Задумывались ли вы, как на записи вокалисты переходят от шепота к крику без каких-либо кардинальных изменений в миксе? Яркий пример компрессора в работе.
Проще говоря, он уменьшает громкость, когда она достигает определенного порогового уровня. Компрессия все чаще используется в современной музыке (некоторые говорят, что слишком часто), и является своего рода секретным оружием для достижения профессионального звучания.
Как это работает?
Принцип работы компрессора немного сложно понять, пока попробуете поработать с ним. Он непрерывно определяет уровень входного сигнала, и, если тот превышает заданное пороговое значение, ослабляет его на определенную величину. Чем выше это значение, тем выше эффект. Применив параметр 1:1 (Ratio), вы не заметите разницы, в то время как результат 12:1 будет слишком резким. На сегодняшний день можно встретить ламповые, транзисторные и цифровые компрессоры.
Область применения
Компрессор используется на всем, чей уровень звучания необходимо выровнять, будь то вокал, конкретный инструмент, дорожка или фрагмент.
Эквализация (EQ)
Что это?
Эквалайзеры позволяют регулировать количество низких, высоких и средних частот в треках. Бывают графическими и параметрическими. Различные виды графических эквалайзеров содержат от пяти до 31-ой регулируемой полосы частот, каждая со слайдером, позволяющим сокращать или увеличивать определенную частоту или набор частот. В параметрическом эквалайзере для каждой полосы осуществляется независимая друг от друга установка всех параметров, а именно центральной частоты (Freq), ширины полосы (Q) и величины подъема/завала АЧХ (Gain).
Как они работают?
Эквалайзеры являются элементами управления, которые повышают или понижают уровень определенной частоты.
Эквализация — самый труднопонимаемый аспект в звукозаписи и микшировании, так как существует широкий диапазон слышимых частот – от 20 Гц до 200000 Гц. Трудность же состоит в том, что повышение или понижение громкости любой из частот, зависит от самой структуры звука, а все они различны и эквализируются они по-разному, в зависимости от стиля музыки и песни.
Область применения
Эквализация позволяет избежать ситуации, где различные звуки в миксе теснят друг друга. Дабы избежать соперничества вокала и гитары, достаточно отрезать верхние или средние частоты на гитаре, чтобы освободить место для голоса.
Модуляция (Modulation)
Что это?
Модуляция — это процесс преобразования одного или нескольких параметров сигнала в соответствии с мгновенными значениями информационного сигнала. К эффектам модуляции относятся хорус (Chorus), фленжер (flanger) и фэйзер (phaser).
Название эффекта «хорус» говорит само за себя – с его помощью происходит добавление копий к исходному сигналу, сдвинутых по времени и высоте. Иными словами, хорус имитирует или воссоздает хоровое звучание.
Фленжер создает эффект, напоминающий по звуку, например, летящей самолет. По принципу работы схож с хорусом, и отличается от него временем задержки и наличием обратной связи (feedback).
Фэйзер-эффекты достигаются путем фильтрации звукового сигнала с созданием серии максимумов и минимумов в его спектре. Положение этих максимумов и минимумов варьируется на протяжении звучания, что создает специфический круговой эффект. По принципу работы и звуку чем-то похожи на фленжеры, но обеспечивают более яркое и приятное звучание.
Как они работают?
Каждый из представленных выше эффектов позволяет использовать копии входящего сигнала.
Эффект фейзер создается путем разделения звукового сигнала на два потока. Один из потоков обрабатывается фазовым фильтром, который изменяет фазу звукового сигнала, сохраняя его частоту. Величина изменения фазы зависит от частоты.
Фленжер работает по следующему принципу: сначала входной сигнал разделяется на два независимых сигнала, один из которых остается без изменений, в то время как другой поступает на линию задержки. В линии задержки осуществляется задержка сигнала на 5-15 мс, причем время задержки изменяется в соответствии с сигналом генератора низких частот. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.
Аналогичным образом хорус использует по крайней мере одну копию оригинального сигнала и воспроизводит его в несколько измененной форме.
Область применения
Эффекты модуляции подходят как для обработки отдельных инструментов, таких как гитары, бас-гитары, электро-пианино, так и для работы с миксом.
Искажение (Distortion)
Что это?
Эффекты искажения создают «теплые» и «грязные» звуки, сжимая пики звуковой волны музыкального инструмента. Фузз (Fuzz), овердрайв (overdrive) и дисторшн (distortion) относятся к эффектам искажения.
Самые тонкие типы искажений добавляют входному сигналу тепла и толщины. Более радикальные типы добавляют шумность, злость, «жир» или попросту изменяют тембр до неузнаваемости. Искажения используются в широком спектре музыкальных жанров: от тонкого овердрайва, используемого в традиционном блюзе, до бескомпромиссного дисторшна в рок-музыке и метале.
Как это работает?
В основе эффекта лежит свойство ламповых и транзисторных усилителей вносить нелинейные искажения во входящий сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. Поскольку лампы и транзисторы в пределах определенной области напряжения ведут себя линейно, схемы дисторшна настроены так, что средние пики сигнала едва доходят до порога. Поэтому чем громче входной сигнал, тем больше количество искажений и наоборот. Однако, чтобы добиться данного эффекта не нужно приобретать дорогостоящее студийное оборудование. Существует огромное количество педалей эффектов, а также виртуальных плагинов.
Область применения
Эффекты искажения очень часто используется на электрогитарах, бас-гитарах, синтезаторах, вокале и даже губных гармошках.