Если раньше музыкант был занят исключительно творческим процессом, самим созданием музыки, то сейчас важным фактором стало и продвижение своего творчества. Так, визуальное сопровождение промокампаний и образ самого артиста стали таким же важным аспектом, как и сами песни.
Нелегко выстроить визуальную часть так, чтобы она с точностью отражала исполняемую музыку и при этом привлекала внимание потенциальных слушателей. Не так давно сервис бесплатных инструментов продвижения творчества артистов BandLink провел очередное образовательное событие — СаундЧек, посвящённый креативу и роли визуального контента в жизни артиста. Решили разобраться, как он пришёл в музыку, какую роль сейчас занимает в продвижении артистов и что на этот счёт говорят эксперты.
Как визуал пришёл в музыку
Звучание долго оставалось главным фактором продвижения музыки: от написанных нот, печатающихся и передающихся из рук в руки до проигрывания песен на радио. Дизайн в музыке появился в сороковых, впервые оказавшись на обложках виниловых пластинок — до этого пластинки выпускали в бумажных конвертах без рисунка с указанием исполнителя и названиями песен. Решение пересмотреть отношение к упаковке сильно повлияло на эволюцию музыкального рынка в целом.
Следом визуал перешёл с обложек пластинок и магнитофонных кассет на другие физические носители — CD-диски. Первым стал альбом «The Visitors» шведской поп-группы ABBA, вышедший в 1982-м году. А сейчас, когда у нас есть возможность носить десятки тысяч треков в кармане, яркая обложка по-прежнему помогает выделиться среди них и привлечь наше внимание.
ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ
Обложка, её создание и влияние на релиз
Обложка — одно из самых значимых отражений сингла или альбома. На СаундЧеке от BandLink фотограф-художник Юля Склярова (автор обложки альбома Boulevard Depo «Сертоловский токсик», также работала со Скриптонитом, Feduk и многими другими) рассказала о том, как музыканту создать для себя запоминающийся дизайн.
Вырабатывать визуальную цельность или всё время пробовать новое — решение всегда остаётся за артистом. Главным остается концепт, в разработке которого принимает участие целая команда, состоящая из дизайнера, музыканта и его коллектива. Посмотреть выступление Юли можно тут.
Юля Склярова дала начинающим артистам несколько советов по созданию той самой обложки. Первое, что необходимо сделать — правильно описать релиз, его идею и эмоции, которые транслирует артист. Затем необходимо проанализировать своё творчество, сложившийся публичный образ, а после — подобрать референсы, которые помогут пофантазировать о будущей обложке и натолкнут на новые идеи. Вдохновляться можно всеми видами визуального искусства: фильмами, живописью, графикой, текстурой, скульптурой, даже чем-то шокирующим и неприятным — всем тем, что вызывает какие-либо эмоции.
Помочь в финальном воплощении могут единомышленники: например, друзья, которые занимаются фотографией. Многие специалисты готовы сотрудничать с начинающими музыкантами без гонорара — в качестве коллаборации, для пополнения своего портфолио или воплощения классной задумки.
Юля Склярова также отметила, что всегда хорошо работает в создании визуала: лицо, а именно стильные фотографии артиста без перегруза кадра, абстракции, побуждающие людей интерпретировать визуал и музыку, и концептуальные кадры, которые захочется разглядывать и изучать. Самое главное — на каждом этапе стремиться к тому результату, который действительно нравится.
Одним из недавних ярких примеров креативной обложки российского музыканта стал новый альбом Boulevard Depo «СЕРТОЛОВСКИЙ ТОКСИК». Концептуальная и запоминающаяся обложка, где лицо артиста сильно растянуто, отражает как характер и стиль музыканта, так и треки лонгплея. Вокруг обложки с лицом даже развернулась большая кампания Boulevard Depo с Яндекс Музыкой: артист буквально смотрел на пользователей со всех баннеров и даже стилизованных «Газелей», припаркованных в нескольких популярных локациях столицы.
Пример с Depo — иллюстрация того, как хорошая обложка становится полноценным средством продвижения альбома. Она повышает узнаваемость, прослушиваемость и продажи артиста. Именно поэтому важно создать запоминающийся и подходящий дизайн, который будет отвечать целям продвижения и вызывать интерес не только фанбазы музыканта, но и более широкой аудитории.
Клипы как один из способов самовыражения артиста
По-прежнему важный элемент творчества и продвижения музыканта — клип. Сейчас, в эпоху быстрого контента, может казаться, что полноформатный клип — не самый полезный инструмент для продвижения. Будто тот же сниппет, завирусившийся в социальных сетях, окажется более полезным, чем большая съёмка, которая ещё и потребует больших вложений. Однако следует помнить, что в каждом снятом клипе уже есть порядка десяти цельных сниппетов, которые можно использовать в продвижении релиза.
Тем не менее креативный директор Александр Пьяных и режиссёр Никита Вильчинский, которые также стали спикерами летнего СаундЧека BandLink, всё же советуют новичкам создавать более короткие форматы музыкального видеоконтента. Что же касается обладателей более внушительной аудитории, то, по мнению экспертов, таким исполнителям стоит задуматься о клипе и даже привлечении к нему рекламных интеграций.
Поскольку клип это всегда некая иллюстрация к конкретной песне, первым важным шагом станет выбор этой самой песни. При наличии нескольких вариантов нужно прописать к каждому треку идею ролика и проанализировать ресурсы, которые потребуются для её воплощения.
Перед работой с самим видео нужно определиться с его концепцией, а ещё придумать фишку, которая станет запоминающимся визуальным элементом клипа. Не обязательно делать сложный клип, особенно в условиях ограниченного бюджета, — простые решения могут сработать лучше, чем вы ожидаете.
Здесь, как и в случае с клипами, могут помочь самые разные источники вдохновения, например, кинематограф или клипы как больших, так и нишевых артистов. При просмотре анализируйте картинку: расположение объектов, кадрирование, цвет и свет. Такой процесс тренирует насмотренность и помогает лучше чувствовать подходящие кадры.
Следующими этапами станут расчёт бюджета, подбор команды и необходимой техники, выбор локации, а также подробный план съёмочного процесса. За счёт этих пунктов процесс создания клипа напоминает съёмки фильма. Однако в работе над музыкальным роликом не всегда нужно идти на поиски сокровищ или микрокредитов — бюджетный вариант вполне реален. Его можно снять на камеру телефона или смонтировать отрывки записей из личного архива музыкантов.
И, конечно же, великий постпродакшн. Обычно монтажом занимаются режиссёр и монтажёр, но смонтировать видео можно и самому. При этом сильно переживать за качество клипа, особенно если он в числе первых, не стоит — многие музыканты, в том числе российской сцены, начинали с записей домашних роликов и собирали хорошие просмотры.
Последние важные детали в клипе: липсинк и превью. Чёткое совпадение губ в видео и слов песни располагает к просмотру, в то время как рассинхрон выдаёт любительский монтаж и невнимательность к деталям. Превью или обложка клипа, как и обложка самой песни, — яркий визуал, который должен привлечь внимание и заинтересовать потенциальную аудиторию.
Главной особенностью клипа было и будет широкое поле для творческого самовыражения артиста. Он помогает правильно сформулировать и передать чувства и эмоции музыканта, его отношение к конкретным жизненным ситуациям, что хорошо работает на сближение артиста с аудиторией.
Визуал в музыке выражается во всём — от образа, созданного артистом и его командой, и обложек релизов до съемок клипов и больших промокампаний. Он уже давно стал неотъемлемой частью музыкальной сцены, которая играет важную роль в продвижении своего творчества. И любой артист, желающий сделать свою музыку узнаваемой, должен уделять визуальной части своего творчества как можно больше внимания.
Тестируем новый трек: что такое сниппеты и с чем их едят
Сниппет — небольшой аудио или видео отрезок из готовящегося релиза. Он выступает в качестве своеобразного тизера, однако остаётся самостоятельным элементом промо.
Выгрузка сниппета перед презентацией сингла или альбома — крайне простой инструмент, который позволяет разогреть аудиторию и протестировать на ней новый материал, что тоже немаловажно. Только так у музыканта будет понимание того, на какой результат при продвижении он может рассчитывать, что стоит скорректировать и как выстраивать дальнейшую промокампанию.
Такой отрывок может быть представлен и в качестве бэкстейджа с записи трека, и лампового исполнения песни в домашней обстановке, отражая стиль, образ и характер музыканта. Сниппеты важны как для состоявшихся музыкантов, так и для начинающих. Визуально привлекательная картинка и грамотно подобранный отрывок, желательно с самым эмоциональным моментом трека, вполне способен заинтересовать аудиторию. Так, у сниппетов есть высокая вероятность стать вирусными, поднять ожидаемость нового релиза и, конечно же, охваты.
Креативное продвижение релиза без границ
Перед выпуском релиза важно продумать шаги его продвижения, ведь релизная пятница может оказаться настоящей гонкой для музыкантов не с самой большой аудиторией. Креативное продвижение ограничено только воображением артиста и его команды. Самые необычные кейсы, конечно, никогда не остаются незамеченными.
Среди последних ярких примеров можно выделить промокампанию, которую перед выпуском нового альбома провёл исполнитель Тима ищет свет, развернувший целую серию форматов: от сайта с шагами по обретению счастья до стирающихся карточек.
Первым шагом стало оформление страницы с пресейвом релиза на BandLink, где слушателям предлагалось поучаствовать в розыгрыше призов. Среди разыгрываемых предметов оказались кассета с делюксом релиза, в который также вошли неизданные треки и другие аранжировки песен альбома, билеты на презентации в Москве и Санкт-Петербурге, а ещё — барабанная дробь! — слепок челюсти музыканта с его автографом. Это очень интригующий ход, который не понёс за собой больших затрат, что в очередной раз подтвердило, что промокампания вполне может быть креативной и бюджетной одновременно.
На первом летнем СаундЧеке BandLink объявил о запуске проекта СпотЛайт — большого онлайн-сборника креативных музыкальных промокампаний. Команда сервиса вместе с экспертами индустрии отберет самые необычные кейсы продвижения релизов, которые должны помочь артистам иначе взглянуть на создание промо и вдохновиться перед реализацией собственных кампаний.
ЭТОТ ПОСТ НАПИСАН АВТОРАМИ BANDLINK
Представленный текст публикуется в том виде, в котором он был прислан в редакцию. Вы тоже можете опубликовать свой материал на страницах SAMESOUND — просто пришлите его на адрес hello@samesound.ru.