Жестокая правда: вы неправильно слушаете свои миксы

Шесть очевидных ошибок, о которых многие даже не задумываются.

Жестокая правда: вы слушаете миксы неправильно

Сведение неразрывно связано с прослушиванием. В теории всё довольно просто: мы слушаем сигнал, принимаем решения о том, как его улучшить, вносим правки, получаем результат. На практике же чаще всего выясняется, что всё не так, как нам кажется. Из этого материала вы узнаете, почему большинство начинающих звукорежиссёров и продюсеров не слышат реального звучания своих миксов.


Сведение — это всегда история о прослушивании. Чтобы свести качественный микс, нужно слушать и слышать каждую деталь композиции, над которой работаете.

К сожалению, не всё так просто, как кажется. Когда дело касается прослушивания микса, большинство начинающих звукорежиссёров допускают распространённые ошибки, даже не догадываясь об этом.

Жестокая правда в том, что вы слушаете микс неправильно, и поэтому не можете принимать верные решения.

Проблема в том, что вам не хватает внимательности по отношению к тому, что вы слышите. Из-за этого вы принимаете заведомо неверные решения и не можете получить качественный результат, к которому так стремитесь.

К счастью, всё поправимо. Всё, что вам нужно — научиться фокусироваться на самых важных моментах в вопросе мониторинга сигнала и, тем самым, выработать полезную привычку правильно слушать микс.

ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА

Этот текст — адаптированный перевод одного из первых материалов из серии «Hard Truth» (рус. «Жестокая правда») из блога LANDR. В рамках цикла авторы откидывают всё лишнее, чтобы объяснить очевидные истины музыкального мира. Жестокая правда — это советы, которые вы вряд ли захотите услышать, но которые сделают вас намного лучше.

6 ошибок, искажающих звучание микса

Чтобы научиться слушать, нужно не допускать одной из шести популярных ошибок при мониторинге и обработке сигнала. И хотя многие о них даже не догадываются, в самом начале звукорежиссёрского и музыкального пути зачастую именно они становятся причиной неудовлетворительного результата по итогам сведения.

Эквализация дорожек отдельно от микса

Самая распространённая ошибка начинающих звукорежиссёров и продюсеров — эквализация сигнала в соло. В желании более чётко слышать результаты обработки, начинающие музыканты солируют дорожки и эквализуют их в отрыве от всего микса.

Ошибка вполне объяснима: нехватка опыта в начале пути не позволяет понять, как именно меняется частотный баланс звука при эквализации. Солирование дорожек кажется логичным решением: итоги обработки намного лучше слышно, когда никто не мешает сигналу.

Как таковая сольная эквализация не проблема — существуют десятки сценариев, когда она может быть полезна. К сожалению, её применение зачастую приводит не к тем результатам, которых мы ждём.

Основным итогом сольной эквализации становится ситуация, когда обрабатываемый сигнал хорошо звучит сам по себе. В миксе ситуация зачастую меняется — сигнал никак не может подружиться с остальными звуками, выбивается или теряется на общем фоне.

Главная задача эквализации и сведения — сделать так, чтобы все дорожки звучали слаженно.

Для принятия правильных решений необходимо слушать и обрабатывать сигналы в контексте аранжировки. Сольная обработка вырывает звуки из контекста и не даёт увидеть полную картину звучания.

Для корректной обработки нужно выработать привычку работать с эквалайзером при прослушивании всего микса или нескольких групп дорожек. В противном случае подружить между собой пару-тройку отдельно обработанных сигналов будет довольно сложно.

Прослушивание через потребительскую электронику

Начинающие продюсеры зачастую не видят разницы между студийным и потребительским аудиооборудованием. По этой причине сведение происходит через колонки стереосистемы или оказавшуюся под рукой пару наушников.

Стоимость потребительского и студийного оборудования может совпадать, но это не означает, что их производительность одинакова. Потребительские и студийные устройства создаются для совершенно разных задач, поэтому их звучание сильно отличается друг от друга.

Ключевое отличие в том, что потребительское аудиооборудование создано для того, чтобы музыка звучала настолько хорошо, насколько это возможно. В своём старании обычные наушники и колонки льстят музыке — всё звучит лучше, чем есть на самом деле (АЧХ всегда подскажет, так ли это). Из-за этого возможные критические проблемы микса ускользают от нас — мы попросту не слышим недостатков.

Для получения качественного микса нужно слышать правду.

Если мы говорим о сведении музыки, студийные мониторы и наушники выиграют у обычных колонок и наушников. Они созданы для максимально точного и правильного проецирования аудиосигналов, без каких-либо украшений. Как бы банально это ни звучало, но для получения качественного микса нужно слышать правду.

Если вы хотите, чтобы в миксе ничего не терялось и не выпирало, а звуки передавались правильно — работайте со студийным аудиооборудованием. Их плоское и беспристрастное звучание покажет все недостатки микса и, как следствие, позволит добиться лучшего результата.

Работа в неподготовленной комнате

Возможно, самая сложная проблема, которую нужно решить, когда дело доходит до вопроса мониторинга сигнала в студии, — акустическая подготовка комнаты.

Практически все начинающие музыканты, продюсеры и звукорежиссёры недооценивают влияние окружающей среды на звучание музыки. Обычная прямоугольная комната без соответствующего акустического оформления добавляет в звук различные «примеси», в той или иной степени искажающие сигнал.

Отсутствие звукопоглощающих материалов приводит к неестественному усилению частотных диапазонов. Некоторые частоты могут и вовсе пропадать из сигнала: большое количество отражений от стен меняет картину звучания, из-за чего мы слышим сигнал не таким, какой он есть на самом деле.

Принимать правильные решения в таких условиях невозможно: там, где нужно усилить сигнал, мы ослабляем его, а там, где нужно ослабить, — усиливаем. На выходе получается перекачанный и несбалансированный микс, который не имеет ничего общего с качественным звучанием.

Подготовленное помещение, в котором ведётся работа над миксом — одно из слагаемых качественного микса.

Конечно, можно добиться сбалансированного звука и в неподготовленном помещении. Проблема лишь в том, что полученный баланс будет справедлив только для этих конкретных условий. В любом другом окружении микс с большой долей вероятности будет звучать плохо.

В общем, не стоит недооценивать важность акустического оформления помещения. С его помощью можно минимизировать или устранить влияние окружающего пространства на звук и услышать сигнал таким, каким он и должен быть.

Профессиональные студии платят тысячи долларов на акустическую подготовку комнат не просто так — всё ради того, чтобы производить качественный результат. Оформление обычной комнаты — сложное дело, однако даже небольшие изменения на основе DIY-поглотителей способны значительно улучшить звучание комнаты и миксов.

Отказ от референсов

Сведение всегда связано с риском «заблудиться» в музыке, уведя проект далеко от хорошего звука. Именно поэтому нужно всегда держать под рукой несколько референс-треков, которые не дадут сбиться с пути.

Референс-треки — ещё один элемент, важность которого недооценена начинающими музыкантами. Вместе с тем референс-треки способны подсказать, что нужно изменить или исправить в миксе, чтобы добиться качественного звучания.

Хороший тон — останавливаться раз в несколько часов и сверяться с другими композициями.

В начале пути важно развить привычку всегда работать с референсами, особенно, если вы изо всех сил пытаетесь получить желаемый звук. Референсы — универсальная подсказка, что делать с миксом, чтобы он звучал качественно и чисто.

Сведение глазами

Современные виртуальные эквалайзеры, компрессоры и прочие процессоры — настоящее чудо. Благодаря плагинам продвинутые инструменты обработки звука стали доступны широкому кругу музыкантов, а профессиональный звук стал ближе, чем кажется.

Общая наглядность и простота сделали сложные процессоры понятными всем музыкантам. Вместе с тем всё это стало источником неожиданной проблемы — визуального обмана пользователя.

Вместо того, чтобы использовать уши для принятия правильных решений относительно микса, музыканты используют глаза.

Принимая решения только на основе визуальной обратной связи от плагинов, мы забываем о реальном звучании сигнала в контексте всего микса. Глаза рады обманываться: мы не видим проблем там, где они существуют, но находим их там, где их нет.

Как бы красиво не выглядели графики в интерфейсе, не верьте им. Принимайте решения ушами.

Игнорирование уровней гейна

О хедруме и корректном выстраивании уровней гейна можно писать бесконечно. Перегрузка итогового сигнала на выходе — самая частая проблема, встречающаяся у миксов, загружаемых для автоматического мастеринга в LANDR.

Плохая структура гейна оказывает негативное влияние на микс. Накапливающиеся на мастер-канале DAW сигналы рано или поздно приводят к перегрузке выходов программы и аудиоинтерфейса. В итоге микс наполняется клиппингом.

Самый лучший и чистый звук образуется в цепочке, в которой все уровни находятся в безопасной зоне — sweet spot — динамического диапазона.

При правильной работе с уровнями гейна сигнал в наушниках и мониторах не искажется. Благодаря этому мы слышим чистый и правильный звук и можем принимать верные решения относительно всего микса.

Учитесь слушать

Умение слушать — навык, которым владеет каждый успешный звукорежиссёр. Благодаря ему они принимают правильные решения и создают отличные миксы.

Делая первые шаги в сведении музыки, важно как можно раньше развить привычку правильно слушать микс и фокусироваться на самом главном. Чем раньше вы научитесь слушать, тем быстрее вы перейдёте от любительских проектов к качественным миксам.

Exit mobile version