ADSR-огибающая: как создавать любые звуки без пап, мам и пресетов

Разбираемся, из чего состоит знаменитая огибающая и чем она помогает в ежедневном творчестве.

Что такое ADSR-огибающая

Самое бесполезное занятие в музыке — бесконечный перебор пресетов в поисках желаемого звука. Ещё ни одна коллекция предустановок не приблизила музыканта к тому звуку, о котором он мечтает. Чего не скажешь об ADSR-огибающей, позволяющей создать сигнал любого вида. Из этого материала вы узнаете, что такое ADSR, из чего она состоит и как может помочь в ежедневном творчестве.


Знакомая ситуация: в поисках нужного звука мы бесконечно переключаем пресеты синтезатора, и так и не находим нужной настройки. Отчаявшись, мы запускаем следующий плагин в нашей коллекции и… всё повторяется заново.

При всём удобстве пресетов, их наличие ещё не ускорило работу ни над одним проектом. Вместо того, чтобы заниматься творчеством, музыканты тратят время на поиск подходящего пресета, надеясь, что рано или поздно нужный звук найдётся в библиотеке плагина.

Идея пресетов вовсе не в том, чтобы выдать подходящий звук. Напротив, их задача — предоставить отправную точку для создания того сигнала, который нужен музыканту. Помочь в этом призвана ADSR-огибающая, присутствующая во всех реальных и виртуальных синтезаторах, сэмплерах и драм-машинах.

ADSR — ключ к получению того звука, о котором мы мечтаем. Именно она превращает обычный писк в пышные пэды, яркие лиды и мощные пульсирующие басы.

ADSR-огибающая, состоящая из четырёх фундаментальных характеристик сигнала, — основа создания любых звуков. Знание и понимание огибающей позволяет свободно управлять генерацией сигнала, за несколько кликов меняя характер звучания инструмента.

Что такое ADSR-огибающая?

С момента появления и до полного растворения в пространстве, жизнь звукового сигнала проходит через несколько этапов. Поведение сигнала на каждом из них описывает огибающая (англ. Envelope) — набор свойственных звуку характеристик, определяющих интенсивность и скорость изменения сигнала с течением времени.

Огибающие работают в связке с генератором огибающих (англ. Envelope Generator) — компонентом аналогового синтезатора или виртуального плагина, сигнализирующего, когда и как должен измениться звук. Генератором управляет самой огибающей, которая, в свою очередь, показывает степень и особенности изменения сигнала.

ADSR — огибающая, описывающая свойственные любому сигналу характеристики атаки, спада, сустейна и затухания. Огибающая определяет поведение звука с течением времени, и может быть использована для описания любых сигналов.

Чаще всего огибающая используется при работе с синтезаторами, где отвечает за формирование звукового сигнала и его итоговые характеристики. Благодаря огибающей звук может быть резким и ярким, мягким и тусклым, объёмным и плотным.

Из чего состоит ADSR?

После нажатия на клавишу синтезатора сигнал проходит четыре фазы — атаку, спад, сустейн и затухание. Каждая из них напрямую влияет на поведение звука после появления и его итоговый характер звучания.

A — Attack (Атака)

Атака — первоначальная фаза образования сигнала, начинающаяся в момент нажатия на клавишу синтезатора или пианино. Атака показывает, как быстро сигнал набирает полную громкость.

Аналоговые синтезаторы обычно обладают мгновенной атакой: сигнал практически моментально «вылетает» из инструмента, набирая полную громкость за доли секунды. Напротив, цифровые синтезаторы и MIDI-контроллеры позволяют задерживать время атаки.

Сигнал может обладать быстрой или медленной атакой. При быстрой атаке сигнал появляется практически моментально, при медленной — постепенно набирает силу, плавно выходя на максимальные значения.

Чем быстрее атака, тем быстрее сигнал набирает полную мощность. Благодаря атаке мы можем управлять резкостью звука: чем быстрее параметр, тем более резкий звук производит синтезатор.

  1. Быстрая атака ADSR 0:02
  2. Медленная атака ADSR 0:02

D — Decay (Спад)

Спад — вторая фаза образования звукового сигнала, во время которой он теряет часть громкости перед переходом в стабильное состояние. Фаза спада — промежуточное звено между атакой и сустейном, первоначальным появлением сигнала и его фиксацией на определённом уровне громкости.

Спад также показывает скорость перехода от максимальной к реальной громкости. В зависимости от времени спада, звук может быстро или медленно потерять большую или меньшую часть громкости и зафиксироваться на определённом уровне.

При коротком спаде сигнал быстро переходит от максимальной громкости к сустейну. При длительном спаде сигнал переходит к сустейну постепенно.

  1. Быстрый спад ADSR 0:02
  2. Медленный спад ADSR 0:02

S — Sustain (Сустейн)

В отличие от атаки и спада, описывающих время, сустейн раскрывает громкость звука на протяжении определённого времени. Третья фаза показывает, на какой громкости звучит сигнал после атаки и первоначального спада.

Спад и сустейн — связанные характеристики. Первый определяет, сколько времени потребуется сигналу, чтобы выйти на стабильный уровень громкости. Второй показывает, на какой громкости будет звучать сигнал после спада.

Сустейн, также называющийся удержанием, описывает, насколько тихим становится сигнал после атаки. Если звук после своего образования становится тихим, то он обладает слабым/коротким сустейном. Если же звук сохраняет громкость на протяжении какого-то времени, он обладает сильным/длительным сустейном.

  1. Слабый (короткий) сустейн ADSR 0:02
  2. Сильный (долгий) сустейн ADSR 0:02

R — Release (Затухание)

Затухание или восстановление — заключительная фаза любого сигнала. Затухание определяет скорость, с которой сигнал полностью пропадает после того, как вы отпускаете клавишу инструмента.

В зависимости от того, какой звук вам нужен, затухание может быть медленным или быстрым. Скорость затухания напрямую влияет на то, как скоро наступает тишина: при долгом затухании сигнал растворяется в пространстве медленно, при коротком — быстро.

  1. Быстрое затухание ADSR 0:04
  2. Медленное затухание ADSR 0:04

Как работать с ADSR-огибающей?

ADSR-огибающая — безграничное поле для экспериментов. Комбинирование параметров атаки, спада, сустейна и затухания приводит к различным результатам, при этом даже малейшее изменение одного из параметров способно серьёзно повлиять на итоговый характер звука.

Существует бесконечное количество вариантов настройки огибающей. Удивительно и то, что в рамках одного синтезатора два патча могут разительно отличаться друг друга даже с одинаковыми настройками ADSR.

При работе с ADSR не существует правильных и неправильных решений, каких-либо правил или ограничений. Эксперименты с огибающей и создание уникальных сигналов способны сделать аранжировки интереснее, а миксы — чище или грязнее.

При всей бесконечности вариантов, существуют несколько базовых сценариев настройки огибающей. Такие варианты применимы как к синтезаторам, так и к другим музыкальным инструментам.

Создание пэдов с долгой атакой и долгим затуханием

Пышные пэды способны украсить практически любую аранжировку. Настройка ADSR-огибающей — простейший способ получить густые пэды как на реальных, так и на виртуальных синтезаторах.

Медленная атака и медленное затухание делают из любого сигнала пэд

Средняя и медленная атака (A) вкупе с медленным спадом (D) и длительным затуханием (R) превращают любой сигнал в пэд. Чем дольше звук набирает силу и чем дольше он растворяется в пространстве, тем объёмнее и атмосфернее звучат пэды.

Быстрая атака и быстрое затухание делают сигнал отрывистым

Напротив, быстрая атака (A) и быстрое затухание (R) делают сигнал отрывистым. Такие настройки больше подходят для перкуссионных звуков и партий лид-синтезатора.

  1. Медленная атака, медленное затухание ADSR 0:05
  2. Медленная атака, быстрое затухание ADSR 0:05

Создание эффекта стаккато моментальной атакой и быстрым затуханием

Как мы уже отметили, быстрые атака (A) и затухание (R) делают звук отрывистым. Оперируя этими параметрами, можно добиться образования эффекта стаккато или глиссандо.

Стаккато характеризуется моментальной атакой и быстрым затуханием

Стаккато характеризуется рваным звуком — сигналы появляются резко, без связанности между собой. Для получения эффекта необходимо выставить нулевую атаку (A), чтобы сигнал образовывался моментально, и быстрое (но не нулевое!) затухание (R).

Благодаря этому синтезатор зазвучит рвано, но вместе с тем сочно. Такое звучание отлично подойдёт для аккордовых стабов — акцентированных отрывистых клавишных «ударов», часто применяемых в электронной музыке.

Глиссандо, напротив, строится на медленных атаке и затухании

Глиссандо, напротив, звучит плавно и мягко, при этом между нотами образуются характерные слайды. Для создания глиссандо нужно использовать медленную атаку (A) и длительное время затухания (R), чтобы звуки не успевали пропадать и плавно перетекали друг в друга.

  1. Стаккато: моментальная атака, быстрое затухание ADSR 0:03
  2. Глиссандо: медленная атака, медленное затухание ADSR 0:03

Создание длинных хвостов перкуссии с медленным затуханием

Другой популярный приём, основанный на настройке огибающей, — добавление сигналам длительных обширных хвостов путём замедления затухания (R). Методика хорошо работает с синтезированной перкуссией (снейром, хай-хэтами и прочим железом) и, в какой-то степени, имитирует реверберацию.

Длительное затухание создаёт обширные хвосты звуков

Получающиеся за счёт долгого затухания (R) хвосты добавляют плотности: сигнал становится более объёмным и обширным. Вместе с тем в звуке появляется уверенное «тело».

  1. Медленное затухание для длинных хвостов звука ADSR 0:05

Стоит отметить, что на этом польза от длительного затухания на перкуссионном сэмпле не заканчивается. Развернув файл задом-наперёд, можно без помощи плагинов создать райзер — сэмпл с постепенно нарастающей громкостью.

Удаление щелчков в сэмплах через изменение атаки

Щелчки и клики в начале сэмпла — частая проблема при обрезке аудиофайлов. Небольшие изменения атаки (A) файла в сэмплере способны устранить проблему, создав автоматический фейд в начале сэмпла.

Замедление атаки способно убрать дефекты в начале файла после обрезки аудио

Такой приём экономит уйму времени: вместо того, чтобы изучать график звуковой волны и вручную рисовать фейд, можно автоматизировать процесс сэмплером. Плагин автоматически создаст подходящий фейд в начале отрезка, тем самым скрыв щелчки и прочие проблемы.

  1. Замедленная атака для фейдов в начале файла ADSR 0:04

Выделение транзиентов медленным спадом и слабым сустейном

Транзиенты — моменты первоначального образования звука, в которых сигнал имеет максимальную силу. На звуковом графике транзиенты располагаются ближе к началу волны и выглядят как мощные всплески (подробнее о транзиентах — читайте в нашем материале о компрессии).

Тем не менее иногда транзиентам требуется дополнительное усиление. Выделить ранние всплески и сделать их более заметными можно с помощью ADSR-огибающей.

Слабый сустейн (S) и среднее время спада (D) способны подчеркнуть первоначальную силу звука. При этом сигнал не будет закрывать других участников аранжировки, маскируя их звучание.

Слабый сустейн, медленный спад

Слабый сустейн (S) также подчёркивает динамические спады и пики сигнала, делая звучание инструмента интереснее. Благодаря этому сигнал начинает «дышать» после первоначального всплеска, становясь более живым и воздушным.

Сильный сустейн, медленный спад

Напротив, сильный сустейн (S) дополнительно накачивает сигнал, делая его особо мощным и даже крикливым. Тем не менее он может быть и причиной проблем — сильные всплески убивают энергию и динамику инструмента, а заодно закрывают собой другие звуки в миксе.

  1. Слабый сустейн, медленный спад ADSR 0:09
  2. Сильный сустейн, медленный спад ADSR 0:09

Заключение

Понимание, что такое ADSR-огибающая открывает мир безграничных возможностей по управлению звуком. С её помощью можно создавать уникальные и ни на что не похожие сигналы без пап, мам, кредитов и пресетов.

ADSR подчиняет инструмент желаниям музыканта. Понимая, как именно атака, спад, сустейн и затухание изменяют работу синтезатора, мы можем создать любой звук, основываясь только на собственном представлении о том, каким он должен быть.

Скачать “ADSR-огибающая (постеры-шпаргалки)” ADSR_Explain.zip – Загружено 783 раза – 1,05 МБ

Exit mobile version