Компрессия общей шины: как склеить микс и избежать основных ошибок при работе с компрессором

Популярная методика, которая редко, когда применяется правильно.

Компрессия шины как сжимать микс на мастер-канале DAW

Один из самых частых способов обработки микса — компрессия общей шины (англ. Master Bus Compression), во время которой компрессор сжимает все сигналы на главном выходе DAW. По итогам сжатия инструменты склеиваются между собой, а звучание трека становится плотнее, насыщеннее и «фирмовее».

Несмотря на простоту применения и популярность, методика часто применяется неправильно. Рассказываем, как лучше компрессировать мастер-канал и каких ошибок стоит избегать при работе с компрессором на выходе.


Компрессия шины — один из приёмов, использующихся звукорежиссёрами и продюсерами для склеивания микса. Сжатие главного канала DAW придаёт миксу более плотное, насыщенное и качественное звучание.

Методика компрессии на выходе используется очень часто (так часто, как только можно), однако редко, когда её применяют правильно. Из-за непонимания, как настраивать компрессор на шине, музыканты и продюсеры обычно пережимают трек, получая безжизненный зажатый микс вместо сочного «коммерческого» звука.

Компрессия общей шины

Компрессия шины (англ. Master Bus Compression, Mix Bus Compression) — применение компрессии ко всему миксу. При обработке шины компрессор помещается на главный выходной канал DAW — мастер-шину (англ. Mix Bus) или мастер-канал (англ. Master Bus).

При правильном применении компрессия шины улучшает звучание и склеивает микс. Контроль динамики всего микса объединяет разрозненные дорожки между собой, благодаря чему они звучат как единое целое.

Несмотря на то, что компрессия шины — простой приём, применять его нужно аккуратно. Задача звукорежиссёра состоит в том, чтобы не убить динамику микса, добившись склеивания и уплотнения звучания.

Как применяется компрессия шины

Типовая методика применения компрессии общей шины проста:

  1. Поместить компрессор на основной выход DAW. Компрессор лучше расположить как можно ближе к началу цепочки эффектов.
  2. Выставить небольшое соотношение (Ratio) исходного и сжатого сигнала. Зачастую соотношения 2:1-3:1 вполне достаточно.
  3. Понизить порог срабатывания (Threshold). Для упрощения дальнейшей настройки понизить порог лучше так, чтобы получить уровень подавления гейна (Gain Reduction) около 10 дБ.
  4. Выставить медленную атаку (Attack). Начать можно с отметки около 100 мс.
  5. Выставить быстрый спад (Release). Отправной точкой может служить отметка около 5 мс.
  6. Ускорить атаку так, чтобы транзиенты стали задавленными. Затем откатить ручку атаки чуть-чуть назад, чтобы вернуть транзиенты.
  7. Замедлить спад так, чтобы компрессор «задышал» вместе с миксом. Для проверки можно солировать дорожки бас-бочки (кика) и снейра, и убедиться, что стрелка на дисплее компрессора возвращается к отметке 0 дБ между ударами.
  8. Повысить порог срабатывания, чтобы получить нужный уровень динамики. Хороший тон — вывести порог таким образом, чтобы уровень подавления усиления составлял около 1-2 дБ.
  9. Выбрать соотношение исходного и сжатого сигнала по вкусу. Для мягкой и аккуратной компрессии лучше выставить соотношение 2:1, для более агрессивной — 4:1.
  10. Добавить усиления на выходе (Output Gain, Makeup). Уровень усиления выбирается таким образом, чтобы компенсировать потери громкости микса после компрессии.

Правильно настроенный компрессор на шине микса оказывает огромное влияние на звучание микса. Вместе с тем неправильная настройка наносит непоправимый ущерб сигналу, отменяя всё, что было сделано с дорожками ранее.

7 распространённых ошибок при компрессии на шине

Для компрессии шины не нужны особые плагины — для сжатия подойдёт любой, даже стоковый компрессор из поставки DAW. Тем не менее результаты сжатия шины могут сильно разнится в зависимости от типа и настроек компрессора.

Компрессия шины требует аккуратности. Так как сжатие динамического диапазона применяется сразу ко всему проекту, компрессор сжимает каждый инструмент, участвующий в аранжировке. Необдуманный выбор настроек испортит не конкретный инструмент, а весь микс.

При компрессии шины стоит избегать частых ошибок, которые допускают начинающие звукорежиссёры и продюсеры. Вместе с тем правила существуют для того, чтобы их нарушать: если микс после компрессии сохраняет ясность, полноту и объём, а вам нравится итоговое звучание, то какая разница, какие именно настройки вы выбрали?

Отказ от стоковых плагинов

Как мы уже отмечали выше, компрессия шины не требовательна к имеющимся плагинам. Для сжатия мастер-канала достаточно стоковых компрессоров, входящих в комплект DAW.

Несмотря на то, что некоторые компрессоры прекрасно справляются с обработкой шин и посылов (например, тот же SSL Bus Comp), не существует плагинов, которые нажатием одной кнопки сожмут всё так, как надо.

В общем, для сжатия подойдёт любой компрессор. Используйте стоковый плагин DAW или любимый аналоговый компрессор и не тратьте деньги на разработки, обещающие сделать всё за вас.

Слишком высокое соотношение исходного и компрессированного сигнала

Так как компрессия шины затрагивает весь микс, залог успеха методики заключается в аккуратности обработки. Агрессивное сжатие здесь ни к чему: зачастую едва заметного соотношения 2:1 более, чем достаточно. В некоторых случаях я использую даже меньшие соотношения — например, 1.5:1 или 1.75:1.

При более высоких значениях соотношения компрессор убивает динамику, делает музыку безжизненной и зажатой. Исключение составляет разве что необходимость дополнительной колоризации звука, но даже в таком случае соотношение лучше не выводить за пределы отметки 4:1.

Переизбыток усиления

Как и в случае с соотношением, степень подавления сигнала не должна быть большой. В большинстве случаев, достаточно подавления усиления в пределах 1-2 дБ.

В начале настройки компрессора стоит использовать правило «2-и-2»:

Правило позволяет избежать агрессивной обработки: если при заданных значениях микс не рушится под напором компрессора, то можно спокойно переходить к работе с атакой и спадом сигнала.

Слишком быстрая атака

Чем быстрее атака, тем сильнее обрезаются транзиенты (моменты образования звука) в сигнале. Так как малое время атаки делает микс плоским и безжизненным, слишком быстрая атака противопоказана при компрессии шины.

К сожалению, посоветовать точное время атаки невозможно. В зависимости от характера композиции одним трекам подходит более быстрая атака, другим — более медленная.

В общем, лучшим вариантом при компрессии шины станет средняя или медленная атака. Начните с отметки в 100 миллисекунд и постепенно делайте её быстрее. Как только транзиенты пропадут из сигнала или станут явно задавленными, откатите регулятор немного назад.

Услышать эффект быстрой атаки можно при снижении порога срабатывания так, чтобы компрессор сжимал сигнал на 10 дБ. При таком активном подавлении усиления задавленные транзиенты будут хорошо различимы на слух, а подбор атаки станет намного проще. После нахождения подходящего времени атаки останется только вернуть порог срабатывания обратно к адекватному значению.

Слишком быстрый спад

Быстрый спад становится источником излишней накачки микса. Накачка или пампинг (от англ. pumping — накачивание) проявляется, когда компрессор отпускает звук слишком быстро, из-за чего ещё не окончившийся сигнал сжимается заново.

Из-за пампинга компрессор сжимает ноту дважды, в разных местах. Вместо того, чтобы работать только на транзиентах, быстрый спад заставляет процессор сжимать сигнал как в моменте образования звука, так и в моменте его окончания.

В некоторых стилях музыки и при работе с определёнными инструментами пампинг используется в качестве творческого приёма. Так или иначе, при обработке мастер-шины накачка приводит к неестественному звучанию, неприятным перепадам динамики и даже нежелательному искажению сигнала.

Время спада сигнала должно подходить под темп проекта. Идея в том, чтобы компрессор включался и выключался в синхронизации с ударными. Так мы не только избавимся от пампинга, но и добавим кача всему миксу.

Поиск правильного времени спада аналогичен подбору подходящей скорости атаки. Начните с особо медленных значений (от 100 мс) и постепенно ускоряйте время до тех пор, пока не почувствуете, что компрессор «дышит» в такт музыке.

Вместе с тем, будьте осторожны в случаях, когда время спада становится быстрее 50 мс. Именно с этой отметки появляется риск накачки сигнала, возрастающий по мере ускорения спада.

Слишком медленный спад

Слишком медленный спад также нежелателен при компрессии шины. При медленном затухании сигнала компрессор просто не будет работать так, как нужно.

Вместо того, чтобы захватывать, сжимать и отпускать каждый звук, компрессор будет неравномерно, но постоянно сжимать сигнал. В итоге, вместо динамического контроля микса мы получим всего лишь просадку по громкости на несколько децибел.

Компрессор должен возвращаться к отметке 0 дБ хотя бы один раз за такт. В идеале нужно добиться такого поведения аппарата, чтобы динамический процессор отключался между ударами снейра и бас-бочки. Именно так в треке появится тот самый эффект, когда компрессор дышит вместе с миксом.

Добавление компрессора в последнюю очередь

Одна из самых распространённых, но и самых опасных ошибок, допускаемых продюсерами, — добавление компрессора на мастер-шину последним. Компрессор изменяет динамику и тембральные характеристики сигнала, поэтому его расположение в самом конце мастер-канала отменяет всё, что вы делали с миксом ранее.

При работе последним компрессор разрушает микс. Как бы тщательно вы не полировали микс, какие бы настройки сжатия не использовали, заключительное положение компрессора на стереовыходе попросту нивелирует внесённые в сигнал изменения.

Компрессия шины на мастер-канале работает только, когда вы сводите «внутри» компрессора.

Хороший тон — включать компрессор на мастер-шине как можно раньше. Так вы услышите, что именно он делает с миксом, и сможете соответствующим образом настроить процессор, чтобы получить насыщенный саунд.

Не переживайте, если компрессии будет не так много, как кажется. Настройте порог срабатывания так, чтобы подавление усиления не превышало 1-2 дБ — этого вполне достаточно для склейки и уплотнения всего микса.

Заключение

Компрессия общей шины — яркий пример простой методики, приводящей к серьёзным изменениям и улучшениям микса. Особенно, если правильно настроить компрессор и избежать распространённых ошибок.

Освоение метода сжатия возможно только через постоянную практику. Чем чаще вы будете сжимать сигнал, тем проще вам будет настраивать компрессор так, чтобы он добавлял миксу энергии, делал его плотнее и качественнее.

Exit mobile version