Объёмная секция ударных с плотным звуком и большим количеством реверберации — одна из ключевых особенностей музыки 1980-х годов. Из этого материала вы узнаете, как создать собственную винтажную драм-машину из 1980-х годов с помощью средств, доступных каждому.
В музыке 1980-х всё было гигантским: гитарные риффы ревели, синтезаторы кричали, а ударные гремели. То десятилетие было эрой всего нового, громкого и большого.
Одной из характерных особенностей музыки 1980-х годов были объёмные громоподобные ударные. Их звук, будь то акустический или электронный, вы хорошо представляете: сильные и мощные удары, густая ревербераця и резкие обрывы отзвуков.
Эффект, позднее получивший название гейтированной реверберации (подробнее о методике и способах её применения читайте в этом материале), фактически сформировал ритмические особенности музыки той эпохи. На протяжении 1980-х годов методика широко применялась в танцевальной, популярной и рок-музыке, благодаря чему всё стало звучать «больше» и «лучше».
Несмотря на то, что прошло уже более 40 лет, продюсеры до сих пор обращаются к звуку того времени. Если вы работаете в рамках ню-диско, пишете синтвейв или хотите привнести немного олдскульного звука в своё творчество, гейтированная реверберация и плотные ударные — отличный способ создать нужный винтажный настрой.
Сегодня речь пойдёт про классические ударные 1980-х годов, созданные через обработку драм-машины эквалайзером, компрессором, ревербератором и гейтом. В рамках этого руководства мы будем работать с Ableton Live и плагинами Waves, однако показанная методика универсальна: аналогичная драм-машина из 1980-х годов может быть создана в любой DAW.
Начало работы
Создадим дорожку виртуального инструмента и добавим на неё плагин Drum Rack, входящий в поставку Ableton Live. В рэке активируем пресет DMX Core, построенный на звуках драм-машины Oberheim DMX.
В хип-хопе и танцевальной музыке 1980-х годов DMX была одним из основных инструментов. К слову, характерные мощные ударные в треке New Order «Blue Monday» — это всё та же DMX.
Теперь придумаем простой, но энергичный бит в духе 1980-х. Вслед за этим маршрутизируем каждый звук драм-машины в рэке на отдельный канал для независимой обработки сигналов. Сами каналы соберём на отдельной шине DRUM для общей обработки.
Сведение кика (бас-бочки)
- Кик до обработки 0:08
Первое, что бросается в глаза — небольшая нехватка низа у кика. Для исправления усилим частоты в области 100 Гц эквалайзером. Для этой задачи я использую плагин Waves PuigTec EQ, имитирующий работу винтажного аппарата Pultec (подробнее о нём можно прочитать тут).
Теперь добавим звуку плотности, создав эффект гейтированной реверберации, являющийся характерной чертой музыки 1980-х годов. По легенде, задумка эффекта принадлежит Филу Коллинзу, который совместил гейт и реверберацию для получения мощного громоподобного звука барабанов в своих треках.
К концу 1980-х годов приём распространился по всей музыкальной индустрии. Не последнюю роль в этом сыграла растущая популярность недорогих цифровых ревербераторов, позволявших повторить трюк с гейтированной реверберацией через пресеты.
Для генерации нужного эффекта активируем на дорожке ревербератор Waves H-Reverb, в базе которого присутствуют несколько пресетов гейтированного отклика. Активируем предустановку 2 Sec Perfect Gated. Сам по себе пресет лучше работает со снейром, нежели с киком, однако после небольших правок реверберация «подружится» с нашей бочкой.
Для начала укоротим время реверберации до 0,22 секунд, чтобы отклики было особенно короткими. Следом снизим соотношение исходного и обработанного звука (регулятор Dry/Wet) до 25-30%.
Наконец, скорректируем звучание реверберации встроенным в H-Reverb эквалайзером. В частности, избавимся от низкочастотной мутности через вырез около 250 Гц, а заодно поправим звучание высоких частот фильтром.
По итогам обработки кик получит приятный реверберационный хвост. Именно он создаст ощущение, что бочка звучит особенно мощно.
- Кик после обработки 0:08
Обрабатываем снейр
Снейр — самая важная часть ритм-секции в музыке 1980-х. Методика обработки предполагает смесь эквализации, компрессии и гейтированной реверберации, благодаря чему рабочий барабан обретёт сочность и мощность звучания.
- Снейр до обработки 0:08
Добавим на дорожку эквалайзер Waves H-EQ, с помощью которого отфильтруем низкие частоты. В дополнение к этому создадим буст высоких частот для большей яркости звучания.
Следом за эквалайзером активируем ревербератор Waves H-Reverb с пресетом That 80s Snare. Как и в случае с киком, укоротим время реверберации для более контролируемого поведения реверберации.
Количество исходного и обработанного сигнала выставим на 25%. Встроенным эквалайзером пользоваться не стоит: на мой взгляд, в звуке присутствует приятное среднечастотное мясо, которое не портит общий характер звучания и вписывается в нашу стилизацию под 1980-е годы.
Несмотря на то, что снейр уже звучит вкусно, дополнительно раскачаем его компрессором. Активируем плагин Waves CLA-76 сразу за ревербератором.
Атака компрессора должна быть ультрабыстрой, поэтому выставим регулятор Attack на отметку «1». Затухание сигнала лучше усреднить: повернём ручку Release на отметку «7». Параметр соотношения (Ratio) установим в пределах «4».
Таким образом мы получим быстрое сжатие поступающего сигнала и относительно медленное затухание работы компрессора. В итоге получится ситуация, когда компрессор не будет выключаться между ударами снейра.
Обработка компрессора CLA-76 сильно зависит от уровня сигнала на входе, поэтому выставите количество входного уровня по вкусу. Изменяйте положение ручки Input до тех пор, пока не получите тот звук, который вам нравится. С ручкой выходного сигнала ситуация аналогична: двигайте регулятор Output до тех пор, пока не получите приятное своему слуху звучание.
- Снейр после обработки 0:08
Работаем с хлопками
Танцевальная и популярная музыка 1980-х годов немыслима без искусственных хлопков. К счастью, в драм-машине DMX Core с хлопками всё в полном порядке, а их звучание такое, что не требует каких-либо особых манипуляций.
- Хлопки без обработки 0:08
Добавим на дорожку эквалайзер Waves H-EQ. С его помощью ослабим высокие и низкие частоты, чтобы выделить в звуке клэпа среднечастотную составляющую.
Вслед за этим активируем ревербератор Waves H-Reverb. Увеличим время задержки до 4,21 секунды, чтобы дополнить хлопки длинным и объёмным хвостом. Соотношение исходного и обработанного сигнала выставим на те же 25%.
Теперь добавим в цепочке гейт, которым обрежем длинный хвост реверберации. Для этого активируем на дорожке стоковый гейт Ableton Live, либо любой другой плагин гейта.
Подберём параметр порога срабатывания гейта (Threshold) таким образом, чтобы плагин резко обрезал хвосты реверберации. Конкретный параметр будет напрямую зависеть от темпа композиции и длины хвостов реверберации.
- Хлопки до применения гейта 0:08
- Хлопки после обработки 0:08
К слову, точно такую же методику обработки можно применять к различным перкуссионным звукам.
Добавляем реверберацию
Ещё одна характерная черта музыки 1980-х годов — пышная реверберация. Для воссоздания объёмного эффекта воспользуемся всё тем же H-Reverb, но вместо ручных настроек предпочтение отдадим встренным в плагин импульсам.
- Драм-машина без реверберации 0:08
В первую очередь создадим отдельный посыл REVERB для реверберации, на который направим сигналы с дорожек драм-машины. Таким образом мы сможем установить точное количество эффекта для каждого элемента драм-машины и более гибко управлять звучанием.
Сигнал с посыла REVERB вернём на шину DRUM, на которой собраны все элементы драм-машины. Благодаря этому мы сможем по вкусу подмешать обработанный реверберацией звук с исходным звучанием электронных инструментов.
Активируем копию Waves H-Reverb на посыле REVERB и выберём пресет 480 Illusion. Предустановка полагается на импульсы ревербератора Lexicon 480L, популярного в 1980-х годах.
После активации выкрутим соотношение исходного и обработанного сигнала до 100%. Благодаря этому на посыле будет звучать только обработанный сигнал. По желанию можно повысить уровень сигнала на выходе, изменив положение регулятора Output.
Теперь отправим на посыл REVERB сигналы тех элементов драм-машины, которые мы хотим изменить. В нашем примере я отправлю туда снейр, хай-хэты и хлопки. Дорожка кика останется сама по себе, чтобы не размазывать звучание ударных.
- Драм-машина с реверберацией 0:08
Вносим последние штрихи
Теперь сбалансируем звучание шины DRUM и посыла REVERB так, чтобы получить мощное звучание. Совет здесь прост: руководствуйтесь собственными ушами и двигайте фейдеры до тех пор, пока не получите желаемый винтажный звук ритм-секции.
Наконец, добавим на шину DRUM эквалайзер PuigTec, с помощью которого добавим дополнительной яркости в верхнем диапазоне. Вслед за ним включим компрессор Waves CLA-76 для склеивания всех элементов ударных между собой.
Для демонстрации звучания драм-машины я добавил в проект дорожку металлофона и баса. В качестве басовой линии используется сэмпл nfnd_122_kit_loop_bass_magenta_Fmin.wav из сэмпл-пака Night Funk & Nu-Disco в каталоге Splice. Вот, что у нас получилось в итоге:
- Итоговое звучание драм-машины 0:08
- Итоговое звучание драм-машины в миксе 0:08
Работаете в другой DAW и/или используете иные сэмплы драм-машин? Делитесь в комментариях своими примерами работ по этому уроку!
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ
Эта статья написана читателем SAMESOUND и дополнена редакцией сайта. Вы тоже можете поделиться собственным опытом или рассказать о каких-то интересных вещах. Давайте попробуем!