Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.
Что такое моно
Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.
Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.
Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.
Что такое стерео
Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.
Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.
Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.
Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.
Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.
Когда использовать дорожки в моно?
Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.
Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.
Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.
Когда использовать дорожки в стерео?
Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.
Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.
Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.
При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.
Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.
При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.
При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.
Сведение музыки в моно
При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.
Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.
Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.
Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.
Моносовместимость
Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.
Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.
При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.
Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.
Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.
Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:
- Слишком большое количество стереотреков;
- Плагины расширения стереополя;
- Слишком большое количество реверберации или дилэя;
- Фазовые проблемы между микрофонами.
Моно или стерео
Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.
Что должно быть в моно
- Дорожки инструментов;
- Дорожки вокала;
- Все сигналы, не обладающие собственными стереоэффектами.
Что должно быть в стерео
- Дорожки оверхедов ударных;
- Дорожки микрофонов, снимающих комнату;
- Рояль;
- Синтезаторы с объёмными стереопатчами;
- Бэк-вокал (не всегда, лучше смотреть по ситуации);
- Шины и посылы эффектов — реверберации и дилэя;
- Все сигналы, которые должны сохранить собственные пространственные свойства.