Эта заметка продолжает тематику стандартизации рабочего процесса. В отличие от теоретических размышлений, в этот раз речь пойдёт о практике.
С помощью стандартизации можно быстро и легко акцентировать своё внимание на какой-либо части проекта. Поиск стандартов, которым я озадачен, позволяет перемещаться по миксу, выполнять манипуляции над отдельными его частями и разбираться во всём своём портфолио вне зависимости от давности проекта.
Относитесь к этой заметке как к одному из возможных взглядов на организацию работы с музыкой. О своих подходах рассказывайте в комментариях.
Структурная схема
Мысли о стандартизации посетили меня в момент работы над очередным проектом, который попал ко мне на сведение. Я столкнулся с проблемой непонимания, с чего начать работу. Беглый взгляд на структуру микса привёл меня к мысли, что я не понимаю, где и что находится в проекте.
В первую очередь я занялся структурированием проекта на основе своих давних наработок. Шаблон структуры создавался давно, поэтому я доработал его таким образом, чтобы он был применим на практике и понятен начинающим. Все дорожки были разделены по своей сути и окрашены в соответствующий цвет. Получилась следующая схема:

Логика цветовых обозначений
Выбор цвета был произведён не просто так. Все звуки ассоциированы с определёнными цветами видимого электромагнитного излучения.

Световой спектр начинается с фиолетового цвета. Если посмотреть на схему, то она построена на основе шкалы с цифровыми обозначениями. Цифры показывают длину световой волны в нанометрах (нм), а не в герцах.
Единица измерения «Герц» показывает частоту колебаний (повторений какого-либо действия) в рамках секунды. Когда мы говорим о звуке, то герц показывает, сколько колебаний совершает звуковая волна за секунду. Если же мы говорим о свете, то герц показывает частоту колебаний электромагнитных волн. Герцы вроде бы одинаковые, но измеряют разные вещи.
Для более логичного и, если так можно сказать, фундаментального выбора цвета я привёл свет и звук к единой системе. Спектр начинается с фиолетового цвета, который условно можно назвать более спокойным, и заканчивается более интенсивным красным цветом.

Возвращаясь в мир звука я сопоставил инструменты с самым низким звуком с красным цветом, с самым высоким — с синими и фиолетовым. Исходя из этого басовая составляющая трека, в зависимости от частот инструмента, обозначается оттенками красного цвета. Итогом сопоставления стала схема, в которой высота звуковых частот сопоставлена с интенсивностью спектра.

Самым интересным и, на мой взгляд, достаточно логичным является использование розового цвета для обозначения любых звуковых эффектов в проекте. Дело в том, что, по словам Интернета, розового цвета не существует в реальном спектре — он является всего лишь смесью начала и конца всего цветового спектра.
Смешение фиолетового и красного приводит к образованию розового цвета, однако в реальном мире его не существует — цвет смешивается «у нас в голове». По этой причине я выделяю розовым цветом в проекте все звуковые эффекты с разношёрстной частотной составляющей, руководствуясь их «искусственной» природой.

Возможно такой подход покажется странным и глупым, но я применил его для того, чтобы лично разобраться с цветовым обозначением всех инструментов в проекте.
Группировка звуков для начинающих
Создав цветовое представление проекта, глобально состоящее из пяти частей, я стал лучше ориентироваться в проектах.


На мой взгляд, такая цветовая группировка из пяти составляющих, как на изображениях выше, полезна для начинающих продюсеров и звукорежиссёров. Для начальных этапов подобной компоновки вполне достаточно, а со временем группировку можно усложнить, добавив дополнительные составляющие. Например, из группы инструментов можно выделить пэды, синтезаторы или другие инструменты.
Итог
К сожалению, общепризнанных стандартов структуризации проекта не существует. Привыкайте группировать свои проекты, даже если обозначения понятны только вам. Чёткая структура поможет легко ориентироваться в любых проектах вне зависимости от их масштаба.
Возможно, что всё, что написано выше, для кого-то покажется логичным, само собой разумеющимся и общепринятым, но я дошёл до этого только сейчас. Надеюсь, что мои идеи помогут начинающим звукорежиссёрам в работе.
Ещё больше заметок в telegram канале или паблике VK
Коллеги, не знаю как в иных ЦРС, в Кубейсе можно не только цвет дорожки выбирать, можно и отдельный части проекта «красить» в любой цвет, очень хорошо работает с повышением и/или понижением октав например (у меня вниз красные оттенки, вверх синие тона), при разводке стерео право-лево (У меня Л — синий, П — красный). В последнем проекте — это особенно функционально структурировалось в моей био-нейронной сетке, и в целом понятие светомузыки мне очень близко по эстетике, поэтому считаю данную статью полезной начинающим музыкантам, хотя есть индивидуумы у которых пожизненно все проекты в сером тоне…
Добавлю даже вот, что… На разных компьютерах, у меня разные цвета оболочек Кубейса, в одном интерфейс ярко красный, для стимулирования восприятия и ускорения процесса, на другом зелёные и древесные тона для более методичной работы, далее эту тему не считаю приемлемым развёртывать в комментариях.
Если отбросить спорные вопросы к самой статье и вернуться в область «оформления» проекта для более простого ориентирования в нем, то тут все же слишком много субъективного. Кому-то удобно так, кому-то по-другому.
Я начинал работать с Guitar Pro 5 давным-давно, в ней дорожка баса всегда желтая, барабаны — синие, гитары — красные, остальные цвета для остальных инструментов. И такое цветовое кодирование я использую до сих пор в проектах в daw. Другие цвета сразу вносят хаос для меня.
Так что тут невозможна стандартизация, на мой взгляд Ничего с этим нельзя сделать (кому как удобно), кроме как посоветовать использовать цветовое кодирование для групп инструментов и ставить маркеры в таймленте с названием частей аранжировки.
Абсолютно согласен, у каждого может быть свое оформление, и это нормально.
Но всё же, возвращаясь, так скажем, к первой части заметки (про унификацию), то как раз-таки главная мысль, которую мне хотелось донести, находится там (здесь лишь логичное предложение, которое может быть и другим, это не столь важно). И гласит она, что общее оформление (хотя бы на этапе сведения), может дать большой толчок для развития (хотя бы сведения), ведь специалисты, придерживаясь общей системы оформления, будут легко «входить» в проект (который будет придерживаться этой системы), и вносить корректировки (при этом не тратя времени на понимания оформления).
К тому же, как мне кажется, мозгу проще думается в комфортных условиях.
И в дальнейшем, из этого может вытекать много плюсов (в плане обучения например).
P.S.И ещё, это никак не будут влиять на творческую составляющую процесса.
P.S.s И если будет система, где бас — желтый, а барабаны — синие, то я готов её придерживаться:)
Тоже самое. Уже много лет использую цветовую схему гп5 в давках.
Статья — «я разукрасил дорожки» А автоматизации, а автоматические действия которые можно настроить в том же reaper….
В том же fl studio, автоматизация привязывается к какому либо инструменту, и их «раскраска» может соответствовать этому инструменту, мне кажется в reaper’е тоже самое…..Если автоматизаций слишком много, то мне кажется, лучше пусть они будут в цвет какого-либо инструмента (группы инструментов), чем непонятно как «раскрашены»……
Я музыкант а не художник
Круто)
https://youtu.be/pSzRNFE5NOc
)))
Хороший подход к организации процесса!
Хорошая идея!