Что такое VCA-группы и VCA-фейдеры в Logic Pro X, для чего они нужны звукорежиссеру и как их использовать в повседневной работе.
С обновлением Logic Pro X 10.1 в рабочую станцию от Apple была добавлена возможность, которую долгое время просили те, кто переходил с Pro Tools — VCA-группы. Далеко не все знают, что такое VCA-группы и для чего они нужны, а это значит, что самое время рассказать о них подробнее.
Что такое VCA?
На звукозаписывающих консолях пометка VCA обозначает Voltage Controlled Amplifier/Attenuator — усилители, управляемые напряжением. Такого рода усилители являются активным компонентом, через который происходит прохождение сигнала, уровень усиления или ослабления которого определяется подаваемым напряжением постоянного тока.
Среди плюсов управляемых напряжением усилителей стоит отметить значительное сокращение пути прохождения сигнала за счет уменьшения «участников» цепи. Таким образом, можно суммировать множество различных источников звука и расположить их перед «главным» усилителем. Управляющее напряжение становится суммой напряжений компьютера, фейдеров дорожек, фейдеров групп и прочих компонентов системы.
Понятно, что в рамках современных DAW нет никакого «управления напряжением» — рабочие станции эмулируют принципы работы подобных устройств, не более того. Говоря простым языком, дорожки, объединенные в VCA-группы, дают звукорежиссеру возможность контролировать громкость более простым и понятным образом. На Рисунке 1 имеется струнная секция некой композиции: дорожки настроены по громкости и панораме, но мне хотелось бы иметь возможность усиливать или ослаблять их, включать и выключать, а также автоматизировать более прозрачным путем во время воспроизведения.
В предыдущих версиях Logic Pro мне бы пришлось создать группу автоматизации, сделать эту самую автоматизацию и «отправить» выходы каждого трека на какой-либо AUX. На Рисунке 2 изображено, как бы это выглядело в предыдущих версиях рабочей станции от Apple.
Для чего нужны VCA-группы и VCA-фейдеры?
В принципе, то, как реализована работа с дорожками на Рисунке 2 — имеет право на жизнь. И все бы ничего, но при таком подходе нам придется столкнуться с рядом проблем.
В первую очередь, нам придется использовать AUX-каналы, количество которых в Logic Pro X ограничено показателем в 256 штук. Конечно, этого более чем достаточно для большинства пользователей, но подумайте сами, как будет расти количество AUX-каналов в тех случаях, когда проект насчитывает множество суммирующих треков, многоканальных инструментов и прочих элементов, требующих наличие AUX во время обработки звука. Помимо всего прочего, проект постепенно будет становиться все более «неповоротливым», а также оказывать приличную нагрузку на процессор компьютера, что может быть критичным при работе с масштабными аранжировками.
Вторая проблема, которая может появится, заключается в посылах реверберации и маршрутизации сигнала при их использовании. По умолчанию Logic Pro X создает посыл с параметром Post Pan — то есть сигнал поступает на посыл после прохождения через фейдер громкости и ручки панорамы. Это в свою очередь приведет к тому, что если вы измените положение ручки панорамы на дорожке, то панорамирование изменится как по отношению к самой дорожке, так и на выходе AUX.
Несомненно, в большинстве случаев этого бывает достаточно. Понижая уровень AUX-канала, вы не уберете громкость самой дорожки, только если не создадите отдельный маршрут, который объединит в себе понижение уровня как посыла с реверберацией, так и самого трека.
В любом случае, бывают такие ситуации, когда появляется необходимость в выключении, усилении, смягчении или панорамировании одной группы инструментов во время работы с другой группой инструментальных дорожек. При помощи VCA-фейдеров можно добиться этого без создания дополнительных маршрутов между каналами, без дополнительной нагрузки на процессор студийного компьютера и, что самое главное, без какого-либо воздействия на итоговое звучание всего микса.
Как создать VCA-группу или VCA-фейдер в Logic Pro X?
В Logic Pro X есть несколько способов для активации VCA. Первым, и самым простым, является выделение дорожек в микшере и переход в верхнее меню Options > Create New VCA for Selected Channel Strips (Рис. 4).
Создать VCA-группу можно при помощи нажатия клавиши Ctrl (аналог нажатия правой клавишей мыши в среде Windows) после выделения необходимых дорожек и перехода по пути Channel Strip Components > VCA. Все, что останется после этого — «привязать» необходимые инструменты к создаваемой VCA-группе (Рис. 5).
Можно также нажать Ctrl в окне микшера после выделения дорожек и выбрать из появившегося меню параметр Create New VCA.
Также никто не запрещает упростить себе жизнь за счет создания в специальном меню конкретного сочетания клавиш с привязкой к команде Create New VCA.
Вместо заключения
Создав VCA-группу, вы сможете контролировать множество каналов, суммирующих треков и групп независимо друг от друга — изменяйте значения громкости, включайте или выключайте треки, автоматизируйте множество дорожек при помощи одного фейдера и делайте все, что душе угодно без создания дополнительных маршрутов и лишней нагрузки на процессор компьютера.
Многие звукорежиссеры, кстати говоря, создают VCA-фейдер для каждой секции инструментов коллектива и сводят песни только при помощи таких фейдеров.