Всему свое место: панорамирование инструментов во время сведения музыки

Готовим базу для качественного звучания микса с помощью панограммы и разных способов панорамирования.

панорамирование инструментов, панорамирование музыки, панорамирование инструментов во время сведения, панорамирование при сведении

Часто ли вы, слушая коммерческие записи, удивлялись тому, как звукорежиссеры ловко подружили всех участников микса? Задумывались ли вы о том, как звукорежиссеры добиваются четкого звучания каждого инструмента и извлеченных им звуков? Несмотря на то, что во время сведения плагины играют одну из важнейших ролей, ясность и различимость микса создается намного раньше. Разборчивость звучания создается еще до активации первого плагина за счет правильного расположения инструментов в песне с помощью регуляторов панорамы.

Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как делать панорамирование инструментов во время сведения, какие способы расположения инструментов существуют и чем может быть полезна панограмма.


Во многом именно панорамирование становится залогом качественного саунда любого трека. Послушайте трек Oingo Boingo «Dead Man’s Party» — песня сведена Дэнни Элфманом и Стивом Бартеком так, что множественные слои синтезаторов, перкуссии, духовых и объемный вокал не мешают друг другу и при этом не теряются в миксе.

Несмотря на то, что такой плотный микс требовал многочисленных обработок различными студийными инструментами, его ясность звучания создана еще раньше. Добиться такой сочной, чистой и яркой картины помогли простейшие операции — правильное панорамирование инструментов и аккуратная настройка уровней. Эквалайзеры, компрессоры и другие супернавороченные процессоры лишь отполировали и без того отличное звучание.

Как слышит человек

Чтобы прокачать навыки панорамирования инструментов, нужно понять, как люди слышат звуки. У каждого из нас есть левое и правое ухо, воспринимающие звуковые волны вокруг себя. Слуховой аппарат человека улавливает сигналы в радиусе 360 градусов и передает мозгу информацию о том, откуда, как, когда и какой именно звук поступил в нашу сторону.

Мозг воспринимает информацию от каждого уха независимо, при этом каждое ухо сообщает мозгу не только о звуках со своей стороны, но и о сигналах, поступивших на противоположный орган слуха. Несмотря на точность данных, мозг пытается предугадать сигналы: так, например, мозг ожидает услышать очень низкие звуки где-то далеко слева, а высокие — далеко справа.

Определяем как панорамировать дорожки

Существует два способа расположения инструментов в миксе:

Представьте, что вы играете на рояле. Когда вы извлекаете низкие ноты, их звучание становится громче с левой стороны, в то время как высокие звуки отчетливее слышатся с правой. Чем ниже становится звук, тем громче и дальше он слышен слева, чем выше — справа.

Панорамируя низкие звуки левее, а высокие правее, мы даем слушателю почувствовать себя сидящим за реальным инструментом. Для большего эффекта запись фортепиано обычно делают с помощью двух микрофонов с минимальным расстоянием между ними. Такое положение имитирует расположение человеческих органов слуха, делает звучание инструмента более реальным, естественным и осязаемым. Для примера послушайте трек Тори Эймос «Happy Phantom» с альбома 1991 года Little Earthquakes: звукорежиссер расположил микрофоны на близком расстоянии, а также учел местоположение низких и высоких звуков.

Тем не менее панорамирование с позиции исполнителя сработает только для студийной записи. Аудитория фортепианного концерта слышит инструмент иначе. Зачастую во время концертов фортепиано или рояль поворачивают перпендикулярно слушателям, из-за чего инструмент звучит как бы из центра зала, без явного панорамирования низких и высоких звуков.

Когда мы говорим о позиции исполнителя, то подразумеваем вокалиста — музыканта в центре коллектива.

Несмотря на расположение доносящегося до слушателя сигнала, звучание инструмента не является монофоническим — естественная реверберация доделывает все необходимое и располагает звуки в пространстве должным образом. Такой подход к расположению инструментов во время сведения называют панорамированием с перспективы слушателя. В качестве примера подобного подхода к расположению можно привести запись исполнения Эмилем Пандолфи Фантазии-экспромта № 66 Фредерика Шопена.

ВНИМАНИЕ!

Для дальнейшего разбора панорамирования понадобятся студийные мониторы или хорошая пара наушников. В случае с мониторами, сядьте ровно по центру.

Если у вас нет мониторов или вы только собираетесь их купить, изучите наш гид по выбору студийных мониторов.

Панорамирование инструментов с позиции слушателя

Представьте, что вы пришли на концерт AC/DC (с Экселем Роузом, как это не печально) и заняли свое место в зале. Во время выступления в левом ухе хорошо различима гитара Стиви Янга, в правом — Ангуса. Очевидно, что такой эффект достигнут расположением аппаратуры и музыкантов с одной из сторон сцены: один из гитаристов стоит слева, второй — справа.

Тем не менее, если послушать любой альбом AC/DC, заметно, что инструменты в миксе расположены так же, как и на концерте. За счет того, что звукорежиссеры при сведении использовали панорамирование инструментов с позиции слушателя, записи австралийской группы позволяют меломанам всегда чувствовать себя участниками концерта AC/DC. Сравните звучание концертной и студийной записи песни «For Those About To Rock (We Salute You)» — расположение инструментов идентично.

Ритм-гитара Ангуса Янга в начале песни панорамирована в правый канал. Позже вступивший Малкольм Янг звучит в левом канале. Бас, вокал и гитарное соло расположены строго по центру. Барабанщик Фил Радд, играющий на записи, — правша, поэтому каждая дорожка ударных панорамируется в направлении справа налево. Бэк-вокал в припеве располагается достаточно широко, спанорамированный влево и вправо.

Если перенести настройки панорамирования в DAW, то у нас получится что-то вроде этого:

Панорамирование в песне AC/DC «For Those About To Rock (We Salute You)».

Дорожки бас-бочки (Kick) и рабочего барабана (Snare) находятся в центре микса. Подвесной том (Т1) спанорамирован вправо, первый напольный том (Т2) смещен немного влево, второй (Т3) — направлен еще левее. Хай-хэт подвинут слегка вправо, райд — влево. Два оверхед-трека спанорамированы строго влево и вправо для более широкого и объемного звучания ударных в миксе.

Бас занял место в центре микса, гитара Малкольма Янга гитара Малкольма Янга (GTR-L) в левой стороне, гитара Ангуса Янга (GTR-R) — в правой. Партия соло-гитары (Guitar Solo) — строго по центру. Основной вокал также в центре, бэк-вокал широко разведен по левую и правые стороны (дорожки BU Vox-L и BU Vox-R).

Схема расположения инструментов в миксе AC/DC «For Those About To Rock (We Salute You)».

Такое панорамирование микса достаточно точно повторяет расположение музыкантов и вспомогательного состава на сцене. При прослушивании подобные настройки дадут слушателям ощущение присутствия на концерте группы.

Панорамировать музыку с позиции слушателя проще, достаточно представить какую-нибудь группу на сцене и спроецировать картину на собственный проект. Тем не менее использовать этот способ получается не всегда: порой панорамирование со слушательской перспективы может приводить к неприятным столкновениям частот сигналов различных инструментов.

Помимо этого, положение слушателя может сделать звучание инструментов недостаточно разделенным между собой. Если в одной из частей сцены рядом стоят два близких по тембру инструмента (например, электрогитара и электроорган), их сигналы будут непроизвольно смешиваться, образуя кашу в миксе. Чтобы избежать этого, в насыщенном миксе нужно панорамировать дорожки с позиции исполнителя.

Панорамирование с перспективы исполнителя

Отличный пример сведения микса с большим количеством инструментов — уже упомянутая песня Oingo Boingo «Dead Man’s Party». Так как в аранжировке присутствуют десятки участников, свести песню с перспективы слушателя было попросту невозможно. Панорамирование «Dead Man’s Party» в DAW выглядит примерно так:

Панорамирование в песне Oingo Boingo «Dead Man’s Party».

Первое, что мы слышим — гитарное вступление, за которым в миксе появляется перкуссия: что-то напоминающее там-там и агого спанорамированы строго влево. Два гитарных трека разведены влево и вправо.

Основная вокальная дорожка размещена в центре, как и электронный бас. В треке присутствует синтезаторная мелодика, сдвинутая слегка вправо для отделения электронного баса и мелодии из-за схожего частотного диапазона самих синтезаторов.

Чтобы перкуссия и ударные не мешали друг другу и были разделены в миксе, акустические и сэмплированные барабаны спанорамированы с позиции слушателя. Бас-бочка и рабочий барабан живут по центру, в то время как остальные участники установки смещены в правую сторону.

Слева слышен бэк-вокал в среднем частотном диапазоне, справа — более низкий бэк. В аранжировке очень много бэк-вокальный линий, аккуратно размещенных на панораме. Одни дорожки смещаются сильнее влево, другие сильнее вправо, но голоса не мешают друг другу и прекрасно различимы в миксе. Что касается духовой секции, то здесь все достаточно просто: баритон-саксофон отправлен немного влево, тенор-саксофон — в центре, труба смещена в правую сторону.

Схема расположения инструментов в миксе Oingo Boingo «Dead Man’s Party».

Качественное звучание «Dead Man’s Party» создано задолго до того, как звукорежиссер включил первый компрессор или эквалайзер. Залог успеха микса в грамотном панорамировании: каждому участнику нашлось свое место, в котором он не пересекается с другими инструментами и никому не мешает.

Панограмма

Чем насыщеннее аранжировка и чем больше инструментов в миксе, тем внимательнее нужно подходить к панорамированию. Выбор способа расположения зависит только от инструментального наполнения песни. Даже если вы никогда не играли с реальным коллективом, панорамирование инструментов обоими способами не составит труда, если держать перед глазами картину расстановки музыкантов на сцене или в студии.

Чтобы ничего не забыть, пользуйтесь панограммой — специальной схемой расположения инструментов в миксе. С ее помощью вы будете всегда видеть, кто и где находится. Нарисовать панограмму можно самостоятельно: возьмите лист бумаги, отметьте по бокам левый и правый каналы, а между ними нарисуйте все инструменты, их размер и взаимоотношения между собой.

С первого раза нарисовать панограмму скорее всего не получится. Прежде чем расписывать собственный микс, потренируйтесь в составлении панограммы на коммерческих записях. Для понимания принципов построения схемы расположения инструментов хорошо подойдут треки Эми Уайнхаус, The Beatles и Iron & Wine.

Amy Winehouse — You Know I’m No Good

Теплота и плотность ударных и баса в этом миксе напоминают о звучании соула с лейбла Motown. Обратите внимание на отношения инструментов в песне — весь микс собран в центре, где расположились ударные (записаны методом Глина Джонса), бас и вокал.

Панограмма микса песни Эми Уайнхаус «You Know I’m No Good»

Ход с объединением в центре ритм-секции и вокала прост и даже банален, но именно благодаря ему песня звучит так ярко — бит, басовая линия и вокальная партия запоминаются и узнают я моментально.

Iron & Wine — Upward Over The Mountain

https://www.youtube.com/watch?v=3Kh09MuIfIU

Мощный пробивной микс — это круто, хотя и не всегда необходимо. Яркий пример тому — песня Iron & Wine «Upward Over The Mountain». Необычное сведение трека отсылает к фолковым лоу-фай моно миксам, встроенным вокруг вокала.

Панограмма Iron & Wine «Upward Over The Mountain»

Благодаря центрированному расположению инструментов создается специфическое узкое и мрачное звучание. Песня была записана в домашних условиях на 4-дорожечный магнитофон, а панорамирование инструментов сделано с учетом того, как был записан материал.

The Beatles — Come Together

Обратимся к классике. Обратите внимание, как в миксе «Come Together» инструменты, звучащие в схожих частотных диапазонах, разведены в противоположные стороны.

Панограмма The Beatles «Come Together»

В миксе электрогитара спанорамирована влево, бас и вокал размещены в центре, в то время как ударные и клавишные отправлены вправо. Такое расположение инструментов используется в большинстве песен The Beatles и создает невероятную чистоту в миксе благодаря строгому тембральному разделению участников по каналам. Так как в каждой части микса расположены не схожие по частотам элементы, инструменты не мешают друг другу. В современной поп и рок-музыке такое панорамирование не используется.

Панорамируй это

Грамотное расположение инструментов по панораме упростит дальнейшую работу над миксом. Разделив участников микса заранее, вы избавитесь от большинства проблем, связанных со столкновением частот, кашей и мутностью звучания, а значит вам не придется вычищать дорожки трека эквалайзером и прочими обработками.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Референс-треки: как улучшить свои миксы с помощью сравнительного анализа музыки

Мастеринг музыки для SoundCloud и YouTube

Exit mobile version