Краткое руководство по Retrologue 2 для начинающих

Обзор интерфейса и введение в основы работы с виртуальным аналоговым синтезатором от Steinberg.

руководство по retrologue 2, retrologue 2 руководство

Виртуальный синтезатор Steinberg Retrologue 2, появившийся в Cubase 8.5, представляет собой мощный инструмент в руках музыканта. Несмотря на то, что возможности встроенного в Cubase Retrologue 2 не так велики в сравнении с тем же Alchemy в составе Logic Pro X, синтезатору есть, что предложить пользователю.

SAMESOUND.RU публикует краткое руководство по Retrologue 2, по итогам которого каждый начинающий пользователь Cubase сможет создать базовый лид-синтезатор для своей музыки.

Активация Retrologue 2

Откроем Cubase и создадим новый проект с одной инструментальной дорожкой. Активируем на дорожке синтезатор Retrologue 2 и, если синтезатор загрузится с каким-либо предустановленным пресетом, выберем в окне заготовок пресет «Init». Этот пресет очистит любые настройки синтезатора и позволит начать работу с чистого листа.

Взяв несколько нот с помощью MIDI-клавиатуры или нажимая на клавиши в Piano Roll, синтезатор начнет генерировать простейшую звуковую волну.

Настройки осциллятора

Левая сторона интерфейса Retrologue 2 отведена под секцию из трех осцилляторов и субосциллятора. При работе с пресетом «Init» активным будет только первый осциллятор — OSC 1. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы модифицировать стандартную форму звуковой волны. Сделать это можно с помощью регулятора «Wave» и выпадающего меню «Type» в секции настроек первого осциллятора.

Выберите понравившуюся форму звуковой волны, что приведет к активации регулятора «Shape», отвечающего за детальную настройку сигнала. Регулятор «Octave», так же ставший активным, отвечает за настройки питча, ручка «Coarse» настраивает грубость обработки звука (т. н. зернистость), а «Tune» — модифицирует строй и добавляет сигналу легкий детюн.

Добавление других осцилляторов

Аналогичным образом настроим остальные осцилляторы и субосциллятор. Активируем переключатель рядом с надписью OSC 2, чтобы включить в звуковую цепь второй осциллятор. Теперь, вращая по собственному желанию регуляторы Octave, Tune и Shape, мы будем делать звук сочнее и интереснее. Попробуйте.

Минимизировать количество высоких частот в сигнале можно с помощью субосциллятора, который активируется переключателем SUB. Субосциллятор добавит сигналу дополнительных частот в районе нижнего низа, что, в теории, может сбалансировать сигнал с преобладающими верхами.

Формирование звука

В правой части интерфейса Retrologue 2 присутствует секция микшера, которая позволяет более точно смешать пропорции звучания разных осцилляторов. Здесь же находится секция фильтров («FILTER»), отвечающая за настройку огибающих (Envelope), подрезку сигнала (Cut Off), его резкость (Resonance) и искажения звука (Distortion).

В нижней части блока фильтра также есть секция ADSR, которая отвечает за изменение параметров атаки (фейдер A, Attack), длительности (D, Duration), сустейна (S, Sustain) и спада (R, Release) сигнала.

Для создания лид-пресета нужно добиться такого результата, когда звук будет одновременно ясным и пробивным. Это достигается за счет быстрой атаки (подъем фейдера A) и быстрого спада звука. Чем меньше длительнее окажутся параметры атаки и спада, тем менее резким и ярким будет звучание синтезатора (ближе к пэдам).

Модуляция

С правой стороны от фильтров находятся секции модуляции (MODULATORS) и модуляционной матрицы (MATRIX). Модуляция в Retrologue 2 имеет достаточные настройки: с помощью четырех слотов с настраиваемой частотой и высотой изменения звука можно добиться самых разнообразных звуков.

Обратите внимание на опции «SOURCE» и «DESTINATION» в секции матрицы: первый указывает, откуда поступает сигнал в модуляционную матрицу, второй — куда отправляется после обработки. Установите в качестве источника звука секцию фильтров «LFO 1», а затем маршрутизируйте сигнал на второй осциллятор. С помощью регулятора «DEPTH» выберите количественное влияние модуляции на звуковой сигнал.

В качестве приемника сигнала можно установить любой элемент Retrologue 2. Сделать сигнал более комплексным и интересным можно за счет использования нескольких, различных источников и приемников сигнала.

Так как в качестве приемника сигнала выступает генератор питча второго осциллятора (Osc 2 Pitch), регулятор Depth работает следующим образом: если ручка установлена по центру (0), то количество модуляции находится в стандартных значениях и не изменяет звук, сдвиг в правую сторону вызывает повышение звука, в левую — понижение. Сдвинув регулятор левее, мы получим стабильное понижение каждой извлеченной ноты.

Арпеджиатор

Рядом с меню выбора пресетов имеется кнопка со столбиками, активирующая арпеджиатор, оснащенного пятью секциями настроек. «MAIN» отвечает за основные параметры работы арпеджиатора (направление движения нот, особенности срабатывания арпеджиатора, перезапуска секвенции и т. д.), «STEPS» позволяет настраивать партии, исполняемые синтезатором. Не стесняйтесь пользоваться пресетами в этой секции (меню выбора «PHRASE») — большинство фраз уже давно придумано за нас, поэтому зачем насильно изобретать велосипед, если можно подгрузить пресет и настроить его под себя?

Пронумерованные индикаторы в секции STEPS отображают шаги секвенции и такты, а также длительность и силу извлечения каждого звука в переборе (полоса с цифрами под синими индикаторами). В секции настроек «PERFORMANCE» можно задать особенности исполнения: ощущение свинга, параметры повтора секвенции, изменения высоты нот и другие аспекты игры.

В секции Performance также есть ряд настроек маршрутизации — обратите внимание на переключатели CTRL 1, CTRL 2, CTRL 3 чуть правее. С помощью этих настроек можно направить сигнал арпеджиатора на любые другие секции Retrologue 2 (например, в секцию модуляции). Включение слотов маршрутизации производится переключателем On/Off.

У каждого слота маршрутизации есть собственные настройки приемника сигнала (DEST), количества отправляемого сигнала (DPTH) и модуляции (MOD). Это открывает более широкие возможности перенаправления сигнала для создания необычных секвенций и сложных звуков.

Добавление эффектов

Разнообразить звучание синтезатора можно с помощью эффектов и обработок, доступных в меню эффектов (кнопка FX рядом с кнопкой арпеджиатора на верхней панели синтезатора). На выбор пользователя предоставлено пять обработок: резонатор, эквалайзер, ревербератор, фейзер/модулятор и дилей. Порядок эффектов в цепочке прохождения звукового сигнала может быть любым.

При создании лид-звуков часто прибегают к помощи дилэя и резонатора, корректирующих конечное звучание синтезатора. Каждый из эффектов, помимо множества настроек, имеет широкий выбор пресетов, которые не только могут подойти под созданный звук, но и послужат хорошей основой для собственных пресетов.

Пробуйте и не бойтесь экспериментов! Все, что отлично звучит — правильно.

Пресет урока

Exit mobile version