Запись ударных при помощи микрофонов: трек комнаты

Запись ударных

Расставляем микрофоны для записи трека комнаты во время работы с ударной установкой.

Когда для записи барабанов используется множество микрофонов, у звукорежиссера появляется необходимость их максимально близкого расположения к бас-бочке, снейру и томам. Только так зачастую можно избежать проблем с фазой. Но здесь появляется другая проблема: слишком близкое расположение микрофонов к барабанов приводит к итоговому зажатому звучанию, когда создается ощущение будто ударные находятся внутри какой-то картонной коробки. Проще говоря, у барабанов пропадает вся мощь и объемность звучания.

В общем-то, ни для кого не должен быть открытием факт того, расположение микрофонов напрямую влияет на формирование конечного звука ударных. Все зависит от ваших желаний: либо мы пытаемся записать натуральное окружение комнаты, либо стараемся создать гиперреалистичный и немного взрывной саунд. О двух данных путях я и хочу рассказать.

Только реверберация

Если ваши барабаны стоят в просторной, хорошо звучащей и резонирующей комнате, то единственное, что вам потребуется для добавления натурального призвука комнаты в свои записи — это наличие стереопары конденсаторных кардиоидных микрофонов. Диафрагма может быть как малой, так и большой — это не столь важно. Важнее другое: расположить микрофоны как можно дальше от стен и самой ударной установки.

Поиск удачного расположения микрофонов все равно стоит начинать от самих стен. Постепенно отодвигайте микрофон от стены и следите за тем, чтобы он всегда был направлен в сторону установки. В какой-то момент (в условиях просторного помещения) звук станет максимально объемным — это и есть идеальная точка для расположения. Очень сложно дать конкретный совет по расположению микрофона, не видя самого помещения, поэтому нельзя просто взять и сказать «Парень, поставь микрофон вот здесь и все будет круто!». Главная подсказка проста: ищите такое место, где звук самих барабанов и звук, отраженный от стен помещения, будет смешиваться в идеальных пропорциях.

Простейший вариант расположения — установка двух кардиоидных микрофонов в строго противоположных сторонах от ударной установки. У вас должен получиться своеобразный треугольник со сторонами из микрофонов и барабанов. При этом направлять микрофоны надо не на какой-то барабан, а на все помещение разом.

«Подвзорвем» ударные

Добиться более мощного и «взрывного» звука барабанов можно за счет использования сильной компрессии на сигнале микрофонов, снимающих комнату. Правда, стоит помнить о том, что далеко не каждый компрессор может привести к такому результату, но выбор компрессора — это тема для отдельного разговора.

В общем и целом можно сказать, что место расположения и направление микрофонов — это залог любого звука. Если говорить о расположении микрофонов, о котором я сказал выше (треугольник из двух микрофонов и установки), то при таких условиях компрессия окажется мало эффекта на само звучание барабанов, но вместе с тем увеличит время спада естественной реверберации. Но, как говорит заголовок абзаца, нам хочется получить более мощный и громоподобный звук, а это значит, что потребуется заставить микрофоны записывать более сырой сигнал барабанов.

По своему опыту могу сказать, что широко расставленная пара Shure SM57 на расстоянии около 4,5 метров от установки и на высоте около 1-1,5 метров от пола помогает добиваться необходимых результатов. Не нужно располагать «комнатные» микрофоны очень близко к барабанам, иначе записанное звучание будет мало чем отличаться от того, что мы получаем при помощи микрофонов около барабанов. Оптимальная дистанция для установки микрофонов комнаты зависит от размеров помещения и его акустических свойств.

Что касается направления микрофонов, то лично я предпочитаю направлять комнатные микрофоны в таких случаях на рабочий барабан, особенно если снейр или железо барабанщика звучат довольно высоко сами по себе. Модель Shure SM57 по своим особенностям «снимает» частоты в районе 6 kHz таким образом, что они начинают подчеркивать атаку малого барабана и рэковых томов. В то же самое время, SM57 хорошо работает с высокими частотами, что позволяет избежать противного, пронзительного и несколько визжащего звука тарелок после применения компрессии к дорожкам микрофона снимающего комнату.

Конденсаторные микрофоны с широкой диафрагмой (LDC), работающие в паре с Shure SM57 и расположенные чуть ближе к полу, позволят добиться более мощного саунда и подчеркнут частоты в районе нижнего низа. Звук, проходящий по полу комнаты, будет усиливать нижние частоты у бас-бочки, что сделает ее звук глубже. Как вариант, можно установить пару SM57, направленных на малый и тома, и дополнить ее LDC-микрофоном, чтобы получить усиление звучания бочки. Главное, поставить микрофоны достаточно далеко друг от друга, чтобы избежать проблем с фазой.

С высоты птичьего полета

Другая распространенная техника расстановки микрофонов в студии заключается в использовании пары конденсаторных микрофонов, расположенных высоко над головой барабанщика или рабочего барабана и направленных строго вниз. Такое подход позволит получить более честный и чистый звук ударных, с меньшей примесью комнаты, а каждый удар станет намного более отчетлив. Когда говорят о записи оверхедов, то речь идет именно о таком подходе.

Но не стоит прибегать к этому методу записи в тех случаях, когда у комнаты низкий потолок. Так как многие элементы ударной установки имеют собственные подставки и стойки, для правильной записи ударных таким способом необходимо, чтобы запас по расстоянию был в районе 2-3 метров минимум. То есть микрофоны должны быть установлены на реально большой высоте.

Низкий потолок не позволит произвести правильную запись, а близкое расположение микрофонов, снимающих комнату, будет создавать постоянные проблемы с фазой и портить общее звучание барабанов. Для использования оверхед-микрофонов требуется помещение, чья высота достигает 3-3,5 метров минимум.

Небольшие помещения

Использовать микрофоны для снятия комнаты в условиях небольших помещений конечно же можно, но только в тех случаях, если у вас есть возможность расположения микрофонов на расстоянии в 1,5-2 м от ударной установки. В то же самое время, если у вас имеется явная нехватка места, то можно попробовать использовать один микрофон для записи трека комнаты. Один микрофон сможет с не меньшим успехом подчеркнуть звучание ударных инструментов.

Попробуйте расположить микрофон строго напротив барабанов. Как вариант, стоит попробовать поставить LDC-микрофон около стены, покрытой звукоизоляцией так, чтобы конец микрофона практически примыкал к изоляционным панелям помещения. Такая расстановка позволит смягчить любые высокочастотные всплески, а также избежать проблем с фазой.

Не стоит думать, что использование одного микрофона для трека комнаты не позволит добиться качественного и мощного звучания барабанов. Поверьте, прямые руки и ясная голова сможет получить великолепный результат в любом помещении с любым количеством микрофонов.

Exit mobile version