Экспорт аудио из DAW: нормализация, дизеринг, хвосты эффектов, дополнительное пространство и экспорт с нескольких выходов.
Закончили сведение, сделали мастеринг или просто хотите отрендерить некоторые дорожки? Прежде чем делать экспорт аудио из DAW в желаемый аудиоформат, нужно понимать что и как устроено в этом вопросе.
Независимо от того, какой DAW вы отдаете предпочтение, рано или поздно понадобится сделать баунсинг/миксдаун/экспорт конкретных дорожек или всей композиции. В принципе, это простой и безболезненный процесс — нажал пару кнопок и получил готовый файл.
Несмотря на это, даже в таком простом деле существуют свои особенности, а современные рабочие станции предлагают дополнительные настройки экспорта аудио, которые могут только запутать начинающего музыканта. Прежде чем двинуться дальше, давайте поймем, что есть баунсинг, миксдаун и экспорт аудио.
Баунсинг (bounce, bouncing) — процесс экспорта нескольких аудиофайлов в один результирующий файл. В принципе, у английского слова «bouncing» нет какого-то конкретного обозначения применительно к звукорежиссуре. Некоторые источники переводят «bouncing» как «сведение», а в книге «Звукозапись для чайников» дается следующее пояснение:
«Сведение (bouncing) позволяет сделать промежуточный микс нескольких записанных аудиодорожек (например, ударной установки) в один или два файла.»
Можно сказать, что баунсинг — это получение некоторого субмикса дорожек, но такое объяснение тоже не совсем правильное.
Что же касается миксдауна (mixdown), то это понятие довольно близко по смыслу к баунсингу. Правда, миксдаун обычно подразумевает завершающий экспорт всех треков, эффектов, установок автоматизации и т.д. в один результирующий файл выбранного формата. Ну а понятие экспорта аудио, пожалуй, не требует дополнительных пояснений.
В тот же самый момент необходимо понимать, что каждое из трех понятий — баунсинг, миксдаун и экспорт аудио — может быть применено как к полностью готовому проекту, так и к конкретной дорожке. Чтобы в дальнейшем не путаться в терминах, я буду использовать простое словосочетание «экспорт аудио».
Экспорт эффектов
Делая экспорт отдельных частей композиции, подвергнутых какой-либо обработке (компрессии, реверберации, дилэю), вы наверняка замечали, что примененные эффекты дорожки оставляют «хвост» звучания. Такие хвосты являются естественным процессом, вызванным работой эффектов, а их длительность напрямую зависит от тех настроек, которые указаны при обработке дорожки.
Во время экспорта аудио из DAW стоит убедиться, что эффекты дорожки экспортируются должным образом, без прерываний или пауз. Представьте себе ситуацию, что вы придумали какой-либо луп или семпл, обработали его и хотите экспортировать в аудиофайл для дальнейшего использования в рамках других проектов. Это автоматически подразумевает, что звучание результирующего файла должно быть полным и идентичным тому, что вы «накрутили» во время рабочего процесса. Точно также это подразумевает и то, что во время импорта собственного лупа/семпла в другой проект все аудиохвосты эффектов должны звучать так, как было задумано изначально.
Первое, на что стоит обратить внимание — чекбокс «Include Audio Tail» (название может меняться в зависимости от используемой DAW). Опция дает программе установку на учитывание результатов работы эффектов, примененных к треку. Несмотря на это нередки случаи прерывания звучания эффектов даже с активированной опцией «Include Audio Tail».
Суть в том, что хвосты эффектов могут звучать какое-то определенное время, но вы извлекаете дорожку в определенном временном интервале, которого не хватает для звучания остатков эффектов. Поэтому во время экспорта стоит указывать большую длительность результирующего файла или проекта.
Послушайте и прикиньте, сколько звучат эффекты по времени. Для максимальной точности поступите следующим образом: прибавьте громкости на мониторах, включите проигрывание трека в окне DAW и слушайте длительность эффектов. Как только эффект погаснет, остановите проигрывание. Положение маркера времени при остановке проигрывания — необходимая продолжительность экспортируемого аудиофайла.
Поверьте, нет ничего хуже, чем пытаться работать с файлом, который обрывается на самом интересном месте. Исправить подобное положение вещей позднее будет невероятно сложно, да и накладывать цепочку эффектов на уже обработанный файл — не самая лучшая идея. Кстати говоря, имеет смысл создавать две версии обработанной дорожки: чистую и с эффектами.
Сохранение пространства
Когда вы отправляете экспортированный файл другому звукорежиссеру, он вряд ли поблагодарит за извлечение файла в строгих границах. Я имею ввиду те случаи, когда экспорт аудио выполняется строго от точки A до точки B: к примеру, от 1 такта и до 4 включительно. Особенно критично это будет в отношении проекта песни.
Делая экспорт аудио из DAW, оставьте один-два такта тишины в начале и в конце файла. Это даст звукорежиссеру небольшое пространство «для маневра» во время работы с файлом, а также пригодится в случае внесения правок в микс.
Если извлекается несколько файлов для дальнейшей отправки куда-либо, сделайте их одинаковой длины, с одинаковыми пустотами в начале и конце дорожки.
Когда использовать нормализацию
Многие современные рабочие станции предлагают нормализовать экспортируемый аудиофайл. Эта полезная возможность в тех случаях, когда нужно поднять общий уровень аудио до какого-то значения, но в некоторых ситуациях использование нормализации пойдет во вред аудиоматериалу.
Представим, что вы собираетесь экспортировать целый микс или группу инструментов для дальнейшего импорта в другую DAW c сохранением уровней. Добавление нормализации может вызвать некоторые проблемы. Вывод уровеней всех файлов в 0 dB означает лишь то, что вам придется заново сводить треки, так как все ранее произведенные над уровнями действия будут потеряны.
Возможность нормализации экспортируемого аудио является полезной вещью. Тем не менее не стоит применять ее к каждому экспорту. Нормализация пригодится в тех случаях, когда аудиоматериал будет сводиться силами другого человека: звукорежиссер самостоятельно выставит уровни громкости и поработает с панорамой.
Дизеринг
Дизеринг позволяет переходить от одной разрядности сигнала к другой. Допустим, вы работаете с дорожками с разрядностью 24 бита, а для записи собственной музыки на компакт-диск или экспорта в MP3 нужно создать 16-битный результирующий файл. Здесь и пригодится дизеринг.
Если углубляться в научные объяснения, то суть дизеринга заключается в подмешивании к сигналу псевдослучайных шумов со специально подобранным спектром, что в итоге снижает разрядность сигнала до необходимых значений.
Самая важная вещь, которую стоит уяснить по поводу дизеринга — применяйте данную вещь [jaw_highlight]ТОЛЬКО ОДИН РАЗ[/jaw_highlight] во время работы над проектом. Самым подходящим моментом будет окончание сведения и мастеринга, когда единственное, что остается — получить итоговый мастер-файл. В то же самое время, некоторые применяют дизеринг перед началом сведения, если изначальный сигнал записывался с разрядностью 24 бита, а сводиться проект будет при 16 битах.
В какой момент применять дизеринг — решать лично вам. Еще раз напоминаю, не делайте его более одного раза, иначе он крайне негативно скажется на общем качестве звучания всего проекта.
Баунсинг отдельных дорожек
Нет ничего более нудного, чем экспорт каждой дорожки в отдельно взятый аудиофайл. К счастью, большинство современных рабочих станций позволяют выполнять такой экспорт в автоматическом режиме: настроили один раз, а DAW уже сама раскидала все дорожки по своим файлам.
Современные рабочие станции обладают расширенным функционалом в вопросе экспорта аудио из DAW. Тем не менее даже здесь можно найти тех, кто выделяется на общем фоне. Reason 6 позволяет не только делать экспорт каждой дорожки в отдельный файл, но и производить подобный экспорт с разных выходов. Это позволяет получать два или более аудиофайла для каждого трека: без эффектов и с эффектами. Наличие чистого и обработанного сигнала открывает новые горизонты во время сведения: можно самому смешать звук двух сигналов в желаемых пропорциях.
В общем, если используемая DAW поддерживает подобную функцию, то пользуйтесь ей как можно чаще.