6 ошибок во время записи ударных

Полдюжины ошибок, которых стоит избегать во время многоканальной записи ударной установки.

Многоканальная запись ударной установки — достаточно сложный процесс. Неудивительно, что многие неопытные музыканты и звукорежиссеры могут допускать ошибки, которые непременно скажутся на результатах записи. Давайте поговорим о 6 моментах, о которых не стоит забывать во время записи ударной установки.

Не забудь настроить барабаны

Само собой разумеющееся, что перед тем, как приступить к звукозаписи, гитару или бас необходимо настроить. С этим никто не станет спорить. Но по какой-то причине многие забывают о том, что данное правило справедливо и для ударной установки. Плохо настроенные или совсем не настроенные барабаны будут точно также резать слух, как и не настроенные гитары.

В большинстве случаев настройку барабанной установки может сделать сам барабанщик, особенно если это опытный и профессиональный музыкант. Правда, бывают ситуации, когда настройка барабанов выпадает на долю звукорежиссера — некоторым барабанщикам лучше просто посидеть в углу, а затем сыграть свою партию (такое тоже бывает).

Для тех, кто никогда не сталкивался с этим процессом, стоит знать, как производить настройку ударных. Начинайте с верхнего пластика каждого барабана. Первым делом необходимо немного расслабить натяжение и подтянуть их вручную. Затем, при помощи барабанного ключа, постепенно увеличивайте натяжение пластика до того момента, пока степень натяжения не будет одинаковой во всех местах.

Помните о том, что «закручивать гайки» нужно не по часовой или против часовой стрелки, а в определенном порядке. Если говорить простым языком, то сначала следует подтянуть какой-то один болт, затем тот, что напротив первого, а после тот, что рядом со вторым и т.д. Для большей наглядности стоит посмотреть на схему выше.

В отличие от бас-бочки и рабочего барабана, тома требуют более специфического подхода по ряду причин. Бывают случаи, когда есть смысл настроить звучание томов в унисон с тональностью записываемой песни. В то же самое время, барабанщик может иметь свой взгляд на то, как должны звучать барабаны. Настройка ударных сказывается не только на их общем звучании, но и на ощущениях во время игры.

Работайте в паре с барабанщиком во время настройки и постарайтесь добиться такого результата, когда звучание и ощущение во время игры будут удовлетворять и вас и барабанщика. И, что самое главное, результаты настройки должны учитывать потребности конкретной композиции.

Избегай «кастрюльного» звука

Другая вещь, требующая пристального внимания, заключается в возможном появлении слишком звонкого звука барабанов после настройки. Лично я называю такой звон «кастрюльным звуком». Причиной появления такого неприятного призвука можно назвать слишком долгие колебания пластика после удара. С одной стороны, можно попробовать немного перенастроить ударную установку, но с другой стороны проще будет «поглотить» различные нежелательные призвуки.

Барабанщик может настроить ударные таким образом, что они будут великолепно звучать во время живых выступлений, когда публика находится на некотором удалении от сцены, музыкального коллектива и самого ударника. В то же самое время микрофоны, установленные для записи барабанов на достаточно близком расстоянии, могут «снимать» звук так, что он будет звучать слишком звонко.

Обычно во время записи используются некоторые демпфирующие элементы, гасящие нежелательный звон. Опять-таки, использование таких элементов — это палка о двух концах. Слишком большое наличие демпфирующих частей может сделать звучание ударных глухим и «мертвым» для слушателя. Каждому отдельно взятому барабану требуется определенное количество такого «гашения» звона.

К примеру, рабочий барабан потребует большего количества демпфирующих элементов на самом пластике, а бас-бочку можно несколько модифицировать в этом моменте за счет снятия заднего пластика и помещения внутрь бочки каких-либо материалов, гасящих нежелательные призвуки. К примеру, часто в роли таких материалов используют старые ткани, ненужные коврики и тому подобные вещи. В общем и целом можно сказать, что использование демпфирующих элементов должно быть оправдано со всех точек зрения: только звукорежиссеру решать, как сильно стоит «глушить» барабаны.

В современных музыкальных магазинах есть большой выбор пластиков, многие из которых уже оснащены необходимыми демпфирующими элементами. Если пластики не оснащены ими, или их результатов недостаточно, то стоит внести некоторые корректировки самостоятельно. Хорошим подспорьем в вопросе «глушения» может стать обыкновенная изолента. С другой стороны, можно обзавестись специальными аксессуарами, которые будут глушить звук.

Для более плотного и глухого звука можно приклеить две или три полоски ленты на пластик или закрепить «глушилку» особым образом. Несмотря на то, что поправить звучание барабанов можно будет позднее за счет использования компрессора, лучше заранее добиться максимально качественного звучания ударных. В общем, ориентируйтесь самостоятельно, но помните, что демпфирующие элементы, как и настройка барабанов, влияют не только на звук установки, но и на ощущения во время игры.

Не игнорируй комнату (окружение)

Достаточно просто добавить атмосферы в сухое звучание ударных за счет использования реверберации. Конечно, это позволит сделать саунд барабанов несколько шире и мощнее, но самых лучших результатов можно будет добиться только в случае записи окружающего пространства (трек комнаты).

Чтобы записать комнату, в которой находится барабанная установка, достаточно установить пару (или две пары) дополнительных микрофонов с краю комнаты напротив ударной установки, которые будут снимать все отзвуки помещения. Позднее дорожку комнаты можно будет «смешать» со звуком ударных в любых пропорциях. Вместе с тем, не стоит забывать, что запись комнаты может привести к появлению дополнительных нежелательных шумов или просачивания звука — будьте внимательны.

Не считай микрофоны

Самый простой вариант записи ударной установки заключается в использовании нескольких ближних микрофонов для барабанов и пары устройств для записи тарелок и всей установки в целом. Около рабочего барабана, а точнее у верхнего пластика, устанавливается микрофон (например, Shure SM-57) на расстоянии около 3-5 см, еще один микрофон ставится у бас-бочки (например, AKG D112) и один микрофон у томов (еще один Shure SM-57). Один микрофон отводится под запись хай-хэта (Neumann KM84) и пара микрофонов используется для записи всей секции оверхедов (какой-либо конденсаторный микрофон с малой или большой диафрагмой) и установки в целом.

В принципе, получить отличное звучание барабанов за счет минимума микрофонов вполне возможно, но если у вас есть возможность использовать большее количество записывающих устройств, то не стоит пренебрегать этим. В то время как один микрофон будет давать хорошо сбалансированный монофонический сигнал, пара микрофонов для записи какого-либо барабана в стерео может дать большую свободу в формировании звучания ударной установки.

Можно использовать два микрофона, расставленных по краям барабана таким образом, чтобы один микрофон писал левый канал, а другой правый. Такой подход может стать хорошим подспорьем для записи конкретных барабанов (рабочий или бочка), но в вопросе записи оверхедов, всей установки или окружения потребуется более специфический подход. Расставьте микрофоны так, чтобы в них попадало как можно меньше саунда бочки или рабочего: вполне возможно, что микрофоны потребуется расположить чуть более близко друг к другу, нежели ровно по краям установки.

Хорошо сбалансированная расстановка микрофонов для записи оверхедов приведет к более натруальному звучанию ударных на записи. В то же самое время, звукорежиссеры часто прибегают к использованию третьего микрофона, установленного по центру (напротив ударной установки). Третий микрофон помогает в тех случаях, когда звучание барабанов получается слишком слабым и «тонким».

Иногда для записи рабочего барабана также используется два, а то и четыре микрофона. При этом вторая пара микрофонов располагается снизу снейра на расстоянии в 7-10 см. Это позволяет получить более комплексный и полный звук рабочего барабана, а также большую степень контроля за его звучанием.

В общем, выбирайте как микрофоны, так и место их расположения с умом. В то время как минимальный набор микрофонов может позволить получить крайне качественное звучание ударных, не стоит отказываться от возможности получить еще большее качество и натуралистичность (особенно в некоторых стилях, требующих того).

Не доверяй саундчеку на 100%

Один из уроков, который усваивает каждый звукорежиссер (далеко не простым путем!) заключается в том, что ударной установке требуется больший запас (хедрум) по уровням, чем это может показаться. Зачастую начинающие или неопытные звукорежиссеры во время саундчека перед записью ударных проверяют уровни так: выставляют уровни для каждого элемента барабанной установки впритык к пиковым значениям.

На первый взгляд, в этом нет ничего зазорного, но проблемы начинаются позднее. Как только барабанщик начинает играть свою партию в песне, используя все богатство доступных ему барабанов, индикаторы моментально загораются красным цветом, сигнализируя о пиковых значениях сигнала. Мораль этой басни проста: во время игры барабанщик всегда «генерирует» более высокие уровни сигнала, что стоит непременно учитывать.

Запаса в 3-6 dB, скорее всего, не хватит для ударной установки. Полагаться на какие-либо специализированные инструменты, которые позволят поправить сигнал после записи, довольно-таки глупо. Довольно быстро придет понимание, что записанные дорожки не поддаются корректировке. Закладывайте запас в районе 12 dB — может показаться, что это слишком большое значение, но поверьте, его более, чем достаточно.

Не дай противофазе все испортить
Инвертирование фазы

Наконец, последнее о чем стоит помнить при записи ударных — это о такой вещи как фаза. Когда один и тот же сигнал записывается более чем одним микрофоном, как в нашем случае с записью ударных, между записываемыми сигналами образуется некоторая разница по времени. Результирующая фаза двух сигналов в таком случае будет негативно сказываться на всем звучании ударной установки.

В принципе, фазу нельзя назвать чем-то плохим: она естественна и есть везде и всегда. Проблемы с фазой могут проявляться в виде слабого, тонкого или бубнящего звука барабанов, который испортит общее впечатление.

Попробуйте послушать каждый микрофон по отдельности, а затем все микрофоны вместе на предмет появления каких-либо неприятных изменений в звуке. Если такие искажения присутствуют, то неплохо бы выявить причину их образования — скорее всего она будет заключаться во время одновременной работы каких-либо микрофонов.

Исправить искажения можно несколькими способами:

  1. Изменить полярность одного или нескольких микрофонов;
  2. Создать задержку между сигналами микрофона на несколько милли- или микросекунд при помощи простого сдвига дорожек в проекте.

Из своего опыта отмечу, что с огромной долей вероятности вам потребуется инвертировать полярность микрофона, установленного у нижнего пластика рабочего барабана, если таковой используется для записи. Проблема кроется в том, что после удара по рабочему барабану верхний пластик движется вниз от микрофона, а нижний пластик движется вниз к микрофону. Получается, что мы имеем два противоположных по фазе сигнала, которые совместно негативно скажутся на общем саунде.

Инвертирование полярности позволит фазам двигаться в одном направлении, не создавая противофазы, а это, в свою очередь, сделает звучание рабочего барабана более полным.

Аудиопример сигналов в противофазе и в фазе:

Exit mobile version