Расширение звучания электрогитары в миксе

Сведение гитары

Популярные студийные техники работы с гитарными партиями, делающие их звучание объемнее.

Казалось бы, что может быть проще, чем сделать сведение гитары с максимально объемным саундом? Несмотря на то, что «кустарных» советов на эту тему более чем достаточно, я решил рассказать и несколько обобщить известные приемы, часто применяемые звукорежиссерами различных студий мира. Все, что вам понадобится — это хороший симулятор гитарного усилителя и немного дополнительных эффектов.

Виртуальных гитарных усилителей и процессоров эффектов на современном рынке превеликое множество. Это и хорошо известные Guitar Rig и AmpliTube, набирающий популярность BIAS, а также Overloud TH2/TH и Waves GTR. Каждый музыкант без лишнего труда сможет найти самый подходящий плагин, который предоставит не только великолепный саунд, но и гибкость в управлении звуком. Оставим разговоры о «неправдоподобности» аудиофилам с моноклем — у нас сегодня совершенно другие задачи.

Даблтрек и плагины

Как я уже отметил, использовать можно любой гитарный плагин. К примеру, у меня на руках имеются несколько плагинов от Universal Audio. Плагин Universal Audio ENGL E765 RT моделирует звучание аналогового 100-ваттного усилителя EL-34 и может создавать поистине тяжелый гитарный саунд. При всем этом, разработка Universal Audio не лишена приятного теплого (лампового) кремового тона.

Также у меня в наличии имеется плагин Universal Audio ENGL E646VS, являющийся цифровой копией усилителя Виктора Смольского. ENGL E646VS выводит дисторшн на запредельный уровень и пригодится в тех случаях, когда нужно получить крайне агрессивный звук, «бьющий в лицо» слушателя.

Садясь за запись гитары, подумайте о том, чтобы сделать даблтрекинг партии. Для тех, кто не в курсе, даблтрек подразумевает наличие двух дорожек гитары, исполняющих одну гитарную партию, но записанных разными дублями. Таким образом, у нас получается два совершенно разных аудиосигнала, а не простая копия уже записанной гитарной партии.

Так как оба плагина Universal Audio работают только с моно-сигналами, «повесим» на каждую дорожку гитары свой плагин, а затем разведем их в разные стороны: одна дорожка гитары будет находиться полностью в левом канале, тогда как другая — полностью в правом.

Это не сделает нашу гитарную партию стереосигналом, но позволит значительно расширить ее звучание за счет разницы записанного материала в каждом из каналов. Хотя, с точки зрения нашего слуха, такое положение вещей и будет восприниматься как стерео.

Смена усилителей

Добиться еще более объемного звучания во время сведения гитары можно за счет использования разных моделей усилителей. Вместо того, чтобы использовать две модели одного производителя, стоит прибегнуть к совершенно разным устройствам. К примеру, иногда я использую плагин Universal Audio Marshall Plexi Super Lead на одном гитарном канале, а ENGL на другом. При этом дорожку с усилителем ENGL я выдвигаю немного вперед, делая ее «лидирующей» в моем даблтреке и миксе, а дорожку с Marshall немного убираю по громкости. Разница в звучании двух усилителей, а также манипуляции с громкостью позволяют добиться еще более широкого саунда гитары.

Можно пойти еще дальше и изменить настройки виртуальных микрофонов, снимающих звучание усилителей. Большинство современных плагинов позволяют свободно изменять не только положение микрофона относительно динамика, но и модель устройства, которым производится «захват» звука. Расположение микрофона точно напротив динамика дает более яркий и сфокусированный звук, в то время как сдвиг микрофона к краю позволяет получить более мутный и глубокий саунд.

Реверберация

Использование реверберации всегда должно быть обдуманным шагом. Нужна она или нет зависит от множества вещей: какие цели должен решить эффект, реверберация какого типа имеется под рукой и т.д. В любом случае, если вы собираетесь использовать реверберацию к тяжелым гитарным партиям, то я советую применять ее без фанатизма. Чем меньше реверберации применяется к гитарам, тем более читаемый и четкий саунд вы получаете, а в общем миксе гитары остаются как бы на первом плане. Опять-таки, в зависимости от желаемого саунда, подбирайте количество эффекта по собственному вкусу.

Автоматизация реверберации

Хорошим приемом может стать автоматизация реверберации таким образом, чтобы она включалась в конце гитарных фраз или на последних нотах композиции. Такой подход позволяет не загрязнять общий микс на протяжении всей песни, но и не оставлять сухое звучание в самых явных инструментальных моментах трека.

Автоматизировать применение эффекта можно средствами любой современной DAW. «Повесьте» реверберацию на AUX-канал и используйте посыл сигнала на специально подготовленную шину. Все, что останется — это вызвать функцию автоматизации и прописать ее так, чтобы она активировалась в определенных местах композиции. Попробуйте воспользоваться этим приемом там, где гитары играют один аккорд, например, в самом конце песни.

На мой взгляд, «хвост» от обработанных реверберацией гитар и тарелок будет звучать намного интереснее в общем миксе, чем просто сухое звучание обеих инструментов.

Подведение итогов

Итак, давайте обобщим все то, о чем рассказывалось выше. В зависимости от музыкального контекста и желаемого гитарного саунда, попробуйте следующие вещи во время сведения гитары:

Самое главное — получайте удовольствие от процесса сведения и не доводите до того, когда сведение превращается в рутину. Всем рок!

Exit mobile version