Audio-to-MIDI в Logic Pro X

Конвертация аудио в MIDI в Logic Pro X и сопутствующие трудности.

Audio-to-MIDI в Logic Pro X

Любая DAW (см. Программы для записи музыки) умеет конвертировать аудио в MIDI. В Logic Pro X за конвертацию отвечает функция Audio-to-MIDI, которая анализирует поступающий аудиосигнал и переводит его в MIDI-события. Впервые я воспользовался Audio-to-MIDI на прошлой неделе — результат оправдал ожидания и сэкономил мое время, но по ходу действия обнаружилось несколько проблем в ее работе.

Зачем мне MIDI?

MIDI-трек, полученный при помощи конвертации аудиодорожки, можно использовать в разных целях. К примеру, можно заменить оригинальный инструмент виртуальным: фортепиано на синтезатор, флейту на гитару. MIDI-дорожка может пригодиться в случаях, когда оригинальный файл звучит скудно или неаккуратно — можно без проблем заменить бубнящий бас без необходимости переписывать трек, подобрав ему виртуальный аналог (см. Твой личный басист: лучшие VST бас-гитары). А еще так можно дополнить оригинальную дорожку дублирующим MIDI-треком, чтобы придать мощи или уверенности звуку.

Audio-to-MIDI в Logic Pro X поможет и в тех случаях, когда нужны ноты сыгранной партии. У вас на руках есть отличный луп или сэмпл, но вам хочется сыграть его на другом инструменте? Нет проблем — делайте MIDI-версию, узнавайте ноты и экспериментируйте со звуком. И все это за несколько минут.

Конвертация аудиосигнала в MIDI-события — простой процесс, но и он не лишен недостатков. Распознавание нот не всегда точное, но поправить небольшие ошибки в MIDI-дорожке намного проще, чем набивать всю партию целиком.

Конвертация аудио в MIDI

Функция Audio-to-MIDI в Logic Pro X неразрывно связана с другой функцией — Flex Pitch. Те, кто давно используют Logic в работе, помнят, что раньше конвертация аудио в MIDI была частью редактора Audio Editor, но в последней версии программы функцию перенесли к Flex Pitch. Для конвертации нужно активировать режим Flex Pitch на аудиотреке.

Активирование функции Flex Pitch в окне редактирования дорожки.

Аудиофайл с записью электронного баса

При помощи двойного клика мышью откроем окно редактирования дорожки, где активируем функцию Flex Pitch из специального меню. Logic проанализирует исходную аудиодорожку и разделит ее на схожие по составу блоки для последующего редактирования нот и высоты звуков. Здесь мы и столкнемся с одной из первых проблем: функция Flex Pitch точно определяет высоту некоторых звуков, но вместе с тем пропускает целые отрезки аудиофайла или генерирует ноты там, где их быть не должно.

Как и Flex Pitch, Audio-to-MIDI работает только с моно-сигналом.

Иногда Flex Pitch не совсем верно определил некоторые длительности звуков. Внимательно послушав исходный файл, можно услышать частое повторение восьмых длительностей в партии. Так как местами восьмые ноты выпадали на одну и ту же ноту, Flex Pitch не смог верно определить длительности — для программы звуки слились в единое целое. Поправить длительность можно с помощью инструмента «Ножницы».

Корректировка неверного определения длительности звуков функцией Flex Pitch.
Если в оригинальной партии есть какие-то нюансы в тайминге или другие сложности с ритмической составляющей, то следует проверить правильность определения таких моментов функцией Flex Pitch прежде, чем приступать к конвертации в MIDI.

Как только партия в MIDI зазвучит должным образом, воспользуйтесь командой «Create MIDI Track from Flex Pitch Data», находящейся в меню «Edit».

Команда «Create MIDI Track from Flex Pitch Data».

Logic Pro X сгенерирует MIDI-ноты для каждого блока, созданного Flex Pitch, а затем создаст новый MIDI-регион в новой инструментальной дорожке (Instrument Track). Дорожка окажется прямо под исходным аудиофайлом.

Сконвертированный MIDI-трек.

Правка MIDI-трека

Мы получили MIDI-версию аудиофайла, но время открывать шампанское еще не пришло — в MIDI-треке хватает ошибок, неточностей и недочетов. Причина проблем в самом алгоритме функции Audio-to-MIDI в Logic Pro X — конвертер пытается определить не только высоту и длительность звука, но и возможную силу его извлечения. Такое гадание с параметром velocity приводит к возникновению неточностей.

Исправить расхождения можно внимательным сопоставлением исходного аудио и MIDI-трека. От ручного квантования никуда не уйти, но только так можно добиться полного сходства реальной и виртуальной дорожки.

Опции квантования полученного MIDI-региона.

Главной проблемой в моем случае стали не длительности звука, а появление в дорожке лишних нот. Судя по всему, Flex Pitch приняла отзвуки от струн и грифа за низкие ноты и наставила их по всему региону. Послушав внимательно трек в десятый раз, я очистил его от ненужных звуков, а по пути нашел еще несколько неточностей в определении нот.

Пока я чистил партию от незваных гостей, обнаружился еще один косяк функции Audio-to-MIDI в Logic: если в партии инструмента есть слайды или другие необычные приемы игры, программа пытается определить их (и вроде как даже что-то определяет), но не включает их в результирующий MIDI-файл. Пришлось еще раз пройтись по всему файлу и расставить пропущенные слайды и бэнды. Странно, что встроенный в Cubase конвертер определяет такие нюансы и расставляет в MIDI-треке питчбенды и модуляции, а Logic Pro X — нет.

Фрагмент только что преобразованного и очищенного MIDI-трека.

Самым большим расстройством стало то, что Audio-to-MIDI через раз генерирует все MIDI-события с одним значением velocity. Да, алгоритм пытается определить силу извлечения звука, но часто забивает на это и проставляет всем стандартное значение. И это при том, что в Logic Pro 9 алгоритм учитывал силу и проставлял разные значения параметра.

После всех манипуляций и правок я сконвертировал аудиодорожку в MIDI. Из получившегося трека можно создать несколько иную версию партии или же продублировать исходный файл при помощи звучания другого инструмента.

Оригинальный аудиофайл вместе с продублированной MIDI-партией на другом инструменте

Конвертация аудио в ноты

Напоследок поговорим о случаях, когда нужно получить ноты сыгранной партии. Сконвертированный MIDI-трек можно посмотреть в виде нот в окне Score Window. Помимо того, что Score Window показывает ноты MIDI-события, он позволяет вносить коррективы в партию. Единственный минус в том, что все изменения, внесенные в Score Window, не влияют на исходный MIDI-файл, то есть пользователь редактирует только партитуру, а не исходную информацию.

Score Window отображает все ноты полученного MIDI-трека с партией баса.

Audio-to-MIDI в Logic Pro X не та функция, которая необходима каждый день, но в некоторых ситуациях она может оказать непосильную помощь музыканту.

Exit mobile version