Столкновение частот мешает жить практически каждому миксу: за своё место на спектре конкурируют бочка и бас, гитары и синтезаторы, клавишные и вокал. Бездумная подрезка обычно не решает проблему: ослабляя один инструмент, мы усиливаем другой, что приводит к новым столкновениям и проблемам. Микс заплывает мутностью, гудит и режет слух, инструменты тонут в общем повествовании. Всего этого можно избежать, если пользоваться эквалайзером более умно. Из этого текста вы узнаете, как настолько простая техника как «карманная» эквализация быстро и эффективно устраняет большинство проблем с мутностью и гулом.


Гул и мутность микса — распространённые проблемы, с которыми музыканты борются, кажется, с начала времён. Мы уже рассказывали, как выглядят эти проблемы, как и где их искать. Бороться с ними не так просто: убирая частоты у одних инструментов, мы невольно выводим другие на передний план. Проблема уходит в одной дорожке, но появляется в другой. Как итог, некоторые инструменты звучат будто бы в отрыве от микса: все играют вместе, а синтезатор звучит так, будто его прибили гвоздями поверх всего этого.

На всякий случай напомним ещё раз:

  • Гул живёт в области 200 Гц — обычно его источником становятся бочка и бас, которые конкурируют за нижние частоты микса. В своей непримиримой борьбе они вызывают неприятное гудение, закрывающее собой остальной микс.
  • Мутность обитает в районе 300 Гц — источником проблемы могут служить любые инструменты, встречающиеся в этой области частот. Конкуренция за диапазон между разными инструментами приводит к помутнению микса — музыка звучит недостаточно чисто, ей не хватает воздуха и пространства.

Сегодня рассмотрим один из простых способов решения этих проблем — методика «карманной» эквализации. Суть метода в том, чтобы создать слоты частот — некие карманы на спектре разных инструментов, в рамках которых они звучат. У каждого участника микса появляется свой карман, при этом инструменты не лезут в чужие карманы без особой на то необходимости.

Для примера карманной эквализации, возьмём самые проблемные инструменты — бочку и бас. Перед тем, как резать что-либо эквалайзером, решите для себя, какой из двух инструментов получит больше энергии в суб-басовом диапазоне (для других инструментов диапазоны будут свои).

Чтобы определить карманы для бочки и баса, посмотрим на спектр: