Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться

Устраняем мутный звук баса, ударных и всего микса.

гул и мутность в миксе, гул и мутность в звуке

Звукорежиссёр, продюсер и основатель образовательного проекта Audio Issues Бьёргвин Бенедиктссон специально для своего блога написал небольшую, но полезную заметку о гуле и мутности музыки — одной из самых популярных проблем миксов, созданных в домашних студиях. По мнению Бенедиктссона, гул и мутность не портят микс напрямую, а лишь создают ощущение, что он недостаточно чист и ясен. Несмотря на это, выявить недостатки довольно легко, если знать, в каких диапазонах и у каких инструментов нужно искать проблему.


Если и существует проблема, с которой сталкиваются все домашние музыканты и продюсеры, то имя ей — нижний низ. Проблема описывается двумя словами:

  1. Гул (англ. Boominess);
  2. Мутность (англ. Muddiness).

На самом деле оба слова описывают одну и ту же беду — недостаточную обработку частот в районе нижней середины, которая портит звучание всего микса. Гулкость и мутность живут немного в разных частотах, но диапазон все равно остаётся неизменным.

Гул в миксе

Выше мы говорим о том, что гул и муть вызваны недостаточно качественной работой с нижней серединой. Тем не менее гул можно отнести к проблемам нижнего низа. Обычно гул возникает в районе 100-150 Гц, от него не застрахован ни один басовый инструмент.

Где обычно появляется гул на спектре

Для примера возьмём партию бас-гитары. Если усилить её на 10 дБ в районе 125 Гц, то бас моментально превратится в гудящую массу. Перекачка баса вызывает тот самый жуткий гул, который моментально накрывает весь микс. Когда баса превращается из сочного и плотного сигнала в убийственно низкий крик «БУУУУУУУУУУ» — это и есть гул. Его влияние на микс велико даже без такой мощной перекачки частот, как в примере: представьте, что кто-то монотонно бубнит всю песню — учителя в школе в такой момент обычно спрашивают: «Кто там басит на задней парте?».

Как бороться с гулом? Ответ прост — эквализация. По очереди солируйте басовые инструменты и послушайте, чей низ в области 100-150 Гц служит источником грязи. Причиной проблем может быть бас-бочка, сам бас или басовый синтезатор, фортепиано или рояль. Активируйте эквалайзер и сделайте узкий буст на 5-10 дБ, после чего медленно проведите эквалайзер по диапазону — проблемные частоты должны неприятно загудеть и загрохотать. Как только источник гула будет найден, уберите усиление и слегка подрежьте сигнал.

Полностью вырезать проблемные частоты в инструменте не нужно — так сигнал может лишиться панча.

Другой способ устранения гула в миксе — использование высокочастотного фильтра с аккуратным забором (около 6 дБ/октава), чья точка среза установлена чуть выше верхнего края проблемного диапазона. К примеру, если верхняя граница диапазона находится на отметке 150 Гц, поставьте точку среза на отметке 160-175 Гц. Так вы снизите проявление гула, но не убьете сам сигнал инструмента в нижнем низу — важные частоты останутся на месте. Если фильтрация сильно изменит сигнал, компенсировать потери можно узким бустом частот перед проблемной зоной — используйте для этого высокие значения точки Q, а её саму переведите в полочный (shelf) режим.

Мутность в миксе

Схожая с гулом проблема — мутность микса. Обычно она возникает в диапазоне 200-300 Гц — именно в этом месте микс обычно теряет чистоту и ясность из-за низких частот. При этом потеря ясности не означает, что весь микс становится мутным — песня просто звучит недостаточно чисто.

Где обычно появляется мутность на спектре

Проблема мутности связана не только с басовыми инструментами — муть в нижней середине появляется из-за любого инструмента, даже вокала. Когда в голосе или инструменте преобладают частоты нижней середины, вокал сложно утопить в миксе. В итоге звучание становится таким, как будто сигнал насильно приделали поверх музыки вместо того, чтобы аккуратно разместить в свободной области внутри проекта.

Несколько недель назад я получил фидбэк от Джонатана Роя, звукорежиссёра из Нэшвилла. Сообщение Джонатана касалось одного из проектов, над которым мы работали вместе:

Когда я вернулся к проекту, то обратил внимание на буст в районе 300 Гц на шине вокала. Убрав усиление и слегка подрезав сигнал баса в области 200 Гц, я получил желаемое — вокал моментально лёг в микс.

Мутность микса исправляется аналогично гулу — с помощью эквалайзера. Отличий в методике работы нет, меняется только диапазон частот, который мы обрабатываем.

Мутный гул

Работа на хорошей аппаратуре не должна вводить в заблуждение: не забывайте, что обычные люди будут слушать трек через самые простые наушники. То, что на вашей паре мониторов Yamaha HS5 не слышно мутного гула и гулкой мути не означает, что проблемы нет.

Не париться о гуле и мутности — ошибка тех, кто работает на качественном аппарате.

В своей студии я использую две пары мониторов. Основная работа всегда идёт на Yamaha HS5, но вместе с ними я всегда наготове держу пару KRK Rokit 8 — на мой взгляд, басовый отклик «рокитов» намного лучше и точнее. Во время сведения я постоянно переключаюсь на с одной на другую пару мониторов, чтобы проверить гул и муть в миксе. Если слышу что-то сомнительное в нижней середине или низу — беру эквалайзер и ищу проблему.

Вы скажете, что две пары мониторов доступны не всем и будете совершенно правы. Если у вас нет второго комплекта студийной акустики, не нужно отчаиваться — найти гул и муть можно с помощью прослушивания микса на как можно большем количестве источников звука. Bluetooth-наушники и колонки, музыкальные центры, динамики смартфона и ноутбука — все эти устройства помогут определить проблему. Минус в сравнении со второй парой только в удобстве — нужно делать экспорт проекта и использовать десятки устройств. Да, побегать придётся, но чего не сделаешь ради чистого и ясного микса?

Очищайте миксы

Подведём простые итоги:

Exit mobile version