Маскировка частот: что это такое и как её победить

Размаскировываем миксы.

Маскировка частот что это и как с ней бороться

Как бы долго и аккуратно вы не записывали аудио и не сводили свой микс, вы не застрахованы от того, что в песне со всей силой проявится маскировка частот. Но как понять, почему эта проблема постигла вашу песню и где искать источник проблем? Из этого материала вы узнаете, что такое маскировка частот, как и когда она проявляется, а также какие решения помогают устранить этот неприятный эффект.


Вы идеально сбалансировали микс и расставили все инструменты по панораме. Вроде бы всё отлично, но при воспроизведении становится слышно, как некоторые инструменты перекрывают друг друга. Можно сколько угодно пересводить микс, крутить панораму и громкость, но толком ничего не изменится — трек столкнулся с маскировкой частот. Частая проблема.

Маскировка частот — распространённый психоакустический феномен, проявляющийся в моменты, когда два схожих по тембру сигнала звучат одновременно. В местах пересечения частот двух инструментов побеждает сильнейший: более громкий и интенсивный сигнал закрывает собой более тихий. Человеческий слух не может сфокусироваться сразу на двух сигналах, поэтому слабый звук становится менее заметным в миксе.

Маскировка частот проявляется в миксах любого стиля. Её наличие делает звучание песни неадекватным: низкие частоты мутнеют, средние проваливаются, а высокие попросту сходят с ума и режут слух. Чаще всего эффект возникает при работе с ритм-секцией — бочка и бас больше всего подвержены проблеме маскировки из-за близости и схожести частотных диапазонов, в которых живут сигналы.

Тем не менее от маскировки могут страдать любые инструменты — достаточно того, чтобы их частотные диапазоны полностью или частично пересекались. Бороться с маскировкой можно только комплексно, при этом основным лекарством в этом деле выступает эквалайзер.

Как проявляется маскировка частот

Классический пример — отношения бочки (кика) и баса в миксе. По отдельности оба элемента звучат мощно, объёмно и громко, но стоит им заиграть вместе, как бочка моментально теряется на фоне баса. Вместо плотных и сочных ударов — стыдливые шлепки.

Вернуть бочке мощь можно ослаблением громкости баса, но вот незадача — в миксе испаряется низ, песня теряет крепкий фундамент. Тысячи звукорежиссёров тратят десятки часов на то, чтобы победить проблему столкновения частот, но не добиваются успеха по одной простой причине — они не понимают, как работает маскировка частот.

Одна из причин маскировки бочки басом — частоты, в которых живут оба сигнала. Бочка и бас всегда заполняют нижний низ микса и должны дополнять друг друга, но маскировка не позволяет им жить в гармонии. Слишком активный бас смазывает бочку, оставляя только её характерную атаку в верхней середине (тот самый щелчок), слишком слабый — вымывает эффект мощного бьющего в грудь низа.

Подружить бочку и бас помогает эквализация. Процесс простой: нужно определить сталкивающиеся и пересекающиеся частоты, а затем слегка усилить их в сигнале бочки и ослабить у баса.

На изображении выше видны настройки эквалайзера для дорожек бочки и баса. Басовый барабан усиливается в районе 85 Гц, бас — ослабляется. На отметке 200 Гц происходит обратная ситуация: бочка ослабляется, бас — усиливается. Обратите внимание, что все изменения аккуратные и лёгкие, всего на пару децибел. Зачастую большего для победы над маскировкой не нужно.

Тем не менее бывает и так, что эквализация не помогает — маскировка остаётся в миксе. Басовые партии обычно характеризуются более тянучим и богатым на сустейн звучанием, в то время как партии бочки — отрывистым, быстрым и перкуссионным звуком.

Из-за того, что бас монолитен, слух цепляется за него как за основу и отодвигает бочку на задний план. Получается, что причина маскировки кроется не только в частотных столкновениях, но и в особенностях человеческого слуха.

Если маскировка в миксе возникает не из-за схожести спектра, а из-за особенностей слуха, то эквалайзер скорее всего не поможет — лучше довериться компрессору в режиме сайдчейна, который борется с маскировкой более гибко. Обычная компрессия давит инструменты постоянно, сайдчейн компрессия работает только в те моменты, когда компрессору созданы условия для работы.

К примеру, если вокал и гитары мешают друг другу в миксе, но звучат вместе только в определённые моменты, обычный компрессор подавит гитару как в её инструментальных отрезках, так и в совместных с вокалом частях. Сайдчейн компрессия будет умнее: вокал будет звучать громко и читаемо на фоне гитар в куплетах и припевах, а гитары не пострадают в инструментальных отрезках.

Динамическая компрессия сигнала для избавления от маскировки частот

Можно пойти дальше и использовать многополосный компрессор и динамический эквалайзер: так сайдчейн компрессия сработает только на определённой области в спектре звучания гитар, где столкновения с вокалом особо сильны. Обычно самая активная борьба между голосом и гитарами происходит в диапазоне от 1 до 4 кГц — динамическая обработка этого региона устранит маскировку и, вместе с тем, сохранит звучание инструментов в других диапазонах.

Как бороться с маскировкой частот

Маскировку можно предупредить, если правильно расставить приоритеты и сбалансировать сигналы между собой. Чаще всего проблема со сталкивающимися звуками кроется в неправильном балансе микса по громкости. Подумайте, какие сигналы должны сильнее выделяться в песне и быть на первом плане, а какие — звучать более незаметно и жить на задворке микса.

Хороший способ расстановки приоритетов — выделить базовые элементы трека, которые станут его основой. К примеру, в роке за основу можно взять бочку, бас, хай-хэт и основной вокал.

Первым делом сбалансируйте эти инструменты между собой, а затем насадите на этот стержень остальные элементы микса. Суть в том, чтобы нарастить мясо поверх костей — сбалансировать микс исходя из того, как все инструменты сидят вокруг основы и соотносятся с базовыми элементами.

Также избежать маскировки частот помогает грамотное панорамирование. Если какие-то инструменты мешают друг другу, — например, гитары и фортепиано — то в первую очередь разведите их в разные стороны стереополя. Можно проявить немного креатива и обработать гитару стереодилэем — фортепиано будет маскировать только повторяющиеся ноты, при этом гитара зазвучит живее и приобретёт более богатый сустейн.

Работа с основным элементом микса

Чем больше инструментов участвует в миксе, тем больше риск образования маскировки. Лучшей защитой от неё становится грамотный подход к аранжировке и правильная запись сигналов.

Тем не менее ситуации бывают разные — маскировка может возникнуть там, где её никто никогда не ждал. Вместе с ней микс становится зажатым и перегруженным даже в тех случаях, когда аранжировка минималистична.

Чтобы минимизировать проявления маскировки, сводить микс нужно от одного инструмента, выступающего основой песни. В качестве базы подойдут ударные или вокал — весь остальной микс нужно «нанизывать» на эту основу. Такой подход ставит перед звукорежиссёром задачу свести ударные или вокал так, чтобы они не стали источником проблем в дальнейшем.

Благодаря встроенной функции определения маскировки частот хорошим помощником в поиске проблем трека служит эквалайзер iZotope Neutron. Поместите эквалайзер на все дорожки инструментов, а затем откройте один из инстансов плагина и найдите в верхней части интерфейса специальное меню Masking, показывающее все экземпляры эквалайзера в проекте.

Выбрав одну из дорожек и включив воспроизведение, эквалайзер покажет спектры двух сигналов и найдёт все места, где возникает маскировка частот. Проблемные места плагин выделяет красными столбцами над спектром и оранжевыми наслоениями на самом спектре.

Маскировка частот возникает в диапазоне 300-600 Гц

Эквалайзер не скажет, кто именно стал источником маскировки — плагин всего лишь подсказывает, где образуется неприятный эффект. После определения проблемы всё остальное зависит от ушей музыканта — только вам решать, кому и что подрезать или усилить. Можно ослабить одну дорожку и выдвинуть вперёд другую или же эквализировать обе сразу.

Зеркальная эквализация

Эквалайзер iZotope Neutron не только показывает области возникновения маскировки, но и оснащается удобной функцией Inverse Link. Выше мы говорили, что для размаскировки сигналов нужны зеркальные бусты и вырезы частот проблемных инструментов.

При работе с другими эквалайзерами нужно настроить плагин на одной дорожке (задать частоту, ширину кривой и уровень изменения сигнала), а затем отзеркалить параметры на втором канале. Вместе с Inverse Link внести изменения нужно только на каком-то одном треке.

Когда на обеих дорожках работают эквалайзеры Neutron, активация Inverse Link связывает плагины между собой и зеркально отражает настройки. Когда вы усиливаете полосу 300 Гц на один децибел на первой дорожке, плагин автоматически ослабляет эту же полосу во второй дорожке. Не нужно запоминать настройки, что-то копировать и подстраивать — всё делается автоматически.

КОММУНИКАЦИЯ МЕЖДУ ПЛАГИНАМИ

В iZotope Neutron 3 разработчики добавили интересный и полезный модуль Relay, объединяющий плагины iZotope с другими инструментами компании. Благодаря ему разные плагины могут обмениваться между собой информацией о сигнале, с которым они взаимодействуют.

Допустим, вы накрутили сочную цепочку эффектов для гитар, но при появлении в миксе клавишных цепочка страдает от эффекта маскировки. Если поместить на дорожку клавишных Neutron, а на цепочку эффектов гитары модуль Relay, вы сможете «рассказать» Neutron о частотной составляющей дорожки гитар, а заодно воспользоваться функцией Masking, чтобы найти проблемные места.

Если бы все плагины умели общаться между собой в таком ключе, сведение было бы значительно проще.

Помимо того, что функция зеркальной обработки ускоряет работу, она спасает от проявления маскировки в дальнейшем (при обработке других инструментов). К примеру, вы решили усилить синтезатор в области 4 кГц при идеально звучащих барабанах. В самом бусте нет ничего плохого, хотя усиление диапазона может привести к маскировке и столкновению частот ударных и синтезатора в этой области. Сделав буст на нужной частоте при работающей функции Inverse Link, эквалайзер автоматически ослабит тот же диапазон на то же количество децибел в дорожке ударных. Удобно? Более чем.

Пример работы Inverse Link и зеркальной эквализации

Единственный минус в том, что такая функция работает только с эквалайзером Neutron или Ozone — другие плагины, к сожалению, не подчиняются продукту iZotope.

Динамическая эквализация

Большинство маскировок легко исправляются одним статичным вырезом. Однако бывают случаи, когда столкновения происходят только в определённых местах микса: например, синтезатор маскирует фортепиано в припеве, но не в куплете, а лид-синтезаторы скрывают атмосферные пэды в моменты, когда голос спускается в нижний регистр.

Появляется логичный вопрос: если маскировка проявляется только в некоторых местах композиции, зачем рубить частотный контент эквалайзером всё время?

Компромиссы здесь ни к чему. Не надо жертвовать отличным звучанием инструмента только ради того, чтобы победить маскировку.

В таких непростых ситуациях лучше использовать динамический эквалайзер. Допустим, бас и бочка никак не могут подружиться в вашем миксе, и вы решаете подрезать бас, чтобы избавиться от маскировки. Вместе с тем в треке хватает мест, где бас звучит без бочки — в эти моменты работающий эквалайзер вредит целостности баса.

Чтобы не портить картину, можно перевести точку среза в динамический режим и с помощью сайдчейна направить в эквалайзер сигнал бочки. Обрезка будет происходить только в те моменты, когда играет бочка — всё остальное время бас останется нетронутым. Его звучание само по себе отличное, так зачем его портить?

Точка эквализации в динамическом режиме работы

При всём удобстве не увлекайтесь динамической эквализацией. Слишком большое количество динамических полос обработки в режиме сайдчейна с лёгкостью разрушит любой микс — динамической обработкой нужно пользоваться с умом.

Работа с уровнем сигнала

Получая визуальные подсказки от эквалайзера iZotope Neutron легко забыть, что маскировка частот напрямую связана с уровнем громкости сигнала. Большинство столкновений можно решить подрезкой частот, но зачастую проблема маскировки более сложна, чем кажется на первый взгляд.

Миксы начинающих музыкантов часто страдают от слишком громкого кика. Пытаясь размаскировать бочку люди задирают её уровень громкости так высоко, что она закрывает собой весь микс. Такая беда встречается в миксах любой направленности: начинающие звукорежиссёры выкручивают бочку в танцевальной музыке, роке, метале, электронике и ещё сотнях стилей.

Каждый музыкант прошёл через этап «задранной бочки». Не переживайте, если ваши миксы страдают от излишне громкого кика — понимание того, как громко должен звучать этот инструмент приходит с опытом.

Чтобы получить сбалансированный микс, ослабьте громкость бочки так сильно, чтобы она упала в эдакий карман. В зарубежной литературе о сведении музыки авторы часто используют выражение «In The Pocket», означающее такой уровень громкости, при котором бочка не выпирает вперёд, не мешает остальным инструментам, но при этом остаётся хорошо различимой. В этом кармане ей самое место, хотя найти его сходу довольно сложно — понять, где находится этот карман можно только с опытом.

До обработки эквалайзером «прикарманенная» бочка обычно звучит мутно на фоне баса и остальных инструментов, звучащих в среднем частотном диапазоне. Карман безопасности не гарантирует полное отсутствие сталкивающихся частот — бочка, бас и другие инструменты всё так же подвержены неприятному эффекту маскировки.

Так или иначе, помещение в карман — лучшее время для использования эквалайзера и анализатора маскировки. С правильной громкостью проблем сталкивающихся частот станет значительно меньше, а значит почистить и сбалансировать микс будет проще.

Панорамирование

Последним источником столкновений становится некорректное панорамирование — даже после всех манипуляций с громкостью и эквализацией инструменты могут перекрывать друг друга. Чтобы исключить неправильное панорамирование в качестве источника маскировки, пройдитесь по всем инструментам с широким и объёмным звучанием — пэдам, клавишным, фортепиано и роялям.

Широко звучащие инструменты практически всегда идеально звучат в отрыве от микса. Свою доминирующую натуру проявляют только вместе с остальными участниками аранжировки — клавишные моментально занимают свободное пространство микса и смазывают звучание остальных инструментов. В таких ситуациях лучше перевести дорожки объёмных инструментов в моно, а затем сместить их влево или вправо — так будет проще подружить их с другими жителями песни через эквализацию.

Визуальный микшер в Neutron наглядно показывает расположение всех инструментов на панораме

Помните о силе панорамирования, если работаете с очень насыщенным треком. Когда все инструменты собираются слишком близко к центру, то песня быстро становится перегруженной и неприятной на слух. Поместите в центр только самые важные инструменты (так вы создадите основу микса), а остальных участников аранжировки разведите в разные стороны вокруг центральных инструментов.

Не забудьте про шины эффектов: если гитары спанорамированы влево, отправьте эффекты правее (например, реверберацию), чтобы они заполнили немного пространства на противоположной стороне. Так вы получите более чистый, лёгкий и прозрачный микс.

Заключение

Маскировка частот появляется в любых миксах, вне зависимости от стиля. Никто не застрахован от её появления, но нам по силам предупредить и устранить этот неприятный эффект. Даже если ваш проект набит инструментами под завязку, помните, что точечные аккуратные правки избавят от проблемы сталкивающихся частот.

Не стесняйтесь использовать функцию определения маскировки, присутствующую в плагинах iZotope — для начинающих музыкантов такая возможность крайне полезна. Со временем вы научитесь более точно определять места возникновения частотных проблем и быстро устранять их, но до тех пор любые подсказки хороши.

Exit mobile version