Творческий застой однажды настигает каждого. Он наступает незаметно, а избавиться от него невероятно трудно. Рассказываем, что делать, чтобы его побороть и как лучше относиться к музыке, когда вокруг слишком много всего.
Итак, вы сидите в домашней студии. В руках чашка кофе, на коленях гитара. И тут приходит осознание: вот он — творческий застой. В такие моменты кажется, что лучше взять перерыв на пару дней и вернуться к музыке со свежей головой, верно? Нет, не верно.
Спросите любого профессионального музыканта, поэта или писателя о творческом застое и поиске вдохновения, и они расскажут вам, что ожидание музы — бесполезно и смертельно. Суть в том, что профессионалы редко работают над чем-то одним: в течение дня количество треков в работе может достигать четырёх-шести штук.
Практика работы над несколькими треками в течение одного дня очень распространена в среде авторов в США. Причина проста до безобразия: если ты не работаешь, ты не ешь, ведь оплата ведётся только за реально написанный материал. Не важно, сколько придумано музыки, главное, чтобы она была вообще написана. В противном случае на оплату можно не рассчитывать.
Мы уже рассказывали о методике американского продюсера и звукорежиссера Джорджа Уильяма Чайлдса. Его подход к работе чем-то напоминает метод pomodoro: Чайлдс эффективно использует время, уделяя нескольким песням по 30 минут в день. Из-за этого Джорджу не грозит творческий застой — его голова постоянно генерирует идеи то для одной песни, то для другой.
Тем не менее бешеная продуктивность не гарантирует полной безопасности от проблем с написанием музыки. Творческий застой настигает даже самых плодовитых и работоспособных, и делает это незаметно: ещё вчера всё было в полном порядке, а уже сегодня голова не способна сгенерировать ничего дельного.
Однако сам по себе подобный «зажим» — не приговор, так как при должном настрое и желании его можно пересидеть. О том, что делать при творческом застое и как сдвинуть дело с мёртвой точки — читайте ниже.
Прежде, чем мы перейдём к главному, отмечу, что несколько недель назад я и сам столкнулся с застоем. Желание делать что-либо отпало, идеи в голове испарились, интерес иссяк. При мыслях о музыке мозг генерировал всевозможные отговорки и уловки, чтобы не прикасаться к творчеству. Так бы я и унывал, если бы не письмо от авторов блога Flypaper, в котором они рассказали, как написать песню за один день.
В тексте постоянно упоминался творческий застой. И хотя о написании песни за день в нём не было ни слова, рассказ автора вернул меня в нормальный ритм музыкальной жизни. Всё, что написано ниже — это пересказ того письма своими словами, дополненный собственными умозаключениями.
Для музыки нет точного времени
Музыкальный тайм-менеджмент, о котором говорят в Университете Беркли, конечно, полезен, но вряд ли применим в реальных условиях. 9 из 10 знакомых мне музыкантов работают где-то ещё в течение дня — им остаётся только мечтать о том, чтобы каждый день заниматься музыкой в 16:00.
Рабочий день заканчивается в 18:00, но ближайший час уйдёт на дорогу домой. Трудовые будни — не прогулка по парку, поэтому всё, что хочется сразу после работы — это упасть замертво на диван и больше никогда с него не вставать. Дома ждут личные заботы и проблемы, требующие решения. И когда тут заниматься музыкой?
Ответ на вопрос очевиден — в любое время. Даже полчаса занятий лучше, чем ничего. Эти полчаса приближают нас к конечной цели (написанию очередной песни) и отдаляют от мерзкого творческого застоя.
Долой отговорки
Когда мы застреваем на месте, у нас появляется тысячи причин отложить музыку до следующего раза. Не пошло сегодня, пойдёт завтра. Не получилось завтра, получится через неделю. Или через месяц. Или через год.
Не пишется текст? Придумайте какие-нибудь аккорды. Не пошла запись гитары? Возьмитесь за клавиши. Не получился бас? Как насчёт партии ударных?
Всегда существует альтернативный путь.
Откладывать дела на следующий день нужно правильно. Не нужно полностью отказываться от музыки, говоря себе, что всё получится завтра. Конечно, что-то могло не получиться прямо сейчас, но это не значит, что нужно тут же всё бросить и пойти спать. Всё, что нужно в такой момент, — заняться чем-то другим.
В песне всегда хватает дел. Помимо текста песне нужна музыка, которой нужна аранжировка, которой требуется качественная запись, которой не помешает достойное сведение. Список дел можно продолжать бесконечно, было бы желание.
Нет собственных идей? Подумайте о том, что бы было с песней, если бы её писал какой-нибудь знаменитый музыкант. Попытка мимикрировать под другого исполнителя прекрасно подстёгивает творческий порыв. Главное — не останавливаться, ведь аппетит приходит во время еды.
Взращиваем вдохновение
То, что аппетит приходит во время еды, знают все. Вдохновение работает аналогично, его не нужно искать.
Песни похожи на растения: идеи — это семена, вырастающие только в том случае, если для них созданы благоприятные условия. Возможно, это звучит бредово, но суть ясна: чтобы идеи росли и развивались в голове, им нужно создавать подходящие условия.
Ждать вдохновения можно вечно. Без должного ухода и подходящей почвы семена не станут растением. Садитесь за проект, берите инструмент, составляйте список идей, которые пригодятся той или иной композиции — дело пойдёт само собой.
Самоограничение по времени
Как я уже сказал, для занятий музыкой нет подходящего времени, так как любое время подходит для творчества. Ещё я сказал, что аппетит приходит во время еды, а идеи — это растения, требующие подходящих условий для роста. Тогда о каких ограничениях может идти речь, если всё вокруг и так настроено против музицирования?
Самостоятельно возведённые преграды дополнительно мотивируют делать больше и лучше.
Поставив себе жёсткие временные рамки, начинаешь сильнее ценить время. В условиях ограниченного времени голова работает быстрее, действия становятся эффективнее и, вместе с тем, обдуманнее.
Одну песню можно писать бесконечно: всегда найдётся, что улучшить, исправить или переделать. Однако так ли это необходимо? Не лучше ли всё время двигаться вперёд, вовремя отпуская песни и переходя к следующим?
Постепенно временные ограничения сделают вас эффективнее. Итак, у вас есть всего 45 минут на музыку. Как вы хотите провести это время? Правильно: с максимальной отдачей и пользой для дела. Нет времени унывать, биться над текстом, который не идёт. Не пошло одно, займёмся другим, но не будем тратить время впустую.
Восприятие музыки как работы
Если музыка для вас не просто хобби, а способ заработка, то и относиться к ней нужно соответствующим образом. Не нужно заниматься творчеством с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед, но и смотреть на него легкомысленно тоже не стоит. Избавьтесь от отговорок и относитесь к делу ответственно.
Представьте архитектора Николая, работающего в крупном архитектурном бюро. Николай один из лучших в своём деле, ему доверяют самые сложные и ответственные проекты. Руководство бюро заключило контракт на разработку нового элитного жилого квартала и доверило этот проект ему.
Коля что-то делал, корпел над чертежами и документацией, но в день сдачи заказа не показал вообще ничего. В ответ на недоумение Николай заявил, что не сделал проект, потому что у него не было вдохновения, хлопнул дверью и был таков. Контракт сорвался, денег нет, все грустят. Бред? Ещё какой!
Эта выдуманная история иллюстрирует необходимость выработать в себе другое, более ответственное отношение к музыке. Не надо переживать — оно не убьёт творческую свободу и не загонит в какие-то рамки. Напротив, серьёзное отношение отучит тратить время на ожидание вдохновения, самобичевание и фрустрацию.
Соавторство
Музицирование с друзьями или другими музыкантами обладает множеством плюсов. Вместе проще, вместе — веселее, одна голова — хорошо, а две — лучше. Если что-то не получается у вас, это получается у товарища. Взаимопомощь, работа в команде, все дела.
К тому же, это поднимает степень ответственности, ведь вы тратите не только своё, но и чужое время. Друг или коллега ехал на студию два часа не для того, чтобы смотреть на то, как вы вздыхаете из-за отсутствия вдохновения и рассказываете обо всём на свете. Понимание этого может подстегнуть вас работать, забыв о жалобах и рассказах о муках творчества.
Не бойтесь сочинять дерьмо
Не бойтесь писать дерьмо, ведь дерьмо — лучшее удобрение. Зачастую, чтобы сочинить что-то хорошее, нужно несколько раз сочинить что-то плохое. Чем больше мы занимаемся музыкой, тем опытнее становимся: постепенно плохих идей становится меньше, а хороших — больше.
Конечно, это не значит, что со временем из-под пера будут вылетать только хиты. Однако определять, что хорошо, а что — нет, и как надо делать, а как — не надо, станет намного проще.
Мы думаем, что наши кумиры сочиняют только хорошие песни, но это не так. На альбом попадают только лучшие песни, но никто никогда не рассказывает, сколько говна было придумано до того, как набралась эта дюжина треков. И вряд ли кто-то унывает из-за этого.
Хорошие идеи живут всегда где-то рядом, до них нужно только дойти. Думайте иначе: да, сегодня вы сочинили что-то отстойное, но вы же сочинили это, а, значит, очередная тренировка прошла успешно. Каждая ошибка и неудача приближает вас к качественному результату, так что нужно продолжать работать — всё обязательно получится.
Классная статья! Спасибо! Осталось выйти из собственного застоя)
Чтоб я без вас делал ребят, обожаю вас , Спасибо. Такой проект самому хочется поддержать
Спасибо)
Хорошая статья. Поддерживаю.
Мерси))