Вибрато на гитаре: как не блеять, а чётко вибрировать

Всё, что нужно новичку: общая теория, упражнения на отработку и техника известных гитаристов.

Вибрато на гитаре

Вибрато добавляет динамики любой гитарной партии. Без вибрато мелодии, гаммы и даже риффы звучат плоско и пусто, теряют в яркости и индивидуальности. И хотя в исполнении вибрато нет ничего сложного, начинающие (иногда и опытные) гитаристы часто оставляют без внимания этот эффективный прием. Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как играть вибрато на гитаре и приводит ряд примеров и упражнений, которые помогут развить эту технику.


Вибрато (от англ. vibrato — вибрация) — техника игры на гитаре, при которой гитарист создает периодические изменения высоты, силы или тембра звука. По своей сути вибрато похоже на прием бенд, исполненный с повышенной частотой и меньшей амплитудой натяжения. В зависимости от частоты вибрации и силы извлечения, у гитариста появляется широкий набор вариаций звука, придающих гитарным партиям индивидуальности.

Извлекать вибрато можно на любом ладу любой струны, что делает технику универсальной и подходящей для широкого диапазона гитарных партий и музыкальных жанров.

Как играть вибрато на гитаре

Для того, чтобы сделать вибрато нужно зажать струну на любом ладу и тянуть ее вверх и вниз — этого достаточно для создания простейшего колеблющегося звука. Выполнять этот прием можно как с помощью движения кистью, так и пальцами: в природе не существует единственно правильной методики исполнения вибрато. Как и любая техника игры на гитаре, вибрато требует практики, которая позволит выработать свой, особый подход к исполнению этого приема.

Важно следить за тем, чтобы при игре вибрато скорость и высота нот всегда были одинаковыми — это обеспечит целостность и большую выразительность звучания. Для лучшего контроля движений стоит упереться (именно упереться, а не воткнуться и остаться неподвижным) большим пальцем левой руки (если вы правша) в гриф инструмента.

Существует два основных способа, как играть вибрато на гитаре — вертикальный и горизонтальный.

Вертикальное вибрато

Вертикальное вибрато. Движения пальцев происходят вверх и вниз.

При вертикальном вибрато пальцы взаимодействуют с зажатой струной и создают изменение высоты ноты за счет движений вверх и вниз (эдаких коротких подтяжек струны).

Горизонтальное вибрато

Горизонтальное вибрато. Движения пальцев происходят влево и вправо.

Горизонтальное вибрато исполняется через слайды, что делает такой способ похожим на технику игры виолончелистов и скрипачей. Ввиду того, что у скрипки и виолончели нет ладов, горизонтальное вибрато менее распространено на ладовых инструментах.

В отличие от вертикального вибрато, при горизонтальном извлечении движения пальцев делаются не вверх и вниз, а влево и вправо. Получается, что гитаристу приходится делать своего рода микрослайды с определенной скоростью, что не очень удобно в рамках одного лада: потребуется много практики для отработки точности движений.

Упражнения на отработку вибрато на гитаре

Перед изучением того, как играть вибрато на гитаре, стоит вооружиться метрономом, который поможет отработать точность и скорость подтяжек струны. В начале пути вибрато можно делать на любой струне и любом ладу — первоочередная задача в том, чтобы развить мышечную память.

Постепенное увеличение темпа также поможет в этом вопросе: мышцы должны автоматически делать правильные, естественные и одинаковые движения вне зависимости от скорости игры.

Вибрато на одной ноте

Первый пример — базовый. В каждом такте находится всего одна нота, а вибрато должно четко звучать в течение всего отрезка. Для развития мышц, меняйте пальцы в каждом такте.

  1. Пример 1. Вибрато на одной ноте 0:20

Ускорение темпа

Второй пример — развитие идей первого. Прислушайтесь к метроному и сделайте так, чтобы вибрато соответствовало ритму. Не забывайте менять пальцы (подписаны в нотах/табулатуре) и следите за тем, чтобы высота и частота колебаний были одинаковыми.

  1. Пример 2. Ускорение темпа 0:16

Вибрато кистью

Следующие упражнения больше приближены к реальной игре на гитаре и совмещают отрезки чистых нот и нот с вибрато.

Упражнение начинается с ноты Ля на десятом ладу второй струны: зажмите ее средним (i) пальцем, а затем перейдите на первую струну, где возьмите До-диез на девятом ладу сразу тремя пальцами — указательным (p), безымянным (m) и мизинцем (a). Получится, что вы зажмете первую струну на 7, 8 и 9 ладах сразу.

Не забывайте про легато: вторая струна должна еще звучать перед тем, как вы сделаете вибрато. Так как сделать вибрато сразу тремя пальцами с одинаковой скоростью и точностью сложно, производите вибрации с помощью легких покачиваний кисти.

  1. Пример 3. Вибрато кистью 0:43

Вибрато на гитаре на басовых струнах

Как и в предыдущем примере, делайте вибрато с помощью кисти. Чтобы шестая струна не добавляла грязи во время вибрато, приглушите ее краем указательного пальца.

Так как вибрато в этом упражнении исполняется на басовых струнах, тяните их с большей силой, чтобы достичь нужного эффекта.

  1. Пример 4. Вибрато на басовых струнах G//Z/R 0:43

Вибрато на гитаре на нескольких струнах

В этом примере вибрато делается на диад-аккордах (см. Что такое диад-аккорды) в конце каждого такта: сначала на 12-х ладах, а затем на 14-х ладах второй и третьей струны. Для зажатия струн в первом такте используйте указательный палец (поставьте малое баррэ), во втором — безымянный.

Играйте под метроном начиная с темпа 60 ударов в минуту и стремитесь синхронизировать вибрато с ударами метронома. При этом не нужно делать как можно больше колебаний — трех-четырех будет вполне достаточно на каждый такт.

  1. Пример 5. Вибрато на нескольких струнах 0:40

Бенды с вибрато на конце

Этот пример пригодится в тех случаях, когда вы хотите разбавить мощное восходящее соло с помощью вибрато. Особенность этого примера в том, что сначала нужно сделать полноценный бенд, а затем, когда струна будет дотянута до нужного положения, исполнить вибрато.

Исполнение этого приема потребует выносливости от пальцев. После извлечения вибрато, не «бросайте» струны, а постепенно опускайтесь вниз. При этом струну стоит вернуть не в исходное положение, а потянуть ее чуть ниже: небольшой захлест вниз даст пальцам дополнительное место для следующей подтяжки.

  1. Пример 6. Бенды с вибрато на конце 0:45

Как делают вибрато на гитаре известные гитаристы

Несмотря на простоту приема (короткие подтягивания струны вверх и вниз), многие известные гитаристы подходят к исполнению вибрато более индивидуально, меняя скорость и амплитуду движений по собственному усмотрению.

Вибрато часто является визитной карточкой многих известных гитаристов и помогает узнать исполнителя по нескольким нотам. Среди примеров музыкантов, чья техника исполнения вибрато явно выделяется на общем фоне, можно выделить семерых гитаристов — Би Би Кинга, Брайана Мэя, Ангуса Янга, Стива Вая, Закка Уайлда, Эйса Фрели и Дэвида Гилмора.

Би Би Кинг

Легенда блюза Би Би Кинг извлекал очень быстрые, но не сильные по амплитуде вибрато. Для исполнения вибрато в духе Би Би Кинга нужно довольно крепко упереться в гриф большим пальцем и быстро водить остальными пальцами вверх и вниз.

Движения должны быть плавными (не дергайте сам гриф), при этом колебания струн не должны превышать четверти тона.

  1. Вибрато: Би Би Кинг 0:08

Ангус Янг (AC/DC)

Стиль игры Ангуса Янга имеет в своей основе блюзовые корни. Неудивительно, что техника вибрато гитариста AC/DC в чем-то напоминает Би Би Кинга. Главное отличие в том, что колебания имеют более выраженный изгиб — изменения составляют около половины тона.

  1. Вибрато: Ангус Янг 0:07

Дэвид Гилмор (Pink Floyd)

Дэвид Гилмор славится, в первую очередь, нереальными бендами-подтяжками. Что же касается техники вибрато гитариста Pink Floyd, то она напоминает очень медленного Би Би Кинга.

  1. Вибрато: Дэвид Гилмор 0:08

Брайан Мэй (Queen)

Вибрато Брайана Мэя чем-то похоже на технику Дэвида Гилмора. Разница в том, что колебания составляют примерно полтона — это добавляет эдакий эффект оперного пения, которым пронизана музыка Queen.

  1. Вибрато: Брайан Мэй 0:09

Стив Вай

Вибрато Стива Вая подобны классическим скрипкам. Чтобы добиться такого звучания, попробуйте «рисовать круги» пальцем, когда делаете подтяжку на струне.

  1. Вибрато: Стив Вай 0:09

Закк Уайлд (Ozzy Osbourne, Black Label Society)

Вибрато Закка Уайлда отличаются свирепостью, а для их исполнения следует тянуть струну на один или даже полтора тона.

Для исполнения подобного вибрато, крепко прижмите струну (несколькими пальцами) и тяните ее вверх и вниз. Следите за аккуратностью движений — пальцы не должны задевать соседние струны, а звучание вибрато не должно плавать — делайте колебания с особой точностью.

  1. Вибрато: Закк Уайлд 0:09

Эйс Фрели (KISS)

Эйс Фрели полагается на свои пальцы при исполнении вибрато, при этом отмечает, что может делать их с любой скоростью. Амплитуда колебаний струн при исполнении вибрато бывшим гитаристом KISS сильно разнится: от половины до полутора тонов. Смотрите сами.

Как не надо делать вибрато на гитаре, или Козлиное вибрато

Популярный YouTube-гитарист Юрий Шильников aka fredguitarist опубликовал на своем канале короткий видеоролик, в котором рассказал о типичных ошибках при исполнении вибрато.

Exit mobile version