Бенды на гитаре: как делать их точно, а не в молоко

Тянем-потянем.

бенд на гитаре

Бенды или, говоря по-русски, подтяжки придают любой гитарной партии яркие тональные оттенки, ранее отсутствующие в ней. Как и в случае с вибрато, без бендов партия теряет индивидуальность, а широкий диапазон гитары остаётся нераскрытым. Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как делать бенды на гитаре. Из этого материала вы узнаете, что такое бенд, как его правильно извлекать, какие хитрости упрощают игру бендов и как тянет струны один из самых активных пользователей этого приёма. Без практических примеров, как и всегда, не обойдётся.


Бенд или бенды (англ. bending — изгиб, искривление) — приём игры на музыкальных инструментах, с помощью которого можно извлекать «искусственные» ноты, не предусмотренные изначальным строем инструмента. Техника широко применяется при игре на гитаре, губной гармонике и некоторых духовых инструментах.

Как и вибрато, делать бенд на гитаре можно на любом ладу любой струны. Техника универсальна: тянуть струны можно когда угодно, вне зависимости от музыкальной стилистики.

Как делать бенды на гитаре

Суть бенда предельно проста: когда мы тянем струну вверх или вниз, то изменяем высоту звучащей ноты. Чем сильнее струна потянута вверх или вниз, тем сильнее изменяется высота звука. Повышающие высоту подтяжки называют «bend-up», понижающие — «bend-down».

В табулатуре этот прием обычно обозначается двумя буквами: BU, если бенд нужно сделать вверх, и BD, если тянуть струну нужно вниз. Часто рядом с цифрой в табулатуре в скобках указывается номер лада, сообщающий о том, до какой высоты нужно дотянуть струну. В некоторых программах (например, той же Guitar Pro) рядом с нотой рисуют стрелку, которая обозначает не только направление бенда, но и то, как резко струну нужно тянуть.

В зависимости от силы бенда и его особенностей исполнения, подтяжки в Guitar Pro обозначаются различными стрелками

Из-за того, что при подтяжке физическое воздействие на струну ничем не ограничено, точность извлеченной ноты целиком и полностью зависит от музыканта. Сложность бендов в том, что от гитариста требуется чёткая синхронизация движения пальцев и слуха: нужно знать, в какой момент остановить движение, чтобы нота звучала на нужной высоте. Без синхронизации бенды часто звучат фальшиво — гитаристам банально не хватает опыта, чтобы дотянуть струну до нужной высоты.

Так как сопротивление натянутых струн очень высокое, первое время исполнение приёма вызывает неприятные ощущения из-за того, что ненатренированным пальцам попросту не хватает сил, чтобы сделать подтяжку. К счастью, исполнение бендов на гитаре можно упростить двумя методами:

1. Добавлением дополнительной точки опоры в виде большого пальца наверху грифа

2. Распределением давления через извлечение подтяжки несколькими пальцами

Упражнения на отработку бендов

Перед тем как делать бенды на гитаре, разомните пальцы и наберитесь терпения. Также не забывайте о здоровье своих конечностей: научиться делать чистый и точный бенд — круто, но подходить ко всему нужно без фанатизма. Тренируйте приём каждый день, но по чуть-чуть — разбивать пальцы в кровь ради какой-то подтяжки точно не стоит.

Со временем пальцы станут сильнее, а мышечная память поможет делать правильные, естественные и одинаковые движения. Благодаря этому вы не будете зависеть от скорости игры, все ноты всегда будут звучать точно.

Выбор ноты

Для начала определитесь с нотой, к которой вы тянетесь. В нашем случае это будет Ми на 9 ладу третьей струны. Сыграйте ноту несколько раз и запомните, как она звучит — это эталон, к которому надо стремиться.

  1. Эталонный звук 0:10

Бенд на гитаре на полтона

Начнём с малого и потянем струну на полтона (на один лад). В первом такте упражнения демонстрируется последовательность нот, чтобы мозг и уши запомнили насколько сильно тянуть струну.

Во втором такте последовательность нот остаётся той же, но исполнение происходит уже с подтяжкой. Разница звучания между двумя тактами очевидна.

  1. Бенд на полтона 0:14

Добавление бендов в фразы

Простой пример, который направлен на отработку бендов в рамках мелодической линии. В целом, ничего сложного, играем три ноты, а после делаем подтяжку и аккуратно возвращаемся назад.

  1. Бенды посреди фразировок 0:13

Вверх-вниз, или разница между Bend-Up и Bend-Down

Ещё один простой пример на использование бендов внутри мелодической линии. В отличие от предыдущего упражнения, главная цель здесь — совместить бенды в разном направлении в одной партии. Это поможет слуху и мышцам одинаково точно тянуть струны в оба направления.

  1. Бенд на гитаре вверх, бенд на гитаре вниз 0:14

Бенды с добавлением вибрато

В этом примере каждая фраза повторяется дважды, но с небольшими отличиями. В первый раз подтяжки сыграна обычным образом, во второй — совмещена с вибрато, о которых мы рассказывали во всех подробностях здесь. Чтобы упростить отработку упражнения, сначала отдельно отработайте обычные бенды, затем бенды с вибрато и только после этого совместите оба варианта.

  1. Бенды и вибрато 2:31

Как делать бенды на гитаре в стиле Дэвида Гилмора

Дэвид Гилмор — признанный мастер подтяжек, чьи атмосферные и объёмные бенды с самого образования Pink Floyd украшали музыку группы. Оценить мастерство Гилмора можно по последнему соло в «Another Brick In The Wall (Part 2)», которое ярко иллюстрирует не только подход гитариста к звуку, но и его стилистику игры на инструменте. Обратите внимание на временной отрезок 2:22-2:38 — бенды в этом моменте нарушают любые законы физики!

Как бы круто не звучали бенды Гилмора, ничего сверхъестественного там нет, партия сыграна Гилмором честно и без помощи каких-либо студийных фокусов. Научиться таким же бендам можно, но только после того, как порвёте с десяток комплектов струн, а пальцы станут прочными, как бетонные сваи. Дело в том, что Гилмор оттачивал технику годами, и делал это не просто так — гитарист искал способы сохранения струн во время концертов, так как менять их после каждой песни было попросту неудобно.

Ноты на грифе

Особенность подтяжек Гилмора в том, что он может потянуть струну не на один, а на два, а то и три тона вверх. Все упражнения ниже строятся вокруг четырёх нот, но только До на 13 ладу будет зажата пальцами — остальные ноты появятся благодаря бендам. Перед тем как играть бенды на гитаре, запомните звучание каждой ноты в отдельности, чтобы понимать, когда вы дотягиваете струну, а когда нет.

Бенд на 4 лада

Чтобы тянуть струны как Дэвид Гилмор, воспользуемся лайфхаком с несколькими пальцами. Поставьте безымянный палец на 13 лад второй струны и подстрахуйте его указательным и средним пальцем на 11 и 12 ладу, соответственно.

Первый бенд не должен вызвать особых проблем — потянуть струну от До до Ре довольно просто. Самое интересное начнётся после этого, так как сходу добраться от До до Ми не получится — скорее всего, вам не хватит сил.

Хитрость в том, что Гилмор тянет струны не разом, а с наскока. Перед тем как тянуться от Ре к Ми, гитарист Pink Floyd слегка ослабляет пальцы и только после этого делает следующий бенд. Получается, что перед каждой новой подтяжкой Гилмор как бы берет небольшой разгон, отводя пальцы вниз.

Маленькая нота рядом с Ми на 17 ладу (форшлаг) — отметка о том самом наскоке. Одновременно с этим, Ми на 17 ладу — это своего рода Рубикон, после которого нужно медленно вернуть струну в исходное положение. Внимательно следите за тем, чтобы по струне происходил только один удар медиатором, а все остальные звуки появлялись благодаря бенду.

  1. Бенд на 4 тона в духе Дэвида Гилмора 0:12

Для таких манипуляций нужны качественные струны, которые выдержат многочисленные попытки сделать несколько подтяжек подряд. Рекомендуем использовать струны легкого натяжения и небольшого диаметра (0.008-0.009). К слову, закупиться пачкой струн можно с помощью нашего лайфхака по покупке струн за полцены.

Также можно слегка опустить строй гитары (на полтона будет в самый раз). Вернуть привычную настройку можно будет после того, как научитесь как делать бенды на гитаре по методике Дэвида Гилмора.

Бенд через 5 ладов

Усложним задачу и сделаем бенд на пять ладов. Для начала вернёмся к 13 ладу и снова поставим на него безымянный палец с поддержкой на 11-12 ладу. Делайте всё то же самое, что и в предыдущем примере: удар по струне, бенд с До на Ре, разгон и бенд с Ре на Ми.

Добравшись до Ми, снова ослабьте пальцы и сделайте ещё один бенд до Фа. Такие качели — основа техники бендов Дэвида Гилмора.

Упражнение состоит из нот До, Ре, Ми и Фа, расстояние между первой и последней нотой — пять ладов. Как и в предыдущем примере, ноты с форшлагом являются отметкой об ослаблении перед следующим бендом.

Обратите внимание, что ослабление делается таким образом, чтобы вернуть струну к предыдущему звуку: добрались от Ре до Ми, откатились на До. Со стороны это выглядит следующим образом:

  1. Делаем бенд от До к Ре (15 лад) в обычном режиме
  2. Быстро и плавно откатываемся к До и уходим на Ми (17 лад)
  3. Снова быстро и плавно ослабляем пальцы до ноты Ре и делаем бенд до Фа (18 лад)
  1. Бенд на гитаре через 5 ладов 0:12

Напоследок, немного о звуке Дэвида Гилмора. Чтобы звучать аутентично, добавьте лёгкий овердрайв и сильну компрессию, чтобы получить слегка мутный сустейн. Украсьте всё это реверберацией и дилэем, если любите поздний саунд Гилмора, что сделает звучание богаче и создаст ощущение яркости. Что касается датчика, то бенды на гитаре лучше исполнять на нековом звукоснимателе, особенно если у вас на руках Стратокастер.

Exit mobile version