Бенды или, говоря по-русски, подтяжки придают любой гитарной партии яркие тональные оттенки, ранее отсутствующие в ней. Как и в случае с вибрато, без бендов партия теряет индивидуальность, а широкий диапазон гитары остаётся нераскрытым. Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как делать бенды на гитаре. Из этого материала вы узнаете, что такое бенд, как его правильно извлекать, какие хитрости упрощают игру бендов и как тянет струны один из самых активных пользователей этого приёма. Без практических примеров, как и всегда, не обойдётся.


Бенд или бенды (англ. bending — изгиб, искривление) — приём игры на музыкальных инструментах, с помощью которого можно извлекать «искусственные» ноты, не предусмотренные изначальным строем инструмента. Техника широко применяется при игре на гитаре, губной гармонике и некоторых духовых инструментах.

Как и вибрато, делать бенд на гитаре можно на любом ладу любой струны. Техника универсальна: тянуть струны можно когда угодно, вне зависимости от музыкальной стилистики.

Как делать бенды на гитаре

Суть бенда предельно проста: когда мы тянем струну вверх или вниз, то изменяем высоту звучащей ноты. Чем сильнее струна потянута вверх или вниз, тем сильнее изменяется высота звука. Повышающие высоту подтяжки называют «bend-up», понижающие — «bend-down».

В табулатуре этот прием обычно обозначается двумя буквами: BU, если бенд нужно сделать вверх, и BD, если тянуть струну нужно вниз. Часто рядом с цифрой в табулатуре в скобках указывается номер лада, сообщающий о том, до какой высоты нужно дотянуть струну. В некоторых программах (например, той же Guitar Pro) рядом с нотой рисуют стрелку, которая обозначает не только направление бенда, но и то, как резко струну нужно тянуть.

бенд в guitar pro
В зависимости от силы бенда и его особенностей исполнения, подтяжки в Guitar Pro обозначаются различными стрелками

Из-за того, что при подтяжке физическое воздействие на струну ничем не ограничено, точность извлеченной ноты целиком и полностью зависит от музыканта. Сложность бендов в том, что от гитариста требуется чёткая синхронизация движения пальцев и слуха: нужно знать, в какой момент остановить движение, чтобы нота звучала на нужной высоте. Без синхронизации бенды часто звучат фальшиво — гитаристам банально не хватает опыта, чтобы дотянуть струну до нужной высоты.

Так как сопротивление натянутых струн очень высокое, первое время исполнение приёма вызывает неприятные ощущения из-за того, что ненатренированным пальцам попросту не хватает сил, чтобы сделать подтяжку. К счастью, исполнение бендов на гитаре можно упростить двумя методами:

1. Добавлением дополнительной точки опоры в виде большого пальца наверху грифа

бенд на гитаре

2. Распределением давления через извлечение подтяжки несколькими пальцами

бенд на гитаре

Упражнения на отработку бендов

Перед тем как делать бенды на гитаре, разомните пальцы и наберитесь терпения. Также не забывайте о здоровье своих конечностей: научиться делать чистый и точный бенд — круто, но подходить ко всему нужно без фанатизма. Тренируйте приём каждый день, но по чуть-чуть — разбивать пальцы в кровь ради какой-то подтяжки точно не стоит.

Со временем пальцы станут сильнее, а мышечная память поможет делать правильные, естественные и одинаковые движения. Благодаря этому вы не будете зависеть от скорости игры, все ноты всегда будут звучать точно.

Выбор ноты

как делать бенды на гитаре

Для начала определитесь с нотой, к которой вы тянетесь. В нашем случае это будет Ми на 9 ладу третьей струны. Сыграйте ноту несколько раз и запомните, как она звучит — это эталон, к которому надо стремиться.

  1. Эталонный звук 0:10

Бенд на гитаре на полтона

как делать бенды на гитаре

Начнём с малого и потянем струну на полтона (на один лад). В первом такте упражнения демонстрируется последовательность нот, чтобы мозг и уши запомнили насколько сильно тянуть струну.

Во втором такте последовательность нот остаётся той же, но исполнение происходит уже с подтяжкой. Разница звучания между двумя тактами очевидна.

  1. Бенд на полтона 0:14

Добавление бендов в фразы

как делать бенды на гитаре

Простой пример, который направлен на отработку бендов в рамках мелодической линии. В целом, ничего сложного, играем три ноты, а после делаем подтяжку и аккуратно возвращаемся назад.

  1. Бенды посреди фразировок 0:13

Вверх-вниз, или разница между Bend-Up и Bend-Down

как делать бенды на гитаре

Ещё один простой пример на использование бендов внутри мелодической линии. В отличие от предыдущего упражнения, главная цель здесь — совместить бенды в разном направлении в одной партии. Это поможет слуху и мышцам одинаково точно тянуть струны в оба направления.

  1. Бенд на гитаре вверх, бенд на гитаре вниз 0:14

Бенды с добавлением вибрато

как делать бенды на гитаре

В этом примере каждая фраза повторяется дважды, но с небольшими отличиями. В первый раз подтяжки сыграна обычным образом, во второй — совмещена с вибрато, о которых мы рассказывали во всех подробностях здесь. Чтобы упростить отработку упражнения, сначала отдельно отработайте обычные бенды, затем бенды с вибрато и только после этого совместите оба варианта.

  1. Бенды и вибрато 2:31

Как делать бенды на гитаре в стиле Дэвида Гилмора

Дэвид Гилмор — признанный мастер подтяжек, чьи атмосферные и объёмные бенды с самого образования Pink Floyd украшали музыку группы. Оценить мастерство Гилмора можно по последнему соло в «Another Brick In The Wall (Part 2)», которое ярко иллюстрирует не только подход гитариста к звуку, но и его стилистику игры на инструменте. Обратите внимание на временной отрезок 2:22-2:38 — бенды в этом моменте нарушают любые законы физики!

Как бы круто не звучали бенды Гилмора, ничего сверхъестественного там нет, партия сыграна Гилмором честно и без помощи каких-либо студийных фокусов. Научиться таким же бендам можно, но только после того, как порвёте с десяток комплектов струн, а пальцы станут прочными, как бетонные сваи. Дело в том, что Гилмор оттачивал технику годами, и делал это не просто так — гитарист искал способы сохранения струн во время концертов, так как менять их после каждой песни было попросту неудобно.

Ноты на грифе

как делать бенды на гитаре

Особенность подтяжек Гилмора в том, что он может потянуть струну не на один, а на два, а то и три тона вверх. Все упражнения ниже строятся вокруг четырёх нот, но только До на 13 ладу будет зажата пальцами — остальные ноты появятся благодаря бендам. Перед тем как играть бенды на гитаре, запомните звучание каждой ноты в отдельности, чтобы понимать, когда вы дотягиваете струну, а когда нет.

Бенд на 4 лада

как делать бенды на гитаре

Чтобы тянуть струны как Дэвид Гилмор, воспользуемся лайфхаком с несколькими пальцами. Поставьте безымянный палец на 13 лад второй струны и подстрахуйте его указательным и средним пальцем на 11 и 12 ладу, соответственно.

Первый бенд не должен вызвать особых проблем — потянуть струну от До до Ре довольно просто. Самое интересное начнётся после этого, так как сходу добраться от До до Ми не получится — скорее всего, вам не хватит сил.

Хитрость в том, что Гилмор тянет струны не разом, а с наскока. Перед тем как тянуться от Ре к Ми, гитарист Pink Floyd слегка ослабляет пальцы и только после этого делает следующий бенд. Получается, что перед каждой новой подтяжкой Гилмор как бы берет небольшой разгон, отводя пальцы вниз.

как делать бенды на гитаре

Маленькая нота рядом с Ми на 17 ладу (форшлаг) — отметка о том самом наскоке. Одновременно с этим, Ми на 17 ладу — это своего рода Рубикон, после которого нужно медленно вернуть струну в исходное положение. Внимательно следите за тем, чтобы по струне происходил только один удар медиатором, а все остальные звуки появлялись благодаря бенду.

  1. Бенд на 4 тона в духе Дэвида Гилмора 0:12

Для таких манипуляций нужны качественные струны, которые выдержат многочисленные попытки сделать несколько подтяжек подряд. Рекомендуем использовать струны легкого натяжения и небольшого диаметра (0.008-0.009). К слову, закупиться пачкой струн можно с помощью нашего лайфхака по покупке струн за полцены.

Также можно слегка опустить строй гитары (на полтона будет в самый раз). Вернуть привычную настройку можно будет после того, как научитесь как делать бенды на гитаре по методике Дэвида Гилмора.

Бенд через 5 ладов

как делать бенды на гитаре

Усложним задачу и сделаем бенд на пять ладов. Для начала вернёмся к 13 ладу и снова поставим на него безымянный палец с поддержкой на 11-12 ладу. Делайте всё то же самое, что и в предыдущем примере: удар по струне, бенд с До на Ре, разгон и бенд с Ре на Ми.

Добравшись до Ми, снова ослабьте пальцы и сделайте ещё один бенд до Фа. Такие качели — основа техники бендов Дэвида Гилмора.

бенд на гитаре

Упражнение состоит из нот До, Ре, Ми и Фа, расстояние между первой и последней нотой — пять ладов. Как и в предыдущем примере, ноты с форшлагом являются отметкой об ослаблении перед следующим бендом.

Обратите внимание, что ослабление делается таким образом, чтобы вернуть струну к предыдущему звуку: добрались от Ре до Ми, откатились на До. Со стороны это выглядит следующим образом:

  1. Делаем бенд от До к Ре (15 лад) в обычном режиме
  2. Быстро и плавно откатываемся к До и уходим на Ми (17 лад)
  3. Снова быстро и плавно ослабляем пальцы до ноты Ре и делаем бенд до Фа (18 лад)
  1. Бенд на гитаре через 5 ладов 0:12

Напоследок, немного о звуке Дэвида Гилмора. Чтобы звучать аутентично, добавьте лёгкий овердрайв и сильну компрессию, чтобы получить слегка мутный сустейн. Украсьте всё это реверберацией и дилэем, если любите поздний саунд Гилмора, что сделает звучание богаче и создаст ощущение яркости. Что касается датчика, то бенды на гитаре лучше исполнять на нековом звукоснимателе, особенно если у вас на руках Стратокастер.