Для того, чтобы выдавать мощные соляки и хорошо импровизировать необязательно знать много теории. В основе многих соло известных гитаристов лежит пентатоника — послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и, особенно, Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чём речь. В этом нет ничего удивительного: пентатоника универсальна, подходит под любую гамму и любой стиль музыки. Из этого материала вы узнаете, что такое пентатоника и как играть пентатонику на гитаре, а также изучите несколько полезных упражнений на освоение этого звукоряда.
Пентатоника — минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.
Как играть пентатонику на гитаре
Пентатоника — это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.
1. Базис
Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.
- Упражнение 1. Пентатоника Ля минор
- Упражнение 1. Пентатоническая гамма в Ля миноре
- Упражнение 1. Бэк-трек для отработки пентатоники в Ля миноре
2. Растяжка пальцев
Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).
- Упражнение 2. Растяжка пальцев
3. Смещение рук при игре
Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.
- Упражнение 3. Смещение рук при игре
4. Позиционирование на грифе
Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх — так вы придете в нужную позицию.
- Упражнение 4. Позиционирование на грифе
5. Обыгрывание нот
Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.
- Упражнение 5. Обыгрывание нот 0:31
6. Обыгрывание со смещением
Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.
- Упражнение 6. Обыгрывание со смещением 0:30
7. Три бокса, три октавы
В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы — игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.
- Упражнение 7. Три бокса, три октавы 0:47
8. Пентатоника и технические приемы
Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).
- Упражнение 8. Пентатоника и технические приемы 0:47
9. Пентатоника по всему грифу
Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.
- Упражнение 9. Пентатоника по всему грифу 0:19
10. Пентатоника в блюзе
Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы — это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.
- Упражнение 10. Пентатоника в блюзе
11. Пентатоника в роке
Этот пример использует блюзовый паттерн из четырех нот, при этом пентатоника играется через струну. Извлекайте ноты не только медиатором, но и с помощью хаммеров.
Пример отлично подходит для обыгрывания музыкальных зарисовок по всей длине грифа, поэтому после разучивания переходите к игре в разных тональностях.
- Упражнение 11. Пентатоника в роке
12. Пентатоника в метале
В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью — сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.
- Упражнение 12. Пентатоника в метале