4 шага для отличного гитарного звука на концерте

Подготовка к концерту

Как добиться качественного сбалансированного гитарного звука во время выступления.

Будучи гитаристами, каждый из нас имеет довольно четкое представление о том, как он должен звучать. Скорее всего, приходя на саундчек перед предстоящим концертом, в голове вы уже держите какие-либо «звуковые» заготовки, наруленные дома или на репетиционной базе.

Озадачиться заранее вопросом собственного гитарного саунда — это хорошо и правильно. Правда, беда заключается в том, что многие начинающие (как впрочем и уже не начинающие) гитаристы из раза в раз становятся жертвами плохого звучания на концерте. Проблема происходит от того, что поиск и достижение желаемого звука в домашних условиях и в условиях концертной площадки — это совершенно разные вещи.

Давайте попробуем разобраться, как и за счет чего можно добиться хорошего сбалансированного звучания электрогитары на концерте, а параллельно с этим разберем основные ошибки гитаристов.

Держи середину в узде

Одной из самых распространенных ошибок гитаристов является полное пренебрежение средними частотами. Вне зависимости от исполняемого стиля музыки, электрогитара попросту оккупирует все частоты в районе середины, что приводит к существенному ухудшению звучания не только гитариста, но и всего коллектива в целом.

Но что считать за средние частоты? На самом деле, диапазон средних частот может быть очень обширным: все от 300-400 Hz и до около 5 kHz в той или иной степени можно отнести к средним частотам с точки зрения гитары.

Средняя секция вышеуказанного диапазона частот обычно именуется как «средняя середина» и, если постараться строго обозначить рамки этой средней середины, к ней относится все, что находится в диапазоне от около 600 Hz до 2-3 kHz. Регулятор ‘Middle’ на гитарном усилителе работает в достаточно широком диапазоне частот, но несмотря на это, обычно ручка Middle регулирует именно эту часть спектра.

Если на усилителе имеется слайдер для настройки параметров эквализации, то обычно ползунок средних частот будет изменять частоты в районе 750 Hz (особенно это справедливо к устройствам от Mesa/Boogie).

Звучание электрогитары должно находиться в том же диапазоне частот, что и звучание рабочего барабана ударной установки.

Что же касается количества средних частот, то здесь важно добиться такого звучания, чтобы гитара звучала достаточно эмоционально, но при этом саунд не становился слишком тонким или даже визжащим. Конечно, далеко не все усилители имеют полноценную секцию эквализации, но иметь хотя бы примерное представление о том, какие частоты затрагивают конкретные регуляторы будет полезно. С другой стороны, хорошим подспорьем может стать использование внешнего эквалайзера (желательно графического) в виде педали эффектов или чего-нибудь подобного.

Для тех, у кого имеются некоторые сложности с визуализацией всего вышесказанного, стоит попросту запомнить одно важное правило: электрогитара должна заниматься схожий/очень близкий с рабочим барабаном диапазон частот. Попросите барабанщика ударить пару-тройку разу по снейру. Настройте средние частоты таким образом, чтобы саунд гитары как бы «окутывал» звучание рабочего барабана, не задавливая его. Такое звучание станет первым шагом на пути к отличному саунду на концерте.

При этом не стоит очень сильно переживать за частоты вокала: хороший звукорежиссер должен уметь работать компрессором, чтобы «подружить» частоты гитары и вокала между собой после произведенных вами настроек.

Придание объема звуку

В музыкальном контексте придание объема может означать добавление звуку веса и нижнего низа. Несмотря на это, необходимо понимать, что «вес» и «нижний низ» — это совершенно разные вещи. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-либо сказал: «Вау, какой отличный гитарный саунд! Он такой басовитый!»?

Когда мы говорим о нижнем низе гитарного звука, люди обычно используют такие определения, как «жирный», «мощный», «толстый» и т.д. Под этими определениями понимается глубокий и объемный саунд аккордов, но никак не огромное количество низа в звуке электрогитары.

Проектируя собственный гитарный саунд, необходимо сконцентрироваться на том, чтобы он изначально звучал достаточно широко и полноценно. Именно это и станет отличной основой для хорошего гитарного саунда на сцене. Для начала попробуйте максимально снизить количество низких частот в звуке, тем самым «наруливая» желаемый звук без баса. Только после того, как звучание верхов и середины будет полностью вас устраивать по всем своим характеристикам, начинайте прибавлять низ.

У гитарного низа есть две краеугольные частоты, которые отвечают за всю мощь гитарного звука:

Можно также поэкспериментировать с расположением гитарного кабинета, расположив его на деревянном полу или какой-нибудь деревянной подставке, что может придать дополнительного резонанса.

Низкие частоты гитары должны звучать глубоко и объемно, оставаясь идеально различимыми в общем миксе.

Если в какой-то момент вам покажется, что «жира» стало слишком много, попробуйте снизить количество низких частот у гитары или уменьшить резонанс от окружения за счет небольшого передислоцирования усилителя. При этом, как правило, полые деревянные сцены обладают большим потенциалом в вопросе улучшения звучания нижнего низа, поэтому в вопросе расположения усилителя также стоит соблюдать аккуратность и знать все особенности площадки, где состоится выступление.

Не менее важно избегать расположения усилителя в углу или прямиком у стены — в этих местах низкие частоты могут начать несколько иначе проходить через пространство, что в свою очередь приведет к искажению звучания гитары в целом.

Хотя, стоит признать, что иногда расположение в углах или у стены может дать свои плюсы. Одно время у меня имелся усилитель Peavey Classic 30, который при расположении в нескольких метрах от угла комнаты начинал звучать намного (НАМНОГО!) громче. В общем, с подобным влиянием помещения на звучание гитары стоит быть крайне осмотрительным. Главное правило остается неизменным: нижний низ электрогитары должен звучать глубоко и объемно, при этом оставаясь прекрасно различимым в рамках общего микса.

Баланс яркости

Существует некоторое непонимание «механизма работы» высоких частот у электрогитары. Многие гитаристы находят свой саунд довольно мутным во время живых выступлений, стараясь исправить эту проблему за счет усиления высоких частот или постоянных просьб звукорежиссера сделать звучание ярче.

Отличный гитарный звук на концерте — это идеальный баланс всех частот в среднем диапазоне.

В принципе, такой подход вполне себе логичен, но есть одно важное замечание: управление высокими частотами на большинстве гитарных усилителей работает на очень широком диапазоне частот. Бездумные повороты ручек скорее всего приведут к образованию противного тонкого звенящего звука, нежели дадут желаемое изначально звучание гитары.

Отличный гитарный звук — это идеальный баланс всех частот в среднем диапазоне. То есть, звук может быть ярким, стеклянным, сочным и как угодно, но никак не шипяще-звенящим.

На гитарных усилителях регулятор ‘Treble’ обычно усиливает/ослабляет частоты в районе верхней середины, а вот регулятор ‘Presence’ отвечает за яркость и ясность того, что слышал люди в зале. В зависимости от того, как сделана схема прохождения сигнала, ручка Presence может затрагивать определенный набор высокосерединных частот. Другими словами, нужно добавлять не высокие частоты сами по себе, а грамотно настраивать параметр Presence, изменяющий конкретные частоты, отвечающие за яркость звука.

Первоочередной задачей станет нахождение идеального баланса между положениями этих двух регуляторов. Попробуйте послушать звук гитары с сильно выкрученной ручкой ‘Presence’ и пониженным до нуля регулятором ‘Treble’, а затем послушайте гитары с противоположными положениями регуляторов. Так вы сможете понять, как каждый из регуляторов влияет на звук и какие частоты он затрагивает.

Если ваш звук обладает достаточной ясностью и яркостью без «сваливания» в шипение, то звукорежиссеру будет значительно легче транслировать такой гитарный саунд через систему мониторинга.

В то же самое время, не стоит бояться совсем небольшого «шипения» гитары. Изолированная от других инструментов гитара может звучать с таким «шипением», в то время как в миксе она зазвучит ясно и ярко. Шипение перегруженной гитары (с дисторшеном) обычно живет в районе 10-12 kHz, поэтому не верьте тем, кто говорит о невозможности гитарных усилителей воспроизводить частоты выше 8 kHz.

Гитарные усилители отлично справляются со столь высокими частотами, и даже если их количество невелико, не стоит пренебрегать балансировкой регуляторов ‘Presence’ и ‘Treble’.

Наконец, выбор самого усилителя и его месторасположения на сцене также оказывает огромное влияние на звучание высоких частот. Усилители и кабинеты с закрытой задней стороной обычно звучат слишком ярко на высоких частотах, поэтому стоит их располагать подальше от стен, под углом, на высоте и т.д. Короче говоря, постарайтесь найти несколько нестандартное положение усилителя в пространстве, чтобы воспроизводимые им высокие частоты не «били» по ушам тем, кто стоит в зале.

Что же касается эквализации, то ее стоит производить только после нахождения подходящего места для установки усилителя на сцене. Помните, что выбранные настройки эквалайзера могут звучать хорошо в одном месте сцены, но быть совершенно ужасными в другом месте. Идеальным вариантом станет нахождение каких-то усредненных настроек эквалайзера, требующих лишь незначительных поправок в зависимости от местоположения усилителя.

Правильная громкость

Рассказ об уровни громкости и концепции мониторинга на сцене заслуживает отдельной статьи. Несмотря на это, мы попробуем затронуть хотя бы основные моменты этого важного вопроса.

Проблема с мониторингом и уровнем громкости заключается в том, что необходимый и желаемый уровень громкости для гитариста и для человека за пультом будет совершенно разным. К примеру, используя ламповый усилитель, вам наверняка захочется использовать хотя бы треть его потенциала на сцене. В случаях со 100 Вт усилителем, его громкость должна быть аналогична громкости барабанщика.

Звучание гитары для гитариста совершенно отлично от звучания гитары для звукорежиссера на концертной площадке.

Большинство из нас мониторят собственный саунд при помощи кабинета, к которому подключен инструмент и который стоит на сцене за нами (или сбоку от нас). Естественно, что каждый из нас хочет звучать достаточно громко, при этом органично вписываясь в звучание всего коллектива.

Самое интересное, что большинство звукорежиссеров будут хотеть абсолютно обратного. Для них, громкий бэклайн становится необходимостью поиска компромисса между громкостью микрофонов и использованием гейтов, компрессоров или эквалайзеров, которые они захотят добавить.

В общем, необходимо найти компромисс между своими желаниями и желаниями звукорежиссера. Поэтому крайне важно, чтобы у усилителя был хороший запас по громкости — это поможет как звучанию гитары, так и работе звукорежиссера.

Не будет лишним использовать какую-нибудь сатурацию. Сокращение громкости на -3dB может сделать звучание 100 Вт усилителя подобным 50 Вт, да и разница в звуке будет ощутима. Я хочу сказать, что вполне возможно лучше несколько «подогреть» гитару и искусственно ограничить мощность усилителя, чем поругаться со звукорежиссером и испортить все выступление.

Хороший звукорежиссер и комплект устройств мониторинга на площадке должны давать вам тот набор частот, которого вам хочется. При этом в идеале гитара на сцене должна звучать идентично тому, как она звучит на всей площади концертного зала. При этом адекватный звукорежиссер всегда умеет найти баланс громкости всех инструментов коллектива в любом стиле музыки, а также быть готовым идти на компромисс исходя из особенностей коллектива и окружающего пространства.

Ну и в заключение, маленький совет для тех, кто хочет добиться идеального гитарного звука на концерте: познакомьтесь со звукорежиссером и запомните его имя!

Exit mobile version