Джеймс Джеймерсон — один из знаковых басистов в музыкальной индустрии. Сойдя со сцены ночных клубов Детройта Джеймс попал в «Кузницу грувов» лейбла Motown, став сессионным музыкантом компании и записав басовые линии для сотен хитов 1960-1970-х годов. Из этого материала вы узнаете, на чём строилось уникальное звучание музыканта, а также изучите несколько упражнений в духе басовых линий Motown.
Всего лишь несколько басистов в истории современной музыкальной индустрии участвовали в записи большинства хитов своей эпохи. Один из таких музыкантов — Джеймс Джеймерсон, прорвавшийся в индустрию со сцены детройтских ночных клубов.
В конце 1950-х студии Детройта стали приглашать Джеймерсона в качестве сессионного музыканта, но крупный успех пришёл к нему чуть позже. В 1959 году Берри Горди пригласил Джеймерсона присоединиться к составу музыкантов Motown — лейбла, ставшего настоящей «Кузницей грувов» на ближайшие десятилетия.
В следующие 23 года Джеймс Джеймерсон записал сотни песен, среди которых — The Temptations «My Girl», Gladys Knight & The Pips «I Heard It Through The Grapevine», «What’s Going On» Марвина Гэйя и другие известные композиции. Лейбл прибегал к помощи музыканта каждый раз, когда песням требовалась уверенная и качающая басовая партия, и Джеймерсон выдавал по-настоящему драйвовые грувы.
https://www.youtube.com/watch?v=BQRcUxNJEbs
До своего вступления в Motown Джеймерсон был достаточно известным контрабасистом на локальной сцене Детройта. Позднее музыкант перешёл на Fender Precision Bass, а его инструмент получил прозвище ’62 Funk Machine.
Несмотря на смену инструмента, Джеймерсон слегка доработал свой бас, чтобы приблизить ощущения от игры и само звучание к контрабасу. Так, например, на своей «Фанк-машине» музыкант использовал модифицированную крышку над бриджем, с обратной стороны которой было установлено подобие сурдины из губки. Губка глушила струны, уменьшая сустейн.
К тому же Джеймерсон играл только на струнах с плоской обмоткой, что делало звук более глухим и плотным. Учитывая своё контрабасное прошлое, Джеймс поднимал струны над грифом как можно выше, чтобы воссоздать комфортные для себя ощущения при игре. Всё это создавало характерное округлое, но вместе с тем резкое звучание баса.
Бас-гитару Джеймерсона украли в 1983 году за несколько дней до смерти известного музыканта, а сама она до сих пор не найдена. Несмотря на то, что музыкант скончался в возрасте 47 лет, его влияние на индустрию, подходы к игре на инструменте и написание партий сложно переоценить.
Использовавшиеся музыкантом ходы и методики находят применение и в наши дни. И хотя что-то подобное встречалось в музыке и до Джеймерсона, именно он популяризовал и доработал все эти «фанковые» приёмы с отрывистой игрой.
Характерное звучание баса Motown
Звучание Джеймерсона отличала небывалая теплота с большим количеством нижнечастотного панча и минимальным сустейном. Фирменное звучание музыканта прекрасно иллюстрирует пример с композицией Gladys Knight & The Pips «I Heard It Through The Grapevine», представленный выше.
Джеймс использовал струны с плоской обмоткой, которые менялись достаточно редко: музыкант предпочитал снимать комплект после каждой сессии записи, а затем «одевать» его на бас заново. Для достижения похожего на «мотоуновский» звука баса стоит отдать предпочтение струнам с плоской обмоткой: например, Thomastik-Infeld Jazz Flat Wound или La Bella Deep Talkin’ Bass. Последние идеально подойдут по двум причинам: во-первых, таким комплектом пользовался сам Джеймерсон, а во-вторых, звучание струн становится теплее и интереснее с возрастом.
При игре через усилитель Джеймерсон выводил низкиее частоты на достаточно высокий уровень (на отметку 6-8), а высокие частоты держал примерно посередине. Для дополнительного драйва и небольшого дисторшна музыкант играл с сильной атакой, что вкупе со студийной компрессией формировало нужный саунд.
Джеймс Джеймерсон и его стиль игры
За свою карьеру Джеймс Джеймерсон поучаствовал в студийных сессиях многих культовых музыкантов 1960-1970-х годов. Музыкант помогал в студии The Temptations, The Four Tops, Стиви Уандеру и Марвину Гэйю, а также десяткам других известных исполнителей.
Так как контрабас был первым и основным инструментом музыканта, при переходе на бас-гитару Джеймерсон разработал своеобразную технику игры «крючком». Музыкант загибал указательный палец в эдакий крючок, которым «подцеплял» струны.
Вместе с тем игру Джеймерсона отличали изобретательные хроматические линии, активное синкопирование и инверсии. Всё это басист применял на фоне сотен других музыкантов, не выходивших в соуле, фанке, блюзе и ритм-н-блюзе за грани основных нот аккордов и квинт в партиях баса.
Характерной чертой игры Джеймса были и ритмические движения «между нот» — приём, который известен большинству музыкантов по названию «ноты-призраки». Джеймерсон использовал ноты-призраки постоянно, расставляя акценты и придавая партии дополнительное движение.
В партитурах и табулатурах ноты-призраки обычно обозначаются цифрой в скобках — например, (5). Такое обозначение предполагает, что нота звучит намного мягче и тише предыдущего звука. Несмотря на простоту приёма, его использование требует достаточной практики: от басиста требуется достичь такого эффекта, чтобы ноты были едва слышны, но вместе с тем продолжали держать грув.
Синкопированный грув
Рифф построен вокруг нот, входящих в пентатонику Ми мажор (тоника, пятая и шестая ступени). Для создания движения используется активное синкопирование.
В первом и втором тактах особое внимание нужно уделить отрезкам, где чередуются восьмая с точкой и шестнадцатая длительности. Шестнадцатые длительности стоит играть без акцентирования: ноты должны быть нарочито слабыми, переходящими в более сильный и длительный звук.
- Упражнение №1. Синкопированный грув 0:18
Знакомство с хроматикой
Упражнение развивает идеи с использованием нот с точками и синкоп через введение хроматических нот во втором и четвёртом такте. Играйте упражнение пальцами и не торопитесь: лучше начать с медленного темпа, постепенно отрабатывая звучание типичного для Джеймерсона грува.
Обратите внимание на появление бемоля седьмой ступени (нота Ми бемоль в конце первого и третьего тактов). Звук появляется довольно неожиданно и призван как бы очертить доминирующую седьмую ступень в партии баса.
- Упражнение №2. Знакомство с хроматикой 0:25
«Крюк» одним пальцем
Упражнение знакомит с техникой игры «крюком», использовавшейся Джеймерсоном довольно часто. Загните указательный палец таким образом, чтобы он был похож на крюк и играйте им арпеджио во втором и третьем тактах. Речь идёт о ходах в направлении от первой к третьей струне в конце тактов.
Старайтесь не использовать другие пальцы для извлечения этих нот. Идея в том, чтобы играть всё одним пальцем, последовательно задевая три струны — так переход будет звучать более плавно.
- Упражнение №3. Крюк одним пальцем 0:26
Ноты-призраки
Ноты-призраки — базовая техника для любого басиста, особенно для тех, кто любит играть фанк. Призрачные ноты должны звучать так, как будто их и нет в партии: звучание призраков напоминает эдакую ритмическую ступеньку, поддерживающую партию в моменте перехода к следующей сильной доле.
Для упрощения игры упражнения партию можно пропевать, акцентируя голосом сильные доли и имитируя ноты-призраки. Так будет проще разобраться в звучании басовой линии и правильно играть её.
- Упражнение №4. Ноты-призраки 0:23
Изучаем игру известных гитаристов
Играем партии ритма и соло в стилистике Джими Хендрикса
Барабанное гитарное упражнение Дэйва Грола: как играть на гитаре как на ударных