Изучаем особенности гитарного стиля 10 основных гитаристов, игравших с Дэвидом Боуи.
Рассказывать о том, что Дэвид Боуи был инноватором в мире музыки и настоящей культурной иконой на протяжении пяти десятков лет — нет смысла. Это факт, с которым бесполезно спорить. Первый большой хит Боуи ‘Space Oddity’, вышедший в 1969 году, совпал по времени с высадкой американской экспедиции на Луну, а эффект от обеих событий был практически одинаковым.
За свою карьеру Боуи сотрудничал со многими великолепными музыкантами самых разных направленностей. Отдельное место занимали гитаристы, выбор которых всегда оказывался единственно верным как для самого Боуи, так и для его творчества. Каждый из 10 гитаристов, перечисленных ниже, сыграл важную роль в создании неповторимого звука Дэвида Боуи.
Итак, сегодня в нашем большом гитарном материале мы посмотрим на стиль:
- Дэвида Боуи
- Мика Ронсона
- Мика Уэйна
- Эдриана Белью
- Роберта Фриппа
- Карлоса Аломара
- Нила Роджерса
- Эрла Слика
- Стиви Рэй Вона
- Ривза Габрелса
Боуи неплохо играл на гитаре, а на заре своей карьеры записывал все гитарные партии самостоятельно. Так, например, Боуи записал партии акустической гитары в таких песнях, как ‘Star Man’, ‘The Man Who Sold The World’ и ‘Space Oddity’, используя 12-струнный инструмент. Партии в этих композициях достаточно простые, построенные на открытых аккордах, хорошем чувстве ритма и драйве во время игры.
Мик Ронсон присоединился к Боуи чуть позже и записывал основные гитарные партии на многих ранних записях Боуи, включая основные треки эры Зигги Стардаста. Ронсон отличался плотным гитарным саундом и яркими нарядами, которые положили начало эпохе глэм-рока в музыке.
Мик Уэйн играл важную роль в карьере Боуи во времена выхода несомненного хита ‘Space Oddity’. Пентатонические ходы Уэйна в проигрыше ‘Space Oddity’ добавили своего шарма общему звучанию Боуи, а также запомнились многим поклонникам творчества «британского хамелеона».
Эдриан Белью присоединился к Боуи во время тура в поддержку альбома ‘Heroes’, а также принимал активное участие в записи двойного «живого» альбома ‘Stage’. Белью также хорошо известен по своей работе с King Crimson и гитаре Parker Fly.
Роберт Фрипп был приглашен продюсером Брайаном Ино для записи альбома ‘Heroes’. Игра Фриппа добавила некое экспериментальное звучание в творчество Дэвида Боуи, в особенности в заглавную композицию альбома. Кстати говоря, Фрипп стал одним из основателей King Crimson.
Карлос Аломар начал сотрудничать с Боуи во время подготовки к выпуску альбома ‘Young Americans’. В это время музыка Боуи стала более фанковой, а Аловар помог придумать несколько знаменитых грувов из песен той эпохи.
Нил Роджерс известен многим любителям музыки в роли гитариста небезызвестных Chic. Роджерс был продюсером самого успешного альбома Боуи ‘Let’s Dance’, а также записывал все гитарные партии для этой пластинки. Альбом отличался запоминающимися партиями ритм-гитары, а также яркими соло от еще неизвестного в те времена широкой публике Стиви Рэй Вона.
Эрл Слик играл в туре ‘Diamond Dogs’, а затем участвовал в записи альбома ‘Station To Station’. Стиль игры Слика вобрал в себя многое от игры Мика Ронсона и ярко проявился в песне ‘Rebel Rebel’, где, к слову сказать, Боуи также записал партию ритм-гитары.
Настоящая легенда блюза Стиви Рэй Вон сыграл все лид-партии на альбоме ‘Let’s Dance’, а после был приглашен к участию в одноименном туре. Вон отказался от поездок с Боуи ради того, чтобы сфокусироваться на работе над первым сольным альбомом ‘Texas Flood’. Характерную игру Стиви Рей Вона можно услышать в таких песнях, как ‘Let’s Dance’ и ‘China Girl’. Кстати говоря, в архиве нашего сайта есть отдельный материал о гитарном стиле Стиви Рэя.
Наконец, Ривз Габрелс был неразрывно связан с Дэвидом Боуи в 1990-е года, когда Боуи собрал свой сайд-проект Tin Machine. Гитарный стиль Габрелса строился вокруг использования некового датчика и мощной атаки, а также был совершенно не похож на то, что делал Стиви Рэй Вон и другие гитаристы, работавшие с знаменитым британским музыкантом.
Мы собрали воедино 10 риффов и лид-партий (все картинки кликабельны!). Каждая из 10 частей относится к определенному гитаристу и в рамках аудиопримера и минуса повторяется дважды.
Полная версия трека
Минус
Пример 1. Дэвид Боуи. Акустический «бой»
В своих ранних записях Боуи использовал 12-струнную акустическую гитару. Аккорды используют открытые первую и вторую струны, которые звучат на протяжении всего примера. Постоянно звучащие открытые струны добавляют атмосферности звучанию партии, а также помогают «склеить» гитарный саунд во время смены аккордов.
Аккорды зазвучат лучше, если будут сыграны чуть более резко и уверенно. Помимо этого, на аккорде Fmaj7 Боуи не глушил шестую струну, чтобы сделать звучание аккорда чуть более мрачным.
Пример можно исполнять и на 6-струнном инструменте, но самое похожее звучание получится только при использовании 12-струнной акустической гитары.
Пример 2. Мик Ронсон. Глэм-роковый рифф
Второй пример достаточно прост и строится на пауэр-аккордах в открытой позиции. Следите за направлением ударов медиатором в мелодической вставке в конце второго такта.
Ронсон играл на Gibson Les Paul Custom и усилителях Marshall. Звук Ронсона можно охарактеризовать как мощный и объемный, но крайне музыкальный. Наибольшей степени похожести можно добиться при использовании бриджевого звукоснимателя и овердрайва.
Пример 3. Мик Уэйн. Мажорная пентатоника
Третий пример стоит исполнять при помощи медиатора и с достаточно сильной атакой. Следите за направлением ударов медиатором. Арпеджио в третьем такте также стоит играть при помощи медиатора для наибольшей четкости звучания.
Что-то подобное можно услышать в концовке ‘Space Oddity’. Используйте бриджевый датчик, чистый звук и небольшое или среднее количество реверберации.
Пример 4. Эдриан Белью. Сустейн
Мелодия в данном примере подразумевает использование мощного овердрайва на продолжительных звуках, а также добавлении дилэя для большей атмосферности. Можно поэкспериментировать с эффектами наподобие хоруса, чтобы добиться характерного для 1980-х звучания.
Белью часто использовал ноты, которые звучали в унисон с основными аккордами песни, что, по воспоминаниям гитариста, нравилось Боуи. С точки зрения звучания, стоит играть на бриджевом звукоснимателе. Гитарный звук стоит «подкрасить» овердрайвом и дилэем.
Пример 5. Роберт Фрипп. Лид на сустейне
Идея пятого примера «вытекает» из предыдущего пункта, да и строится на схожем подхоже к звуку. Не забывайте делать слайды в отмеченных местах.
Делая подтяжку в четвертом такте, не отпускайте Ля на пятом ладу первой струны. Как и в прошлом примере, используйте бриджевый звукосниматель, овердрайв и дилэй.
Пример 6. Карлос Аломар. Фанковый «чес»
Боуи начал сотрудничество с Карлосом на заре фанковой эпохи своего творчества. Данный пример подразумевает высокую степень аккуратности во время игры.
«Сочного» звучания можно добиться за счет добавления фейзера и стаккато — игры отрывистыми звуками. Играть пример лучше на бриджевом звукоснимателе, используя чистый звук и, как уже отмечалось ранее, эффект фейзера.
Пример 7. Нил Роджерс. Фанковый ритм
Нил Роджерс считается одним из величайших фанковых гитаристов всех времен и это заметно по его работе на альбоме ‘Let’s Dance’. Роджерс также выступил в роли продюсера пластинки.
Пример построен на использовании простых аккордов и игры «чесом» шестнадцатыми длительностями. Повторить звук Нила Роджерса можно за счет использования сингла в нековой позиции.
Пример 8. Эрл Слик. Фанк-роковый рифф
Восьмой пример построен на достаточно активном использовании хаммеров и пулов в духе Джими Хендрикса. Во втором такте имеется триплет, который требует агрессивного, но в то же самое время легкого звучания.
Что касается звука, то здесь наилучшим выбором будет нековый звукосниматель и овердрайв (тубскример).
Пример 9. Стиви Рэй Вон. Фразы на нековом датчике
Игра Стиви Рэй Вона добавила некоторой блюзовой свежести композициям ‘China Girl’ и ‘Let’s Dance’. Используйте малое баррэ, а также комбинацию первого и третьего пальцев для игры всех аккордов, кроме аккорда B.
Для наибольшей правдоподобности звучания, стоит использовать нековый датчик и легкий овердрайв.
Пример 10. Ривз Гэбрелс. Блюзовые ходы
Последний пример подразумевает игру с агрессивной атакой и использование блюзовых фразировок. Обратите внимание, что ноты данного примера практически идентичны тем, что использовались в примере, посвященном игре Стиви Рэй Вона.
Говоря о звуке, то здесь наилучшим образом проявит себя нековый звукосниматель и большое количество овердрайва.