Гитарные приёмы: изучаем стиль игры Марка Нопфлера

Султан свинга и его фингерпикинг, пентатоника и диады.

Марк Нопфлер игра на гитаре в стиле знаменитого гитариста

Марк Нопфлер — один из самых узнаваемых гитаристов в мире. И дело тут не только в знаменитой технике игры пальцами на электрогитаре. Из этого материала вы узнаете, какие приёмы часто использует шотландский гитарист при игре и как султан свинга подходит к написанию партий.


Кто бы что ни говорил, но в индустрии найдётся не так много гитаристов, узнать которых можно по паре-тройке нот. Определить человека с гитарой в отрыве от музыке очень сложно, для «опознания» людям зачастую нужно услышать игру музыканта в контексте песни.

Среди гитаристов, определить которых получается за несколько звуков, можно выделить тех же Брайана Мэя (об особенностях его игры читайте здесь) или Хэнка Марвина. Однако в музыкальном мире существует ещё один музыкант, узнать которого не составит труда, даже если вы далеки от гитарного мира. Марк Нопфлер.

За счёт особого мягкого и немного жужжащего звука, филигранный пальцевый стиль Нопфлера узнаётся практически сразу. Шотландский гитарист известен не только и не столько благодаря участию в Dire Straits и песням «Sultans Of Swing» и «Money For Nothing». Нопфлер — сам по себе султан свинга, чья игра представляет собой нечто большее, чем просто перебирание струн пальцами.

Игра Марка стала продолжением его желания выработать собственный неповторимый стиль. Большинство альбомов Dire Straits создавались во времена быстрых соло, широкого применения квакушек и «мясного» дисторшна, из-за чего чистый фингерпикинговый звук Нопфлера вкупе со скромным, но вкусным содержанием партий заметно контрастировали с музыкальными стандартами 1970-1980-х годов.

Стиль игры Марка Нопфлера

Методика игры Нопфлера заметно отличается от большинства известных гитаристов. За счёт отказа от медиатора Марк добился узнаваемого, мягкого и одновременно цепкого звука. Игра пальцами на электрогитаре в духе Нопфлера отличается от принципов, применяемых при игре на классической и акустической гитаре: при игре гитарист использует большой, указательный и средний пальцы, в то время как безымянный палец и мизинец опираются на гитару.

Примеры и упражнения в духе Марка Нопфлера подразумевают именно такую методику исполнения, поэтому на время прохождения урока стоит отложить медиатор. Такая игра требует привычки — пальцы должны почувствовать струны и тактильно запомнить их сопротивление. Прежде чем начинать изучение уроков, стоит поиграть немного пальцами и втянуться в процесс. Тренироваться можно на упражнении самого Нопфлера, которое он использует перед концертами для разминки рук.

По ходу карьеры Нопфлер постоянно менял гитарный звук, однако в наших упражнениях мы будем отталкиваться от классического (или более-менее классического) звучания шотландца. Для понимания стоит обратить внимание на звучание гитары в «Sultans Of Swing», «Down To The Waterline», «Private Investigations» и, конечно же, «Money For Nothing».

Методика игры арпеджио на все случаи жизни

Игра гитариста характеризуется слегка хрустящим звучанием инструмента, а также просторными партиями. Этот момент встречается практически во всех композициях Dire Straits.

Темп первого упражнения очень медленный — 45 ударов в минуту. Для упрощения понимания стоит вести счёт в размере 2/4 (раз-и-два-и), а не 4/4.

Обратите внимание на триоль в начале примера. Используйте большой (p), указательный (i) и средний (m) пальцы во время игры по нескольким струнам подряд. Идея в том, чтобы научиться играть любые партии аналогично тому, как мы играем арпеджио на классической или акустической гитаре.

  1. Упражнение 01: Арпеджио на все случаи жизни Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:26

Пальцевая пентатоника

Несмотря на большую любовь Нопфлера к кантри, для его партий характерны многие вещи из мира традиционного блюза. Упражнение построено на пентатонике Ре-минор — звуки Ре (D), Фа (F), Соль (G), Ля (A) и До (C) — с добавлением Ми (E) и блюзового Ля-бемоль (A).

Не забывайте, что пример нужно исполнять пальцами. Если игра пальцами никак не даётся, стоит использовать искусственные ногти (плектры для пальцев).

  1. Упражнение 02: Пальцевая пентатоника Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:25

Переходы в духе «Sultans Of Swing»

Начинающие гитаристы часто испытывают проблемы в игре переходов в куплете «Sultans Of Swing». Партия гитары в куплете движется в рамках последовательности Ре-минор (Dm), До (C), Си-бемоль (Bb), Ля (A), исполнить которую новичку может быть достаточно сложно.

Знаменитая песня Dire Straits использует эолийский лад — звуки Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си-бемоль (Bb), До (C) — и минорную пентатонику. Тем не менее в ладу заметны важные отличия: так, например, в аккорде Ля (A) звук До (C) заменён на До-диез (C#).

  1. Упражнение 03: Переходы в духе «Sultans Of Swing» Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:10

Игра диадами в духе «Money For Nothing»

Пример на основе знаменитой «Money For Nothing», смысл которого далеко не в чистоте исполнения. Во время записи песни Нопфлер использовал Gibson Les Paul Junior с овердрайвом и большим количеством средних частот, что сделало рифф запоминающимся.

Упражнение представляет собой что-то среднее между игрой Билли Гиббонса из ZZ Top и Рэя Кудера, и построено на использовании частичных аккордов или диадов (подробнее о них см. Что такое диад-аккорды). В партии также встречаются звуки из пентатоники Соль-минор (Gm) — речь идёт о нотах Соль (G), Си-бемоль (Bb), До (C), Ре (D) и Фа (F).

  1. Упражнение 04: Игра диадами в духе «Money For Nothing» Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:18

Игра легато

Запускающее партию трёхнотное арпеджио является классическим примером подхода Марка Нопфлера к гитарным партиям. Для исполнения стоит поставить большой палец на третью струну, а вторую и первую «взять» указательным и средним пальцами.

Второй такт фразы лучше исполнять указательным и средним пальцами. Однако, если для игры удобно использовать все три пальца или только один, можно играть и так.

  1. Упражнение 05: Игра легато Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:14

Минорная пентатоника в стиле Марка Нопфлера

Упражнение построено на минорной пентатонике. С помощью пауз в примере создаётся интересный ритмический рисунок.

Исполнять пример можно так, как удобно: используя все пальцы по очереди или играя несколько звуков подряд одним пальцем. В местах, где отмечено использование большого пальца (p), можно отойти от того, что написано в нотах и извлекать ноты указательным пальцем.

  1. Упражнение 06: Минорная пентатоника в стиле Марка Нопфлера Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:14

Базовое обыгрывание аккордов

Фраза объединяет четыре рисунка, выделяющих тон аккорда. Каждая подфраза предполагает использование одного паттерна:

  1. большой палец (p),
  2. хаммер (удар по струне на грифе),
  3. указательный палец (i),
  4. средний палец (m),
  5. большой палец.
  1. Упражнение 07: Базовое обыгрывание аккордов Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:13

Диады и сексты

Типичный пример в стиле Марка Нопфлера. Двузвучия обыгрывают основные формы аккордов, представляя собой часть типичной аппликатуры.

  1. Упражнение 08: Диады и сексты Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:13

Скорость и срывы

Фраза представляет собой стилизацию техники скоростной игры шотландца 16-ми нотами. Что-то подобное можно услышать в уже упомянутой «Sultans Of Swing».

Для упрощения игры стоит разбить пример на несколько частей и выучить их по отдельности. Задача разбивки в том, чтобы запомнить, как звучит каждая половина и четверть такта, и какие пальцы лучше использовать для исполнения. Хитрость в том, что каждый второй звук лучше извлекать большим пальцем — тогда достичь нужной скорости исполнения будет значительно проще.

  1. Упражнение 09: Скорость и срывы Упражнения в стиле Марка Нопфлера 0:13

Бэк-трек для занятий в стиле Марка Нопфлера

Для отработки изученного материала и комбинирования разных приёмов, которые мы рассмотрели выше, мы подготовили бэк-трек в стиле Dire Straits и шотландского гитариста. Тренируйтесь и помните: никакого медиатора!

  1. Бэк-трек в стиле Марка Нопфлера 1:04
Exit mobile version