Он — несравненный Король фьюжн-гитары. Не так много музыкантов владеют инструментом настолько виртуозно, как он, и из года в год доказывают любителям музыки, что главное в игре на гитаре — не скорость и зубодробительность запила, а чувства.

В 2015 году, накануне выхода альбома «Elysium», Эл Ди Меола рассказал о том, как вернулся к игре на электрогитаре, а также дал полезные советы гитаристам, которые помогут им звучать намного лучше. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод рассказа Ди Меолы.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Советы гитаристам: единственные 10 наставлений, которые нужны гитаристам

Советы гитаристам от Олы Инглунда


Изучай джаз как можно раньше

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

Моим первым учителем был Боб Асланиан, обладавший отличной техникой и в совершенстве знавший музыкальную теорию. Он был настолько свернут на джазе и всем новом, что позволял мне изучать все, что я хочу.

Нравилось мне это или нет, но мое обучение началось именно с премудростей джаза. Это частично сформировало меня как музыканта. Позднее, когда я стал старше, на меня большое влияние оказал Ларри Корьелл (джаз-фьюжн гитарист, считающийся крестным отцом жанра — прим. ред.), который играл на стыке джаза и рока. Мне кажется, Ларри был одним из первых, кто совместил элементы джаза и рока в студии. Позже мы стали хорошими друзьями.

Заимствуй ноты в музыке танго

Я всегда восхищался гитаристами, обладающими великолепной артикуляцией и чувством ритма — тем же Чиком Кориа. Но все же ключевым моментом, позволившим мне сделать настоящий скачок в своем развитии, стало знакомство с Астором Пьяццоллой (аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво — прим. ред.).

Знакомство с ним вывело меня как композитора на совершенно новый уровень, а способность Пьяццолы наполнять музыку эмоциями оказала на меня огромное влияние. Я был удивлен, как в музыке Пьяццоллы главная роль отводилась не правильности или сложности, а сентиментальности и эмоциональности без ущерба интеллектуальности.

К моменту нашего знакомства я считал джаз и фьюжн слишком заумными, безэмоциональными. Общение с Пьяццоллой стало очень полезным, у меня появились мысли, как наполнить эти стили новыми настроениями и сделать их интереснее для слушателя.

Ритм — истинный Король

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

Меня всегда впечатляли перкуссия и ударные — эти инструменты можно считать моей первой любовью. В детстве я отстукивал по парте один ритм, а ногой по полу — второй. Я постоянно стучал и даже не обращал внимания на то, что происходит в классе. Пытаясь совместить это со своей игрой на гитаре, я развивал в себе чувство ритма.

Став старше я стал ходить по клубам, в которых по вечерам исполняли латинскую музыку, и впитывать их атмосферу. Я пёрся от сальсы и инструментов, использующихся в подобной музыке — ее ритмы попросту сводили меня с ума.

Я до сих пор повернут на ритме и считаю, что все держится именно на нем. Многие люди учатся музыке всю жизнь, отлично владеют гитарой или клавишами, но поразительно не замечают и не чувствуют ритма клаве или шейкера.

Ритм — это залог успеха. При игре нужно уметь отстукивать ритм ногой, причем делать это не только в такт музыке, но и против него. Если во время игры ломаных ритмов вы сбиваетесь, то у вас большие проблемы. Играя на гитаре важно синхронизировать действия всех частей своего тела. К тому же с помощью ритма можно невероятно разнообразить музыку, если не бояться экспериментов с ритмическим рисунком. Играя на слабые доли и синкопируя ритмы вы будете круто звучать, даже если партия построена на трех простых аккордах. Умение играть ритмически точно, интересно и разнообразно отличает хороших гитаристов от лучших.

Пользуйся мизинцем

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

В молодости самое большое, о чем я мечтал — это играть в Return To Forever (музыкальный коллектив, играющий в стиле джаз-фьюжн. Основателем коллектива является Чик Кориа, а в разные времена в нем участвовали такие музыканты, как Стэнли Кларк, Флора Пурим, Аирто Морейра и другие — прим. ред.). Эти парни не были просто очередной группой великолепных музыкантов, собирающихся поджемить вечером, они были высококлассными музыкантами и невероятными композиторами, делающими поистине клевую музыку.

Моя способность врубаться и читать музыку, развившаяся у меня во время обучения в Беркли, а также умение играть разные гаммы и аккорды дала свои плоды, я попал в Return To Forever. В те времена мир был переполнен рок-музыкантами — они отлично владели инструментом, но только в рамках своего стиля. Большая часть этих парней не могла или не играла гаммы, потому что они всю жизнь играли двумя-тремя пальцами. Гаммы были недоступны им, а их таланты ограничивались зажатием струн двумя пальцами для извлечения особо мощного аккорда или пентатоники. В общем, чтобы играть по-настоящему хорошо, вы должны бегать по грифу всеми пальцами, в особенности мизинцем.

Не забывай про эффекты

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

Я играю на Gibson Les Paul Custom на альбоме Elysium. Он напоминает слушателям о том саунде, что был у меня на ранних, особо успешных и интересных записях в 1970-е. Тем не менее пластинка изначально должна была звучать иначе, ведь я планировал записать акустический альбом.

Все изменилось, когда я пообщался с Шоном Хэйнсом, который был моим гитарным техником в 1980-х. Он собрал отличный педалборд и показал его мне, играя на Gibson Les Paul. Звучание меня настолько впечатлило, что я решил поиграть собственные наработки для альбома через построенную Шоном цепочку эффектов. Слушать как звучит моя музыка при использовании эффектов и Les Paul Custom было настоящим удовольствием, я будто нашел то, что я давно искал.

До недавнего времени я был противником педалбордов и цепочек эффектов. В начале карьеры у меня вообще не было педалборда, потому что я искренне считал, что использование эффектов приводит к потере естественности звука. Мой саунд был построен на сильной атаке и богатстве звука самого инструмента. Сегодня я пересмотрел свое отношение к педалям и эффектам, а также стал чаще брать в руки электрогитару — спасибо за это Шону.

Найди свой звук

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

Я очень долго не играл на своем Лес Поле. Как-то мне позвонили из Gibson и заявили, что хотят, чтобы я снова стал эндорсером их инструментов. Поначалу мое отношение к этому разговору было несерьезным, я ответил что-то в духе «Ага-ага, ну да, конечно», к тому же у меня уже были партнерские отношения с PRS, чей руководитель Пол Рид Смит — мой хороший друг. Gibson поняли мой скептический настрой и сказали, что не собираются предлагать мне какой-то контракт, а просто хотят, чтобы я вернулся к своему саунду. Эти слова крепко засели мне в голову, я задумался о том, так ли важен фирменный звук.

Во время моих раздумий произошла наша встреча с Шоном, где я поиграл на Лес Поле через его педалборд. Я начал сравнивать звучание гитар PRS и Gibson, и с каждым днем все больше убеждался, что Gibson Les Paul звучит более агрессивно, как раз так, как я звучал на ранних записях. В общем, я согласился с Gibson и снова играю на их гитарах, хотя PRS для меня все также дороги — это очень нежные гитары с невероятным сустейном.

Держись своих корней

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

Когда я разместил в Фейсбуке информацию о том, что на новом альбоме буду играть на Les Paul, то получил огромное количество отзывов. Люди ждали от меня чего-то, что напомнит им о моем раннем периоде творчества, о том саунде, благодаря которому я стал известен.

Так уж совпало, что мой альбом «Elysium», если верить отзывам поклонников, совмещает все лучшее из моего старого творчества с моим современным видением музыки. Так что не стоит отворачиваться от того, что уже сделано — надо всегда помнить о том, с чего ты начинал.