Одной из самых распространённых проблем гитаристов при сочинении соло является нехватка идей. Непонятно, что именно играть дальше, ведь хочется сделать соло ярким и запоминающимся. Преподаватель Том Хесс на своём сайте рассказал, как легко и быстро придумывать гитарные соло и улучшить навыки импровизации, отказавшись от вопроса «Что играть?». С разрешения автора SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Очень часто гитаристы, придумывающие гитарные соло, сталкиваются с нехваткой идей для сочинения партии. Причин тому, как мне кажется, две:
- Гитаристы думают, что гитарное соло должно состоять из большого количества фрагментов и разнообразных фраз. Это миф.
- Сильная зацикленность на установке «Что играть?» вместо «Как играть?». Корень проблемы здесь в недостаточном развитии навыков фразировки у большинства гитаристов.
Долгосрочное решение проблемы поиска идей для сочинения соло требует смены мышления. Для начала перестаньте думать о том, как вы запилите что-то дикое и невероятное, что запомнится всем и каждому. Соло далеко не всегда история про скорость и сложность.
Примите тот факт, что яркое и запоминающееся соло ≠ сложное и насыщенное соло. Всё-таки исполнение важнее содержания.
Перестроить мышление поможет принцип получения большего от каждого известного вам гитарного соло. Благодаря этому принципу можно придумывать более интересные партии и улучшить общее звучание без глубокого изучения нового материала.
Чтобы выжать максимум пользы из уже изученного материала, достаточно соблюдать простой алгоритм:
Найти бэк-трек
Найдите бэк-трек в любой тональности. Главное правило здесь — комфортность игры. В качестве бэк-трека можно придумать свою минусовку или скачать готовый бэк-трек в одном из соответствующих каталогов.
Вспомнить любую известную фразу
Вспомните любой отрывок из гитарного соло, которое вы изучали ранее. Желательно, чтобы отрывок был коротким и несложным для игры. Не прыгайте выше головы, пусть фраза будет в пределах ваших технических возможностей игры на гитаре.
Исполнить фразу с умом
Включите бэк-трек и играйте выбранную ранее гитарную фразу. Сыграв отрывок в первый раз под минус, не спешите изобретать совершенно новый пассаж. Для начала повторите фразу ещё несколько раз, а затем сыграйте её вариацию. Именно вариацию — фраза должна содержать небольшие изменения в нотах, но при этом оставаться собой.
Создать вариацию можно одним из следующих способов:
- Изменить ритмику партии, не меняя её звуковое содержание. Все ноты в таком случае остаются неизменными.
- Изменить содержание, сыграв партию на терцию или октаву выше. Ритмический рисунок фразы при этом остаётся тем, каким он был изначально.
- Изменить окончание фразы, не изменяя остальных нот. К примеру, при длительности фразы в четыре такта можно менять ноты в каждом четвёртом или каждом втором такте.
- Добавить украшений: вибрато, бендов, слайдов, хаммеров и пулов. Ритмика и состав звуков при этом не должны меняться.
Придумайте как минимум десять вариантов оригинального отрывка соло. Понятно, что в настоящем соло вы вряд ли когда-либо будете играть одну и ту же фразу в десяти вариациях, но цель здесь в другом. Я хочу, чтобы вы прошли через процесс исследования возможностей, доступных вам прямо сейчас.
Конечно, в реальном гитарном соло вы вряд ли будете играть один и тот же лик 10-ю похожими способами, но здесь я хочу, чтобы вы прошли через этот процесс намеренно и исследовали больше возможностей для импровизации, доступных вам на данный момент.
Выбрать новую фразу
После того, как одна из фраз будет сыграна во всех возможных и доступных вам вариациях, переходите к следующей. Можно взять ещё одну фразу из того же соло, откуда взялся первый отрывок, можно вспомнить другую партию.
Повторить с новой фразой
Повторите все действия, начиная с третьего шага. Играйте оригинальную партию, придумывайте вариации, используя новую ритмику или различные украшательства.
Предложенный алгоритм отличается от того, как большинство гитаристов придумывают партии соло-гитары или импровизируют. Вариации — один из самых действенных способов украсить партии, сделать их интереснее. Вместо того, чтобы впихнуть в свою импровизацию как можно больше разнообразных и несвязанных по смыслу фраз, можно обыгрывать основные идеи партии с помощью ритма, других интервалов или приёмов звукоизвлечения.
Предложенный мной метод позволяет получить больше из меньшего. Чтобы соло заиграло новыми красками и при этом не распухло от ненужных нот, достаточно чаще думать о том, как именно извлечь тот или иной звук. Можно не быть самым быстрым гитаристом в мире, но при этом придумывать и исполнять великолепные соло и яркие запоминающиеся импровизации только за счёт знания приёмов звукоизвлечения и умения грамотно их применить.
Кто-то решит, что описанный метод слишком прост, чтобы быть эффективным. Судить вам, но моя практика показывает, что он и прост, и эффективен одновременно. Я рассказывал его многим своим ученикам и спустя некоторое время все они значительно улучшили свои навыки импровизации и стали придумывать более интересные соло. Попробуйте и вы.