Гитарные приёмы: стиль Карлоса Сантаны

Тремоло, латиноамериканские мотивы, пентатоника, трели и другие техники, используемые гитаристом.

гитарные приёмы, Карлос Сантана, стиль Карлоса Сантаны

Мнение гитаристов, музыкантов и простых слушателей о Карлосе Сантане строго противоположное: одни безмерно уважают американского гитариста, другие не понимают его творчество и игру. К какому бы лагерю музыкантов вы не относились, факт остаётся фактом — стиль Сантаны настолько узнаваем, что его невозможно спутать с другими гитаристами. Из этого материала вы узнаете, как Карлос Сантана подходит к написанию партий, изучить стиль игры гитариста, а также посмотрите, как вплетать латиноамериканские элементы в свою игру.


Узнаваемый стиль Карлоса Сантаны базируется на латиноамериканских ритмах и гармонично вплетённых в блюзовую основу мексиканских мотивах. Необычный синтез быстро привлёк внимание слушателей — Карлос стал одним из тех, кто в 1969 году вышел на сцену культового фестиваля в Вудстоке (наряду с Джими Хендриксом и The Who).

Творчество гитариста отличает богатый и насыщенный гармоническими обертонами звук. Стиль игры Карлоса Сантаны отличается обилием бендов, трелей, легато и других фирменных фишек. При этом большинство партий гитариста основываются на минорной пентатонике с добавленными шестой (VI) и девятой ступенями, что приближает их звучание к дорийскому ладу (см. Гаммы и лады для начинающих).

СТАНДАРТНЫЙ СТРОЙ

Все примеры, если это не указано отдельно, написаны для стандартного гитарного строя E-A-D-G-B-E (Ми, Ля, Ре, Соль, Си, Ми).

Пентатоника

Первый пример основан на пентатонике в Ля миноре (ноты Ля, До, Ре, Ми и Соль). Сложность партии заключается в присутствии ряда интервалов, которые последовательно извлекаются на одном ладу на разных струнах.

Ноты Ми и До на 17-м ладу первой и второй струны удобно брать указательным пальцем (можно даже через малое баррэ). Для исполнения второго интервала из нот Ре и Ля на 19-м ладу нужно использовать безымянный палец и мизинец — так вы разделите звуки между собой.

  1. Пентатоника Карлоса Сантаны

Повторяющаяся фраза

Упражнение представляет собой повторяющуюся на двух струнах фразу из четырёх нот. Пассаж звучит довольно быстро, но исполнить его достаточно просто. Тренируйтесь на медленной скорости, постепенно набирайте темп и следите за чистотой звука.

  1. Повторяющаяся фраза из четырёх нот

Фирменная фразировка Карлоса Сантаны

Эта фраза представляет собой что-то вроде визитной карточки Карлоса Сантаны. Услышать подобный ход можно во многих композициях гитариста. Добавление ноты До в аккорде E7#9 придаёт звучанию особый шарм.

  1. Фирменная фраза Карлоса Сантаны

Легато в быстром темпе

Для исполнения первой части примера используйте технику легато (хотя можно извлекать каждый звук по отдельности). После бенда на полтона идёт нисходящая последовательность звуков (ноты До, Ля, Соль, Ми, Ре, До, Ля, Ля и Соль), использующая пентатонику Ля минор.

  1. Легато в быстром темпе 0:17

Легато, триоли и бенды

Упражнение комбинирует элементы предыдущих примеров. Здесь также используется пентатоника Ля минор. Для более комфортного исполнения совмещайте игру медиатором и легато.

  1. Триоли, бенды, легато, вибрато 0:23

После отработки первых пяти упражнений можно потренировать полученные знания на специальном минусе. Аранжировка предполагает исполнение партий в духе Карлоса Сантаны, хотя никто не запрещает играть всё, что вам вздумается или смешивать стилистику американского гитариста со своими любимыми приёмами.

  1. Бэк-трек №1 в духе Карлоса Сантаны

Простая мелодия

Простая мелодия с ярко выраженной стилистикой Карлоса Сантаны. Никаких бендов и вибрато — только плавность исполнения и ритмическая точность каждого звука.

  1. Простая мелодия в стиле Карлоса Сантаны 0:16

Нестандартная ритмика

Особенность упражнения в его ритмической основе — запомните и выучите ритм и только после этого переходите к самим нотам. Обратите внимание на стаккато (нота с точкой сверху) — такие звуки нужно исполнять отрывисто, отделяя их небольшими паузами.

  1. Нестандартная ритмика 0:16

Сантана и расширение пентатоники

Сантана часто отходит от привычной пентатоники, добавляя в неё дополнительные ноты. Такой ход придаёт звучанию совершенно иной оттенок.

Упражнение отличает несколько экзотичное звучание за счёт нот из гармонической гаммы Ре минор (звуки Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си бемоль и До диез). В нашем случае речь идёт о Ми в первом такте на 12-м ладу и До диез во втором такте на 14-м ладу.

Ми и До расширяют привычную пентатонику, делая её значительно интереснее. В третьем такте партия возвращается к привычной пентатонике Ре минор (звуки Ре, Фа, Соль, Ля, До).

  1. Расширенная пентатоника в стиле Карлоса Сантаны 0:18

Триоли и бенды

Карлос Сантана часто начинает свои соло с триолей — в первом такте упражнения повторяется эта фишка гитариста. Если исполнить сходу упражнение не получается, сначала сыграйте только первую и четвёртую ноты в первом такте, а затем постепенно добавляйте к ним по одной подтяжке в промежутках. Главное играть упражнение точно, чётко придерживаясь триольного ритма.

  1. Триоли и бенды 0:18

Дикое тремоло

Сантана активно пользуется тремоло, но речь отнюдь не о машинках типа Floyd Rose. Мощные и быстрые тремоло Сантана исполняет переменным штрихом. При этом каждый звук извлекается чётко, а левая и правая руки работают максимально слаженно.

  1. Дикое тремоло 0:18

Напоследок отработаем полученные знания на ещё одном бэк-треке. Минус заточен под вторую пятёрку упражнений, хотя гитарные приёмы и фишки Карлоса Сантаны из первой пятёрки примеров также можно вписать в этот бэк.

  1. Бэк-трек №2 в духе Карлоса Сантаны 1:32
Exit mobile version