in ,

Как сделать реампинг гитары дома

Реампинг

Что такое реампинг, зачем он нужен, какого оборудования требует и как самостоятельно сделать его в домашних условиях.

Американский звукорежиссер Бен Линделл, работавший в разное время с 50 Cent, MGMT, Руфусом Уэйнрайтом, Райаном Лесли, Келли Роулэнд и другими, рассказал в блоге на своем сайте о собственном опыте проведения реампинга дома.

В заметке Линделл рассказывает, что такое реампинг и зачем он нужен, а также отмечает, что сделать реампинг гитары дома, как впрочем и других музыкальных инструментов, достаточно просто. Редакция SameSound.ru приводит адаптированный перевод заметки.


Бен Линделл
Бен Линделл

Не вдаваясь в сложные технические подробности, реампинг — это проигрывание любого аудиоматериала через внешний источник звука с его последующей записью. Другими словами, реампингом называется и пропускание чистого гитарного сигнала, записанного в линию, через гитарный усилитель, и прогонка дорожки баса через винтажный компрессор с нереальным количеством ламп, и посыл вокального трека через гитарную педаль.

Возможности в этом процессе ограничены только фантазией звукорежиссера, ведь реампинг — не какая-то точная наука, а поле для креативных экспериментов по поиску интересного звучания.

Зачем нужен реампинг?

Можно долго спорить о качестве звучания плагинов эмуляции гитарных кабинетов, усилителей, компрессоров и консолей. Все эти разговоры — банальная вкусовщина. Найти подходящий звук гитары самостоятельно или из набора пресетов того же AmpliTube не составит труда, а большинство слушателей даже не заметит разницы между использованием плагинов и реальных ламповых усилителей.

Реампинг — не панацея. Не стоит думать, что без этой процедуры не получится достичь профессионального качества звучания. Послушайте то, что публикуют Ола Инглунд, Роб Скэллон и Райан Брюс на YouTube — отличный саунд далеко не всегда строится вокруг аналогового оборудования.

Тем не менее, реампинг позволяет отвлечься от особенностей исполнения музыки и сфокусироваться на тембре и характере звука. Благодаря реампингу музыкант становится свободнее в вопросах поиска звучания, идеально «ложащегося» в микс. Звукорежиссер может спокойно экспериментировать со звуком, перебирать комбинации микрофонов, искать их идеальное положение в пространстве. В общем, делать все, что не удается нормально произвести во время сессий звукозаписи.

Что нужно для того, чтобы сделать реампинг дома?

Реампинг

Для проведения реампинга понадобится исходная записанная аудиодорожка какого-либо инструмента, аудиоинтерфейс, реамп бокс или ди-бокс, усилитель (гитарная педаль, компрессор и т.д.) и микрофон.

Так как выходной сигнал с аудиоинтерфейса поступает с неправильным уровнем громкости и импедансом, нельзя просто взять и соединить выход интерфейса с входом педали или усилителя. Уровень выходного сигнала намного выше, чем ожидает вход усилителя, а это значит, что сигнал предварительно нужно сконвертировать до должного уровня.

Для этих целей потребуется специальный реамп бокс или пассивный ди-бокс. Одним из самых популярных реамп боксов считается Little Labs Redeye 3D, чья стоимость составляет порядка $290-300, что довольно дорого в современных условиях. Желающим сэкономить стоит рассмотреть аналогичные устройства от Radial или воспользоваться обыкновенным пассивным ди-боксом наподобие Behringer DI400P.

Как сделать реампинг самому?

Процесс начинается с настроек дорожки в окне DAW. На треке, чье содержимое подвергнется реампингу, установите в качестве выхода (Output) свободный выход аудиоинтерфейса. Все, что остается после этого — соединить его с входом реамп бокса, подключить реамп бокс к усилителю и начать процесс реампинга.

Для начала потренируйтесь на небольшом отрезке аудио. Зациклите воспроизведение и настраивайте звучание усилителя по своему вкусу. Добившись желаемого результата, переходите к экспериментам с микрофонами — это даст ответы на вопросы о количестве используемых микрофонов и их положении относительно динамика усилителя.

Все действия идентичны тем, которые выполняются при записи электрогитары через усилитель. Отодвигайте или приближайте микрофон к решетке усилителя, смещайте его ближе к краю динамика или поставьте точно по центру. Другими словами, ищите тот звук, который вам хочется.

Стоит отметить, что искомое звучание может не вписаться в микс. Не редки случаи, когда получившееся звучание гитары хорошо звучит само по себе, но не ложится в контекст всей песни. В общем, во время поиска желаемого звука не забывайте проверять его вместе с остальными инструментами, участвующими в аранжировке композиции.

Когда звучание будет найдено, можно начинать итоговый реампинг. Создайте новую дорожку, выберите в качестве источника входящего сигнала («Input»/»Input Source») вход аудиоинтерфейса, к которому подключен микрофон, и начинайте запись.

С точки зрения записи трудностей возникнуть не должно — просто включите одновременно запись и проигрывание только той дорожки, которую вы реампите и ждите, пока она не доиграет до конца.

Как звучат инструменты после реампинга?

Электрогитара

reamp-guitars-03

Для записи электрогитары использовался Fender Telecaster, подключенный в ди-бокс Demeter Tube DI. Следом за ди-боксом находился предусилитель DBX 386, подключенный в аудиоинтерфейс Digidesign 192.

Электрогитара, записанная напрямую через аудиоинтерфейс и ди-бокс.

Электрогитара после обработки эмуляторами гитарных кабинетов (AmpliTube 3).

Реампинг электрогитары.

Разница очевидна. Реампинг обогатил звучание гитары кранчем, вдохнул в звук больше жизни и сделал его сводобнее.

Что касается дальнейшего пути прохождения сигнала, то для реампинга гитары дома я выстроил следующую схему. Сигнал с выхода Digidesign 192 проходил через реамп-бокс Little Labs Redeye 3D на чистый канал усилителя Mesa/Boogie Nomad 55 с активированным переключателем «Pushed». Запись производилась при помощи микрофонов Beyerdynamic M 201 TG и Neumann U87, находившихся на расстоянии около 30 сантиметров от усилителя. Звучание микрофонов «подогревалось» за счет использования предусилителя API 3124 и 1176.

При такой схеме можно вести запись и реампинг одновременно. В то же самое время для того, чтобы сделать реампинг гитары дома, можно изначально записать электрогитару через ди-бокс, а затем с его помощью соединить выход аудиоинтерфейса с входом гитарного усилителя.

Какой метод использовать — решать каждому самостоятельно. Используйте тот, который доступен вам исходя из технического оснащения.

Бас

reamp-guitars-06

В 9 из 10 случаев при сведении музыки хватит дорожки баса, записанной «в линию». По своему опыту скажу, что в 80% ситуаций я не делаю реампинг баса. Сама по себе бас-гитара звучит хорошо и требует небольшой доводки эквалайзером и компрессором. Тем же музыкантам, которым хочется получить более яркое, объемное и характерное звучание баса, стоит попробовать заняться реампингом.

Бас «в линию».

Бас после обработки плагинами.

Реампинг баса.

Звучание баса стало лучше и богаче, а звук оброс приятным на слух «жирком». Путь прохождения сигнала остался тем же, а в качестве инструмента для записи использовался 5-струнный бас Lakland. При этом в качестве усилителя выступал все тот же Mesa/Boogie Nomad 55, потому что мне нравится, как через него звучит бас.

Изменения коснулись в вопросе выбора микрофонов. Вместо Beyerdynamic M 201 TG я использовал Sennheiser MD421, расположив его немного правее динамика усилителя, очень близко к решетке, чтобы добавить густоты звуку. Neumann U87 записывал комнату, что прибавило басу объемности и глубины.

Если гитара записывалась в одну дорожку с двух микрофонов, то для реампинга баса я использовал две дорожки. Так можно найти идеальный баланс между двумя вариантами звучания баса, добавить ему большей выразительности и уникальности.

Малый (рабочий) барабан

reamp-guitars-04

Реампинг рабочего барабана часто называют олд-скульным драм-реплейсментом. Суть метода заключается в использовании дополнительного динамика для подзвучки и усиления звучания барабана, а затем записываете итоговые псевдоудары, слышимые из колонок.

Несмотря на то, что чаще всего такой метод применяют только в отношении малого барабана, я считаю, что аналогичным путем можно производить реампинг томов и даже бас-бочки. Правда, решая сделать реампинг бас-бочки или томов дома, обзаведитесь басовым усилителем.

Исходное «сухое» звучание ударных.

reamp-guitars-05
Применение фильтрации и гейта.

Для того, чтобы сделать реампинг снэйра, продублируйте дорожку рабочего барабана и обработайте ее при помощи высоко- и низкочастотного фильтра с добавлением большого количества гейта. Задача заключается в том, чтобы пропустить через усилитель только остаточные и переходные импульсы, не допуская или минимизируя проникновение звуков от других элементов ударной установки.

Продублированная дорожка рабочего барабана с применением высоко- и низкочастотных фильтров и большого количества гейта.

Теперь положите рабочий барабан на верхнюю часть или на решетку усилителя, включите проигрывание продублированной дорожки и запишите получающийся результат.

Реампинг рабочего барабана.

После записи останется только смешать микс ударных с тем, что мы записали во время реампинга.

Дорожка ударных после реампинга.

Таким образом мы получили богатое и более объемное звучание малого барабана. Для записи звука перед барабаном использовался микрофон Heil PR30, а для записи окружения применялся Neumann U87, добавивший объема звуку.

Реверберация

Реампинг можно применять и для дорожек с посылами и эффектами. К примеру, я создал посыл, на который приходит реверберация от барабанов и прогнал его через эмулятор гитарных кабинетов.

Исходное звучание ударных.

Затем я добавил к ударным эффект реверберации, который приходил на отдельную дорожку, и смешал между собой дорожку с реверберацией и дорожку с исходным звучанием барабнов.

Ударные с реверберацией (смешение двух дорожек).

Наконец, я сделал реампинг дорожки с реверберацией, то есть реампингу подвергся только канал посыла, куда приходила реверберация.

Ударные с реверберацией (смешение двух дорожек) после реампинга посыла.

Самое время сделать реампинг дома

Как и любая другая техника и методика студийной работы, реампинг следует применять только в тех случаях, когда это оправдано контекстом песни и выполняемой работы. Не стоит реампить все и вся: звучание одних инструментов реампинг может с легкостью испортить, в то время как другие инструменты могут не нуждаться в этой процедуре вовсе. Другими словами, прежде, чем задуматься о реампинге, ответьте себе на вопрос: «Как это улучшит песню в общем, и звучание инструмента в частности?».

Существует бесконечное число методов реампинга, основанных на личном опыте звукорежиссеров. Сегодня я поделился своими взглядами на процесс реампинга, поэтому берите их на вооружение и экспериментируйте в поисках идеального звучания.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
1 Комментарий
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии