Исследователи из Национальной академии наук США доказали главенствующую роль низких частот в вопросе человеческого восприятия музыки.
В июне 2014 году группа ученых из американской Национальной Академии Наук опубликовали исследование, на основе ряда факторов доказывающее важность роли бас-гитаристов для любой музыкальной группы. Таким образом, на защиту самых недооцененных участников музыкальных коллективов встало научное сообщество.
Авторами исследования «Superior Time Perception for Low-enders Explains Why Bass-ranged Instruments Lay Down Musical Rhythms» выступили Майкл Хоув, Селин Мэри, Иэн Брюс и Лорел Трэйнор, а полный текст работы вошел в 28 выпуск 111 тома журнала Академии Наук США.
В рамках проекта исследователи постарались объяснить главенствующую роль баса (и любых низких звуков в музыке) на основе психологии и особенностей восприятия звука человеческим слухом. Вне зависимости от культуры, полифоническая музыка состоит из двух параллельных потоков сигналов: мелодии в диапазоне высоких частот и низкочастотного ритма. Когда оба потока сигналов звучат одновременно, мозг в первую очередь распознает звуки в диапазоне низких частот и только потом переключает внимание на высокие звуки. Таким образом низкие звуки быстрее попадают в мозг.
Также ученые пришли к выводу, что песни и музыка, в которых основная роль отведена басу, а не ударным и барабанам, чаще подвержены такому явлению как «Tapping Synchronization» (досл. «Синхронизация топота») — эффекту, заставляющему людей топать ногами или хлопать в ладоши в ритме композиции. «Песни с мощной басовой линией легче воспринимаются слушателями, а люди охотнее начинают двигаться в такт такой музыке, в отличие от песен, где главная роль отведена гитаре или другим инструментам», — говорится в тексте исследования.
Как проводилось тестирование?
Для доказательства своих суждений, ученые отобрали две группы добровольцев, состоящую из 17 и 18 человек соответственно. В фокус-группу входили мужчины и женщины в возрасте от 20 лет, при этом отбор не учитывал музыкальные способности испытуемых. Участники эксперимента отбирались случайным образом, без оглядки на их образование и музыкальный опыт, хотя позднее выяснилось, что 11 человек из первой группы и 18 из второй являются музыкантами. Тем не менее, наличие музыкального образования не оказало эффекта на конечные результаты проверки.
Эксперимент MMN
Первый эксперимент был направлен на изучение активности мозга и его реакции на музыку. Испытуемых сажали в специально оборудованную комнату напротив динамика, находящегося в метре от головы человека. Участвующие в эксперименте добровольцы смотрели короткий отрезок немого фильма с субтитрами, что помогало избежать отвлечения внимания тестируемых на фильм, а не на музыку. Дополнительно участников эксперимента попросили минимизировать количество движений тела и головы во избежании искажений восприятия звуковой информации и лучшего соотношения сигнал/шум.
Пока люди смотрели на экран, им проигрывали несколько полифонических музыкальных отрезков. В качестве источника использовались синтезированные звуки фортепиано: тестируемым проигрывали две повторяющиеся через каждые 500 мс ноты (Соль малой октавы с частотой 196 Гц и Си-бемоль первой октавы с частотой 466,2 Гц) длительностью 300 мс. При этом в одних случаях низкий звук Соль звучал на 50 мс раньше, в других — на 50 мс позже, а в третьих появление высокого и низкого звука было одновременным.
Эксперимент показал, что ранее появление низких звуков вызывает повышенную активность мозга, говорящую о «заинтересованности» организма в звучащей музыке, а также ее распознавании в дальнейшем. В случаях, когда первым начинал звучать высокий звук, мозг уделял ему меньше внимания, но снова активизировался после появления низкого звука.
Эксперимент постукивания пальцев
Второй эксперимент исследовал «Tapping Synchronization» и получил название «Finger-Tapping Experiment». В качестве звукового сигнала использовались все те же ноты Соль и Си-бемоль, воспроизводимые по тому же принципу, что и в первом эксперименте. При этом ученые обозначили случаи одновременного звучания нот как «Standards», а раздельного — «Deviants». Постоянное проигрывание нот длилось в течение 60 секунд, а количество появлений «Standards» и «Deviants» составило 99 и 22 соответственно.При этом иногда мог звучать только один звук (низкий или высокий), а также мог изменяться ритм, в котором звучат ноты. Минутные прогоны двух нот повторились 16 раз, что заняло около 30 минут на каждого человека.
Приблизительный пример проигрываемого аудиофайла (без смены ритма).
Испытуемые находились в аналогичной с первым тестом комнате, но в качестве источника звука использовался не динамик, а наушники Sony MDR-7506. Рядом со стулом стояла картонная коробка с помещенным в нее микрофоном, по которой они должны были стучать в такт звучащим в наушниках звукам, если они им знакомы или понравились.
По итогам тестирования выяснилось, что в случаях раннего появления басовой ноты слушатели начинают активнее постукивать пальцами в такт музыке, в отличие от тех прогонов, когда звуки проигрывались одновременно или на первый план выходил высокий звук.
Что это значит для меня? И как мне теперь относится к басисту группы?
Проведенное учеными Национальной академии наук США стало еще одним доказательством влияния (на подсознательном уровне) басовых звуков на человека. Ранее группа исследователей из чикагского частного Северо-Западного университета пришли к выводу, что песни с преобладанием баса заставляют людей чувствовать себя увереннее и сильнее. Оба исследования стараются объяснить природу влияния низких басовых звуков на поведение человека — всевозможные барабанные марши, гортанные пения, боевые песни и прочие подобные музыкальные произведения делают людей сплоченнее и смелее.
Что делать с этой информацией нам, обычным музыкантам? Пересмотреть отношение к басисту (прямолинейную партию восьмыми по одной он же сможет сыграть?) и попробовать написать песню, в аранжировке которой бас возьмет на себя ведущую роль. Вполне возможно, что именно она и станет следующим хитом твоей группы.