in

Референс-треки: как улучшить свои миксы с помощью сравнительного анализа музыки

Извлекаем пользу из сравнения своих миксов и коммерческих записей.

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек
© LANDR Blog

Длительная работа над одним проектом загоняет музыкантов в определенные рамки, которые не дают закончить сессию. Можно часами работать над партиями, переписывать гитары, переделывать аранжировку и пересводить проект, но так и не достичь главного — законченного трека.

Проблема зачастую заключается в том, что во время работы музыкант помещает себя в некую зону комфорта, из которой боится выйти. В этом нет ничего плохого, но обычно это расслабляет человека, замыливает его уши и разум: он перестает видеть общую картину того, что хочет получить, и все дальше уходит от завершения проекта.

Работая над проектом, нужно четко видеть картину звучания микса и понимать, как песня выглядит на фоне других коммерческих релизов. Помочь в этом могут референс-треки и референсное сведение.


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

4 референс-трека от iZotope, с которыми стоит ознакомиться каждому музыканту


Что такое референсное сведение

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек

Референсное сведение или сравнительное сведение — это процесс сопоставления практически законченного микса с ранее сведенными песнями, другими версиями микса того же проекта или коммерческими записями. Использование референс-треков во время сведения помогает оценить общее качество вашего микса и понять, когда работу можно считать завершенной.

Как использовать референс-трек

На словах все выглядит просто: берем качественно сведенный трек и подгоняем свой микс под его звучание. Тем не менее при таком подходе нужно разобраться с рядом вещей, которые сделают референсное сведение максимально эффективным.

Перед тем, как начать работу с референс-треком, запомните: правильного сведения не существует.

Несмотря на сотни и тысячи мнений о том, как сводить музыку, никто еще не выработал единственно верного и стопроцентно действенного метода. То, что хорошо и правильно для одного проекта, попросту неприменимо для другого — это справедливо и при использовании референс-треков. По этой причине во время референсного сведения вы должны руководствоваться только одним правилом:

Самое главное, чтобы звучание микса нравилось вам. Понимание этого сильно облегчит жизнь.

Давайте посмотрим, как использовать референс-треки во время сведения, чтобы сделать звучание своих миксов лучше.

Сопоставление уровней

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек

Одна из основных задач, которая встанет перед вами при референсном сведении заключается в том, чтобы добиться максимально возможного сходства по уровню громкости между миксом и референс-треком. Уровень громкости каждого инструмента должен быть идентичен или очень близок к тому, что вы слышите на эталонной записи.

Иногда даже малейшие изменения громкости отдельных сигналов оказывают сильнейший эффект на восприятие микса. Вносимые изменения должны реально сказываться на всем миксе, а не быть результатом какого-нибудь психоакустического эффекта или изменений в цепи прохождения сигнала.

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек
Sienda FreeG

Подогнав громкость микса под эталонной трек, нужно проверить показатели всех приборов. Внимательно посмотрите на шкалы мониторинга каждой дорожки: уровни сигнала не должны достигать пиковых значений. Если по какой-либо причине мониторинга на дорожках вам не хватит, воспользуйтесь сторонними плагинами. К примеру, бесплатный плагин Sienda FreeG более подробно покажет, на каких уровнях находится сигнал.

Сравнение до и после

Одним из самых явных показателей для оценки качества микса служит мастеринг. То, как сведенный микс реагирует на него, показывает реальное качество проделанной работы. Ваш микс после мастеринга должен звучать не хуже выбранного коммерческого референс-трека.

Так как мастеринг требует определенного опыта работы со звуком, который есть далеко не у каждого, стоит прибегнуть к возможностям автоматического мастеринга в iZotope Ozone или LANDR. Возьмите сведенный трек и прогоните его через один из этих инструментов. Прошедший мастеринг микс изменится в звучании и даст понять, что еще нужно сделать, чтобы закончить сведение. Если в треке выпирает бочка, приберите ее и снова прогоните микс через процессор. Если не хватает баса, поднимите его уровень и снова проверьте, что получилось.

На что обратить внимание при референсном сведении

После сопоставления уровней нужно внимательно посмотреть на те части микса, которые отличают трек от референсной композиции.

Общая картина эквализации

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек
TDR Nova

Общая частотная характеристика трека — одна из важных вещей, для сравнения с референсной композицией. Особое внимание здесь нужно уделить краям частотного спектра.

Любительские миксы обычно страдают от гулких неконтролируемых низких частот, резких шипящих высоких и провалов в районе верхней середины.

Полагайтесь на свои уши или на эквалайзер с встроенным мониторингом, который наглядно покажет частотное наполнение микса. Для этой задачи, к примеру, отлично подойдет бесплатный эквалайзер TDR Nova. Активируйте его на мастер-канале и посмотрите, как ваш микс выглядит по частотам в сравнении с референс-треком.

Динамический диапазон микса

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек

Общий динамический диапазон композиции — это результат применения компрессии к отдельным элементам микса. Динамический диапазон сильно отличается для каждой конкретной записи, поэтому всегда важно помнить, какие нормы динамики приняты в вашем стиле музыки. Так, например, для передачи максимально возможной энергетики трека через небольшие динамики потребительской электроники, крутящиеся по радио поп-хиты зачастую имеют более узкий динамический диапазон в сравнении с тем же джазом, который обычно слушают на более серьезной аппаратуре.

Если динамический диапазон референс-трека богаче или беднее вашего микса, стоит вернуться к сведению и найти причину различий. Возможно, что микс перекомпрессирован, а вы не учли то, где и как будет звучать ваша песня.

Уровни и динамический диапазон отдельных элементов

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек
© LANDR Blog

Определитесь с тем, какое место займет в миксе каждый инструмент, а также найдите инструменты, звучащие в одном частотном диапазоне. Референс-трек послужит здесь отличным примером того, как и где нужно расположить инструменты, чтобы минимизировать их влияние друг на друга.

Как и с динамическим диапазоном, позиционирование инструментов отличается в каждом конкретном случае.

Выявите в обоих миксах самого громкого участника аранжировки. Сделать это довольно просто: плавно убирайте громкость на мониторах до тех пор, пока инструменты не станут едва слышны. Тот инструмент, который останется последним хорошо различимым звуком перед полным затуханием громкости и есть самый громкий участник микса.

Несколько советов по использованию референс-треков

Методика сравнительного сведения не ставит цель создать полностью идентичный трек. Суть метода в том, чтобы на основе качественной работы другого звукорежиссера понять, как сделать лучше собственный проект.

Каким должен быть референс-трек?

В качестве сравнительных треков можно использовать любые записи, которые стилистически близки к рабочему проекту. Предпочтение лучше отдавать коммерческим миксам, созданным известными продюсерами и звукорежиссерами — они будут более информативными. Вот здесь можно найти несколько отличных примеров, демонстрирующих как надо работать с миксом.

При этом полезно использовать предыдущие версии проекта как еще один референс-трек. Сравнение проделанной работы с предыдущей версией микса покажет, насколько реальными оказались внесенные изменения и над чем нужно еще работать, а также обезопасит вас от затягивания работы и бесконечных полировок песни.

Сравнивайте звучание миксов на всех видах аппаратуры

Референс треки, сведение с референс треком, референс трек, референс-трек

Микс будут слушать на самой разной аппаратуре. Поэтому здесь важно сравнить звучание микса и референс-трека на как можно большем количестве аудиотехники — это даст много полезной информации о том, как микс звучит в сравнении с референс-треком и чего ему не хватает.

Проверяйте саунд проекта не только на студийных мониторах, но и на обычных динамиках стереосистемы. Послушайте треки в машине, в разных видах наушников, включите его на телефоне. Каждый из этих девайсов покажет, как звучит трек.

Сравнивайте как можно чаще

У коммерческих миксов можно многому научиться. При всей простоте референсного сведения, эта методика отлично тренирует слух звукорежиссера: в будущем вы сможете меньше полагаться на референс-треки, так как сами будете слышать, что нужно поправить в миксе, чтобы он отлично звучал.

Теперь, когда вы знаете, на что нужно обратить внимание при референсном сведении, откройте один из своих проектов и найдите ему референс-трек для сравнения. Вполне вероятно, в песне еще есть над чем поработать.


По материалам: LANDR Blog

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии