Рок-музыка Африки: как живет тяжелая музыка в мире, где сильна религия

Как зарождалась и развивалась тяжелая музыка Африки, и чего ждать от нее в будущем.

Рок-музыка Африки: современная африканская музыка и музыкальная индустрия

Развитие интернета и социальных сетей позволило западной популярной культуре распространиться по континентам и странам. Если в Европе и Азии поп-культура получила мощный толчок к развитию, то страны Африки стали по-настоящему благодатной почвой для распространения западных культурных веяний и ценностей.

Небывалым спросом в Африке стали пользоваться направления тяжелой музыки — метал, хард-рок и прочие связанные с ними стили. Неудивительно, что расцвет популярности метала и рока на Черном континенте пришелся на Южно-Африканскую Республику — одно из самых развитых государств в Африке.

Сегодня в каждом уголке континента развивается собственная популярная метал- и рок-сцена. Любители тяжелой музыки встречаются в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, популярность метала прослеживается в англоговорящих странах по типу Ботсваны, Зимбабве, Замбии и Танзании. В странах Восточной Африки — Кении и Уганде — зарождается собственная рок-культура. При этом популярными становятся коллективы, играющие самые тяжелые направления метала: блэк, дэт и дум.

Зарождение метала в Африке

Зарождение метала и рока в Африке началось на рубеже 1980-1990-х годов. В конце 1980-х Запад начал бойкотировать политику апартеида, что в итоге привело к социальным и государственным преобразованиям на континенте. Прогрессивная африканская молодежь искала пути выхода негативным эмоциям, но не желала прибегать к помощи насилия и оружия.

Политики ЮАР, переориентировавшиеся на Запад, сами того не ведая, дали зеленый свет развитию тяжелой музыки в стране. По мнению Эдварда Банхса, автора книги «Heavy Metal Africa: Life Passion, And Heavy Metal in The Forgotten Continent», мощь и злоба экстремальных видов метала быстро нашла отклик среди африканской молодежи, искавшей методов выражения протеста.

Виктор Тебусике aka Vickonomy (Vale of Amonition).

«В конце 1980-х годов в ЮАР появились коллективы, исполняющие тяжелую музыку. Эти ребята самостоятельно сочиняли, записывали и распространяли свое творчество среди молодежи», — пишет Банхс. — «Вскоре в стране начали продюсировать множество различных музыкальных коллективов. Это подтолкнуло молодые группы не только к сочинению нового материала, но и организации полноценных концертов и фестивалей. Зародившаяся музыкальная индустрия оказалась на уровне, сравнимом с Европой и Америкой». Постепенно на Африку обратили внимание американские промоутеры: менеджеры и организаторы прощупывали почву, привозили мэтров жанра в лице Metallica и Sepultura, и смотрели на интерес и отклик аудитории.

В середине 1990-х немецкий лейбл Morbid Records подписал две группы из ЮАР — Voice of Destruction и Groinchurn. Эти группы стали первопроходцами, показав европейским слушателям, что африканский метал самостоятелен и самобытен. Участники коллективов гастролировали по территории Республики, повышая популярность тяжелой музыки не только во всей стране, но и на всем континенте. Вместе с тем, в Европе издавались сборники лучших песен африканских метал-команд (см. компиляции серии «The Death of Africa»). В итоге это шло на руку африканской тяжелой музыке, повышая интерес к ней на Западе.

К началу 2000-х годов тяжелая музыка плавно распространилась по континенту, а популярность приобрели такие группы, как Rock of Ages из Кении, Neblina из Анголы и мадагаскарские трэш-металлисты Sasamaso.

Люди считают нас сатанистами. Они судят о других только по манере одеваться.

Трупер, лидер рок- и метал-сообщества ЮАР

В итоге оплотом метала Африки стала Ботсвана, чье население не превышает 2,1 млн человек. Успех страны на рок-поприще обусловлен большим количеством музыкальных групп и творчеством южноафриканского фотографа Фрэнка Маршалла, сделавшего серию фотографий с местными метал-группами, облаченными в наряды в духе Judas Priest или Iron Maiden.

Рок-музыка Африки

Сегодня в Африке живет более миллиарда людей в более 50 странах. Несмотря на общую слабую развитость (в мировых масштабах) африканской сцены, нельзя забывать, что такие исконно американские стили музыки, как джаз или блюз, произошли из культурного наследия Черного континента.

Rabbitt

Одной из первых популярных групп Африки считается южно-африканский поп-рок коллектив Rabbitt, образовавшийся в 1972 году в городе Претория. Группа выпустила один альбом, а в 1976 году отметилась синглом «Charlie», добравшимся до первых строчек африканских чартов и обратившего на себя внимание британской прессы. Rabbitt распались в 1978 году, а Тревор Рэбин (фронтмен группы) присоединился к Yes, где впоследствии поучаствовал в написании хита 1983 года «Owner of a Lonely Heart».

Несмотря на малую изученность, рок-сцена Африки богата на талантливых музыкантов, играющих в самых разных стилях рока. Мэтт Коэн, американский программист и меломан, живущий последние 20 лет в ЮАР, отмечает, что музыкальная сцена государства устроена таким образом, что каждый вечер в клубах и барах выступают новые коллективы. Эти группы с легкостью цепляют слушателя особенностями звучания и обязательно имеет базу поклонников, растущую день ото дня.

На развитие рока также оказал влияние уже упомянутый апартеид. Население континента, спасаясь от тирании и жестокости, переезжало в США и Великобританию. От туда люди пересылали пластинки и кассеты с записями популярной музыки. Параллельно влияние африканской культуры сказывалось и на звучании западных рок-групп: дети выходцев с Черного континента, освоившись на новом месте и привыкнув к местной жизни, участвовали в создании новых коллективов.

Большой вклад в развитие африканского рока в 1980-е годы внесли такие коллективы, как éVoid, Asylum Kids, Dog Detachment, No Friends of Harry, Bright Blue и Voëlvry, сочетавшие в своем звуке национальный колорит и элементы западной культуры. При этом расцвет рока в ЮАР, а вместе с тем во всей Африке, пришелся на те же 1990-е, когда континент обратил свой взор на Запад. Местные музыканты, не готовые по ряду причин к игре экстремально тяжелых стилей, открыли для себя творчество Nirvana, Alice In Chains, а следом и музыку брит-поп команд.

Вместе с роком, Африка подверглась влиянию и других стилей. Постепенно музыканты впитывали тяжелый рок-саунд, особенности инди-стилистики, фьюжна и поп-рока. К примеру, широко известный в Южной Африке коллектив Blk Jks исполняет смесь инди, фьюжна и хард-рока в духе King Crimson, а квартет Good Ones играет легкую музыку, в основе которой только голоса и акустические гитары.

Нельзя не отметить и феномен Die Antwoord из Кейптауна (ЮАР), чьи рэп-рейв композиции снискали популярность по всему миру. И пусть творчество дуэта слабо соотносится с понятиями «метал» и «рок», факт остается фактом — Die Antwoord невероятно популярны, что приходится на руку всей музыкальной индустрии Черного континента.

Проблемы тяжелой музыки в Африке

Несмотря на помощь Интернета в популяризации творчества местных групп, сегодня африканский рок и метал сталкивается с непониманием со стороны окружающих. В то время, как музыканты США и Великобритании пережили такое неприятие со стороны населения в 1960-1970-х гг., жители Африки только сейчас стали относиться к исполнителям и поклонникам тяжелой музыки с пренебрежением. Популярные телеканалы и радиостанции стараются дистанцироваться от таких коллективов. Проблема, как и в остальном мире, кроется в стереотипах, сопровождающих подобное творчество.

Vale of Amonition

Тем не менее, африканское население смотрит на металистов и рокеров с большим негативом, чем это делают люди в других частях света. Один из лидеров местных рок-тусовок с псевдонимом Трупер рассказывает, что окружающие воспринимают любителей рока и метала не иначе, как сатанистов, оценивая их только по внешнему виду и вкусах в одежде.

«Мы пытаемся объяснить людям, что нас объединяет любовь к музыке и чувство братства, но пока что общественность смотрит на нас с пренебрежением, не понимает сути», — продолжает рассуждение молодой человек по имени Таллибан, в свободное время проходящий службу в Вооруженных Силах ЮАР.

В противовес людскому неприятию, фотограф Фрэнк Маршалл отмечает, что африканские металисты, рокеры и даже байкеры — одни из самых добрых и страстных поклонников музыки, которых он когда-либо видел.

Метал никогда не станет мейнстримным музыкальным направлением в Африке. Мы останемся в андерграунде. И знаете что? Нас это устраивает.

Виктор Тебусике aka Vickonomy, гитарист метал-группы Vale of Amonition

Молодые люди, вдохновляющиеся примерами Black Sabbath, AC/DC и Sepultura, дополнительно испытывают нехватку качественного оборудования. Крис Лалако Ягами, играющий в популярной кенийской команде In Oath, говорит, что его коллективу было сложно пробиться к слушателю из-за низкого качества записей и активного противодействия со стороны радиостанций.

Средства массовой информации (радио и телевидение) не поддерживают старания местных музыкантов. Локальные радиостанции и телеканалы не обращают внимание на происходящее на рок- и метал-сцене, не ставят в эфир их творчество. По мнению африканских вещателей такая музыка — неформат, который не интересен рядовым слушателям.

«Люди в Африке точно также подвержены трендам: что популярно в мире, то популярно и здесь. Поэтому метал находится в андерграунде, не вызывая интереса широкой общественности. И знаете что? Нас это устраивает!», — делится мыслями Виктор Тебусике, гитарист и вокалист единственной в Уганде дум-метал группы Vale of Amonition. — «Тяжелая музыка по вкусу далеко не всем, и такое положение вещей вряд ли когда-либо изменится. Метал и рок остаются субкультурой, а ассоциирование исполнителей тяжелой музыки с сатанистами не пропадет на ровном месте там, где столпом общества выступает религия. Весь негатив вокруг этих стилей не помогает продажам и коммерческому успеху».

Будущее африканского рока и метала

Музыкальные эксперты считают, что тяжелая музыка Африки — многообещающее явление. Как только она станет известна широкому кругу слушателей по всему миру, значимость африканской сцены обязательно возрастет.

«Сообщества любителей рока и метала крепки. Мы знаем друг друга практически с пеленок», — продолжает Крис Лилако Ягами. — «Большинство концертов организовываются и поддерживаются местными группами поклонников тяжелой музыки. Да, нас не много, но этого достаточно, чтобы обеспечить посещаемость концертов и удовлетворенность всех участвующих сторон».

Популяризаторы тяжелой музыки в Африке — Трупер (слева) и Таллибан (справа).

Несмотря на отсутствие поддержки со стороны телевидения и радио, ситуация начинает потихоньку меняться. Не так давно свои материалы африканской сцене посвятили CNN и Vice, что благоприятно повлияло на популярность таких местных групп, как Wrust, In Oath, Vale of Amonition. Повысившийся интерес со стороны международного слушателя дал новый стимул для продолжения музыкальных изысканий африканской молодежи.

Автор документального фильма о тяжелой музыки Черного континента «Death Metal Angola» Вилкис Флорс считает, что современная музыкальная культура континента находится в начале большого пути. «Через 15-20 лет местная сцена достигнет значимых масштабов, а люди начнут рассказывать, как африканские группы вдохновили их на занятие музыкой», — заключает Флорс.

Как и любое другое дело, развитие музыки требует упорного труда и времени. Критики, слушатели и музыканты сходятся в одном — африканская тяжелая и альтернативная музыка еще заявит о себе.


Что послушать?

Поп и рок-музыка Африки

Метал-музыка Африки

Что посмотреть?

Who Are the Death Metal Cowboys from Africa?

Death Metal Angola


По материалам: FACT Magazine, The New York Times, TeamRock.com, Matty.co.za

Exit mobile version